СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "У Чёрного моря". 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по окружающему миру на тему "У Чёрного моря" включает в себя все требования ФГОС: использование групповых форм работы, ИКТ при проверке знаний учащихся, работу с дополнительными информационными источниками (энциклопедия, "Атлас-определитель", "Красная книга Российской Федерации" и др.)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "У Чёрного моря". 4 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МОУ Игнатовская СОШ






Открытый урок

по окружающему миру

в 4 классе

Тема: «У Чёрного моря»













Учитель начальных классов

Сальникова Н.А.




2022-2023 учебный год

Конспект урока по окружающему миру.


Тема урока: У Чёрного моря.


Цели урока

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.


Задачи урока


Образовательные: познакомить обучающихся с географическим положением субтропической зоны России, животным и растительным миром Черноморского побережья Кавказа, деятельностью людей, проживающих в данной природной зоне;

Развивающие: формировать умение анализировать и систематизировать изученный материал, делать логические умозаключения; формировать умение контролировать себя с помощью компьютерных технологий.

Воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.


Планируемые результаты

Предметные:

-находить и показывать природную зону на карте;

-иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

-моделировать цепи питания природной зоны;

-иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные:

-определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

-работать с картой, используя полученную информацию из неё;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-рассказывать о природной зоне по плану;

Личностные:

-осваивать социальную роль обучающегося и определять мотивы своей учебной деятельности;

-понимать разнообразие природы России;

-понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.


Формируемые УУД:

познавательные - осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения; уметь использовать компьютер для проверки своих знаний;

коммуникативные - соблюдая правила речевого поведения, участвуя в общей беседе;

умение обмениваться мнениями с собеседниками; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, понимать и принимать трудности другого человека и уметь оказать посильную помощь, уметь прогнозировать и видеть общий результат;

регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, осознавать возникающие трудности и находить пути их преодоления; адекватно оценивать свои результаты и достижения,

личностные - положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение природы в жизни человека, поддерживать экологическое состояние окружающей среды.



Оборудование:

ноутбуки, атлас-определитель "От земли до неба", Красная книга России, энциклопедии: "Я познаю мир. Растения", "Я познаю мир. Животные", карта природных зон России, гербарий.



























Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

А) Работа с картой. - Назовите природную зону, которую мы с вами изучили на прошлом уроке. (Пустыни).

- Покажите зону пустынь на карте природных зон.

(Ученик показывает на карте полупустыни и пустыни.) (Южнее зоны степей, на юго-западе страны по берегам Каспийского моря расположена природная зона полупустыни и пустыни.) Слайд 2.


Б) Онлайн-тест на компьютерах «Природная зона «Пустыни» https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-okruzhajuschemu-miru-pustyni (обучающиеся самостоятельно проходят онлайн-тест, анализируют свои ошибки и сообщают о своих результатах).


3. Самоопределение к деятельности.

- Перечислите по порядку природные зоны. (Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса), зона степей, пустыни, субтропики).

- О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

- Назовите тему урока. Слайд 3.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить особенности природной зоны, узнать о климате, как климат влияет на растительный и животный мир.)


4. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

- Обратимся к помощнице - карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики.

(Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой - Чёрное море.)

- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее - днём или вечером? (Вечером.)

- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и оно тоже задерживается горами.

- Выясним, что же обозначает слово "субтропики". Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики - это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

- А что означает приставка "суб "? В переводе с латинского это означает "под". Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики - области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

- Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь её маленькая часть.


2. Работа в группах.

- Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.


- Вспомните правила работы в группе. Слайд 4.


1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый, но на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай корректно.

5. Если не понял, переспроси.


- Вспомните правила сотрудничества.


1. Выполняю свою часть работы.

2. Принимаю трудности другого и помогаю их преодолевать.

3. Вношу свою часть в общий результат.

Деление детей на группы. Вручение каждой группе плана работы. Комментирование планов учителем.

- Ботаники, пользуясь учебником (стр. 94-95), энциклопедией "Я познаю мир. Растения", атласом-определителем "От земли до неба", расскажите о растениях субтропиков по плану.


План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.


1. Растения фруктовые.

2. Растения дикорастущие.

3. Растения, завезённые из тёплых стран.


- Ботаники, пользуясь учебником (стр. 94-95), энциклопедией "Я познаю мир. Растения", Красной книгой России расскажите о растениях субтропиков по плану.


План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.


1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.


- Зоологи, пользуясь учебником (стр. 96 - 97), энциклопедией "Я познаю мир. Животные", атласом-определителем "От земли до неба", расскажите о животных субтропиков по плану.


План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.


1. Обитатели суши.

2. Морские обитатели.


- Зоологи, пользуясь учебником (стр. 96 - 97), энциклопедией "Я познаю мир. Животные", Красной книгой России расскажите о животных субтропиков по плану.


План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.


1. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.


- Экологи, пользуясь учебником (стр. 98 - 99), расскажите об экологии зоны по плану.


План рассказа для группы экологов. Группа № 5.


1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.


- Экологи, пользуясь учебником (стр. 100 - 101), расскажите об экологии зоны по плану.


План рассказа для группы экологов. Группа № 6.


1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк "Сочинский".


5. Физминутка для глаз:

https://doshkolnik.net/fizkultminutki/morskaya-fizminutka.html


6. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся. (Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)


Рассказ ботаников. Группа № 1.


Благоприятные условия - тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым.

В садах зреют грецкие орехи Слайд 5, инжир Слайд 6, абрикосы Слайд 7, персики Слайд 8.

В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья - дуб Слайд 9, бук Слайд 10, каштан настоящий Слайд 11.

