Окружающий мир в 1 «А» классе на тему
«Куда текут реки?» УМК «Школа России»
Дата: 6.12.2021
Цель: расширить знания учеников о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде.
Задачи урока:
1. Расширение и уточнение представлений о реках, морях, пресной и морской воде.
2. Развитие интереса к познанию окружающего мира.
3. Воспитание уважения к природе, к родному краю.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать реку и море; прослеживать путь воды из реки в море; различать пресную и морскую воду.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Оборудование для урока: картинка с изображением Муравья Вопросика, презентация, аудиозапись песни Морозова А. «А по камушкам», аудиозапись «Шум воды», плакат-схема путь воды, конверт с письмом, глобус.
Раздаточный материал: конверт с заданиями для учащихся, кораблики, рисунок капельки воды, листы для записи результатов опыта.
Для проведения опыта: стаканы с пресной и морской водой, пищевая соль, ложка, палочка.
Ход урока
Организационный момент. Этап мотивации.
Учитель: Здравствуйте, ученики 1 «А» класса! Меня зовут Фируза Альфридовна. Сегодня я проведу урок окружающего мира. Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души, и улыбнитесь мне! Тихонько сели.
Этап актуализации знаний.
Учитель: А сейчас закройте глаза, и послушайте.
- Ребята, у нас сегодня будет не простой, а необычный, увлекательный урок, а именно урок-путешествие. На уроке с нами наши помощники, кто же они? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик).
- А что же принес нам сегодня на урок Муравей Вопросик? Что он держит на руках? (показываю конверт).
Ученики: Конверт, письмо.
Учитель достает из конверта загадку и читает.
Учитель: А в конверте, для нас загадка. Слушаем, внимательно.
На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ... (глобус). Учитель показывает глобус
- А что такое глобус? (глобус – это модель Земли).
- Какого цвета больше? (Больше голубого)
- Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты).
- А каким цветом обозначается суша? Суша часть поверхности планеты Земля, не покрытая водами.
- Зелёный, жёлтый, коричневый.
- Какой же, мы можем сделать вывод, чего больше на планете Земля, воды или суши? (Воды).
- А в виде чего на Земле вода? (река, озеро, пруд, море). Всё это водоемы.
Учитель: Так, а в конверте есть еще одна загадка. Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Река). Правильно!
Учитель: Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река? (Реки имеют важное значение в жизни людей, место обитания для рыб и некоторых животных, для роста растений).
Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Муравей Вопросик, и вам приготовил конверты. Конверты находятся у вас на партах. Вы будете работать парами.
Слушаем задание: Вам нужно будет открыть конверт, и составить из карточек вопрос. Для выполнения этого задания, я даю вам 3 минуты, если пара готова приложите ладони друг другу, так я увижу, что вы готовы. Итак, открываем конверты и составляем вопрос из карточек. (ученики составляют вопрос: Куда текут реки).
Учитель: Так, на какой вопрос будем искать ответ на уроке? (ответ учеников: Куда текут реки?)
- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки).
Учитель: Сл.1 В России много разных красивых рек, но именно Волгу называют величественной, царицей всех русских рек.
- Сл.2. Река Волга течёт вдоль нашей столицы Республики Татарстан города Казани.
- А какие реки знаете вы, которые есть в нашем районе?
- В нашем Сабинском районе протекает река Мёша.
Сл.2-3 Вот она наша знаменитая, родная река – Мёша.
- Ребята, а вы знаете, как звучит река Мёша на нашем родном татарском языке?
- Река Мёша на татарском языке – Мишә елгасы.
- Давайте всместе озвучим: Мишә елгасы.
Этап решения поставленной задачи.
Учитель: Итак, ребята вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки).
- А что нужно сделать, чтобы выяснить, куда же текут реки? (Посмотреть карту, атлас, глобус, книгу, фильм, видеоролик).
– Чтобы ответить на вопрос я предлагаю вам совершить путешествие по просторам нашей необъятной Родины.
Учитель: Мы будем путешествовать на корабле, так как быстрее, удобнее, и все поместимся. У вас на партах есть бумажные кораблики.
Откройте учебник на стр. 66 и рассмотрите рисунок. Вы будете работать с картой, которая у вас в книгах, а я буду работать на доске при помощи плата-схемы. И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Плешаков.
- Итак, наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:
Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.
- С какой реки мы начнем наше путешествие? (дети называют реку Осётр).
- Найдите её на карте, и поставьте туда свои кораблики. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река).
В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал.
- Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку).
- В какую реку впадает Осётр? (в Оку).
Осётр впадает в другую реку – Оку.
- Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва)
- Сравните, Ока́ — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.)
Ока шире и длиннее, чем Осётр.
- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку).
- Назовите её. (Волга).
Она впадает в реку Волгу.
- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река).
Волга – великая русская река.
- Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире).
Местами она так широка, что другой берег почти не виден.
- Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море).
Волга несёт свои воды в Каспийское море.
Учитель: Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).
- Мы с вами можем сделать вывод, что вода проходит много километров, прежде чем впасть в моря, океаны.
- Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос «Куда текут реки?»? (Да. Они текут к морям и океанам.)
Динамическая пауза Микс-пэа-шэа (сингапурский приём)
Учитель: Я вижу, вы немного подустали, давайте сделаем динамическую паузу. Встаньте и задвиньте стулья. Когда я включу музыку, ваша задача ходить, танцуя по классу, а когда музыка закончиться, вы должны сделать задания, поэтому слушаем внимательно.
Под песню «А по камушкам» дети ходят по классу и объединяются в пару
рядом стоящим учеником (3 раза).
1. Встаньте в пары.
2. Встаньте по три.
3. Встали по шесть.
4. Сели на свои места.
Этап закрепления. Практическая работа
Учитель: Муравей Вопросик хочет понять, чем различаются река и море. Давайте ему поможем. Мы с вами проведем практическую работу, сделаем опыт, и узнаем, чем отличаются река и море.
Цель нашего опыта: найти отличие морской и речной воды.
Оборудование: На столе стоят 2 стакана. В одном стакане чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.
Описание работы:
1. На столе стоят 2 стакана чистой воды.
2. Ложкой возьму немного соли и нужно засыпать во2-й стакан с водой.
3. Размешиваю содержимое ложкой.
Учитель: Ваша задача сравнить речную и морскую воду по плану, и результаты практической работы изобразить на отдельных листах.
План работы:
1. Сравните речную и морскую воду по цвету. (Она одинаковая, бесцветная). Вывод: Не имеют цвета. Значит, раскрашивать стаканчики мы не будем.
2. Сравните речную и морскую воду по запаху. (подойти к двум, трем партам и дать возможность понюхать). Не имеют запаха. Значит, раскрашивать стаканчики мы не будем.
3. Сравните речную и морскую воду по вкусу.
- Мы с вами пробовать воду не будем, вам нужно самим догадаться, имеет ли вкус речная и морская вода. (Ученики делают вывод, что морская вода соленая). Значит, раскрашивать будем 2-й стакан, морскую воду. Раскрасим его голубым или синим цветом.
По итогам нашего опыта мы можем сделать вывод, что: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.
Этап коррекции. Экологическая беседа
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем могла бы попросить нас вода, если бы она умела говорить? (ответы учеников).
- Реки являются главным источником пресной воды на земле. Мы с вами должны беречь это главное богатство земли и сохранять его для будущих поколений.
Итоги урока.
Учитель: Сейчас, я буду читать высказывания, если вы согласны с высказыванием, то вы сидите на своих местах, если вы не согласны, и считаете неправильным, то встаете.
1. Глобус - уменьшенная модель земли. (сидят)
2. Вода на глобусе показана коричневым цветом. (встают). А какого цвета?
3. Реки впадают в другие реки, моря. (сидят)
4. В реке вода солёная. (встают).
5. В море вода соленая. (сидят)
Рефлексия
Учитель: Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился, и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо).
- Покажите мне свои капельки. Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо вам за ваше активное участие на уроке.
6