В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы Слайд 12, магнолии Слайд 13, пальмы Слайд 14. Эти растения круглый год остаются зелёными.

Дополнение.

Каштан - дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды - орехи - употребляют в пищу.


На склонах гор раскинулись плантации чая. Слайд 15.

На Черноморском побережье растёт виноград Слайд 16 и Лавр Слайд 17


Лавр - вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

Живёт около 400 лет. В древ­не­гре­че­ской куль­ту­ре лавр оли­це­тво­рял по­бе­ду и мир и был по­свя­щён Апол­ло­ну. Слайд 18. Вот по­че­му в Гре­ции му­зы­кан­тов, по­этов, тан­цо­ров, по­кро­ви­те­лем ко­то­рых был Апол­лон, на­граж­да­ли имен­но лав­ро­вы­ми вен­ка­ми

В Древ­нем Риме лав­ро­вый венок ста­но­вит­ся выс­шим зна­ком во­ин­ской и им­пе­ра­тор­ской славы.

Ли­стья лавра из­дав­на ис­поль­зу­ют в ка­че­стве аро­ма­ти­че­ской при­пра­вы.


Рассказ ботаников. Группа № 2.

В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.

Самшит колхидский Слайд 19 - дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Тис ягодный Слайд 20. Высотой 10 - 20 м, в отдельных случаях до 28 м. 
Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.
Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

Иглица колхидская Слайд 21 - многолетний полукустарник. Растение высотой 45 - 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.


Рассказ зоологов. Группа № 3.


Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад

Слайд 22 (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол Слайд 23, который поджидает добычу - мух и других насекомых.

Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Слайд 24. Много и других красивых бабочек. Слайд 25.

В лесах обитают косули Слайд 26, медведи Слайд 27, кабаны Слайд 28.

На берегу моря живут бакланы и чайки Слайд 29, которые кормятся рыбой.

Очень интересны морские обитатели: морские коньки Слайд 30, дельфины Слайд 31, морские иглы Слайд 32, а также крабы и медузы Слайд 33.


Дополнение.

Морские коньки - это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль - и сам станет бурым, сядет на зелёную - позеленеет.

Дополнение.


В атласе - определителе, стр. 159.


Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.


7. Физкультминутка. Слайд 34.

Звучит музыка, дети играют в игру.

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба на месте)
Вы дельфины не шумите, (движения согнутыми руками влево-вправо)
Рыбку быструю ловите: (ходьба с хлопками в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять —
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

- А сейчас заслушаем наших экологов.

Рассказ зоологов. Группа № 4.


На страницы Красной книги попали животные :

Жужелица кавказская Слайд 35 - крупный красивый жук длиной 32 - 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

Дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

Дельфины Слайд 36 - это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины - 2 - 3 м, вес - 150 - 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.



Рассказ экологов. Группа № 5.


Берег Чёрного моря - это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи и Ялта Слайд 37 - 38.

Одна из главных достопримечательностей города Сочи – Дендрарий. Слайд 39

(от греческого слова "дендрон" дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр Слайд 40, родина которого - далёкие горы Гималаи, и эвкалипт Слайд 41, "приехавший" из Австралии, и слоновую пальму Слайд 42 из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи Слайд 43, заросли кактусов и высокие кипарисы Слайд 44.

В числе главных достопримечательностей города Ялта - Никитский ботанический сад Слайд 45. Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов. Слайды 46-47.


Дополнение.

Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым (нашим земляком). Слайд 48.

Рассказ экологов. Группа № 6.


Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк "Сочинский" Слайд 49-50.

Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.


8. Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Заполним таблицу, выполняя задание 3 на стр. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши - цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, - чайки, бакланы.

Обитатели моря - дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Слайд 51 - 52.


9. Подведение итогов урока.

- Какова была цель урока? Достигли её? Докажите. (Правильно выполнили самостоятельную работу.)

- Что нового для себя узнали?

- Сегодня на уроке я узнал ... .

Мне показалось интересным, что ... .

- Понравилось ли вам работать в группе?


10. Рефлексия.

- С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку: солнышко или тучку.

Отметьте в таблице знаками +/-, всех ли результатов вам удалось достичь на уроке.


11. Домашнее задание. Слайд 53.

1. Прочитать текст на стр. 94 - 102, выполнить задания.

2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 - 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.


- Спасибо большое за урок. Все молодцы.































ПРИЛОЖЕНИЕ

План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.

Расскажите о растениях субтропиков по плану.

1. Растения фруктовые.

2. Растения дикорастущие.

3. Растения, завезённые из тёплых стран.


Учебник стр. 94-95, энциклопедия "Я познаю мир. Растения", Красная книга России.

__________________________________________________________________


План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.

Расскажите о животных субтропиков по плану.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.


Учебник стр. 96 - 97, энциклопедия "Я познаю мир. Животные", атлас -определитель "От земли до неба".

__________________________________________________________________


План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.

Расскажите о животных субтропиков по плану.

1. Обитатели суши.

2. Морские обитатели.


Учебник стр. 96 - 97, энциклопедия "Я познаю мир. Животные", Красная книга России.


План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.

Расскажите об экологии зоны по плану.

1. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.


Учебник стр. 98 - 99.

__________________________________________________________________


План рассказа для группы экологов. Группа № 5.

Расскажите об экологии зоны по плану.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.


Учебник стр. 100 – 101.

__________________________________________________________________


План рассказа для группы экологов. Группа № 6.

Расскажите об экологических проблемах Черноморского побережья

и охраняемых территориях.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк "Сочинский".



Учебник стр. 101 – 102.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!