Окружающий мир
Подготовила Казанцева Т.В.
2 класс
План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту».
Цели: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в группе.
Оборудование: у учащихся - цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Кто быстрее назовет ответ?»
• Копытное животное, родственник коровы — живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый. (Зубр.)
• Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень.)
• Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый.)
• Журавль с белым оперением. (Стерх.)
• Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр.)
• Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок.)
2. Проверка домашнего задания
— О каком редком растении или животном нашего края вы узнали? Какими источниками информации пользовались? (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
— Выберите правильный ответ.
1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?
а) станет больше цветковых растений;
б) станет меньше цветковых растений; +
в) станет меньше птиц; +
г) станет больше птиц.
2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?
а) станет меньше комаров и мошек;
б) станет больше комаров и мошек; +
в) станет меньше цапель и аистов, +
г) станет больше цапель и аистов.
— Закончите предложения-правила.
1. Не будем... (срывать).
2. Не будем... (ломать).
3. Не будем... (обижать).
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Об охране природы.)
— Прочитайте тему урока на с. 92 учебника. (Будь природе другом.)
— Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
. Знакомство с правилами друзей природы.
2. Творческое задание
— Придумайте и нарисуйте свои экологические знаки.
3. Выполнение задания в рабочей тетради №2
(Самостоятельное выполнение.)
4. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
— Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко);
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков).
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца (3 очка);
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков);
в) буду наблюдать издали (1 очко).
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков);
б) расспрошу об этом учительницу (2 очка);
в) не пойду (1 очко).
4. После привала во время похода у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 очко);
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 очков);
в) закопал бы в землю (3 очка).
5. Как ты сам оцениваешь свои знания в области охраны природы?
а) почти все знаю, но хотел бы знать больше (3 очка);
б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко);
в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили (5 очков). Ключ к тесту
5 — 11 очков — если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное — не останавливайся, стремись узнать побольше.
11 — 18 очков — ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.
19 — 25 очков — ты, наверное, любишь природу — это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных.
V. Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих — и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст «Сидел в траве кузнечик...» Ю. Аракчеева на с. 94—95 учебника.
— Что вас насторожило в тексте?
— Какой момент показался самым интересным?
— Какой вывод вы сделали?
— Для чего мы прочитали этот текст?
— Посмотрите на эту историю глазами кузнечика. Расскажите о его чувствах, переживаниях.
— Дома выполните рисунок «Мир глазами кузнечика».
— Прочитайте текст на с. 96—97. Рассмотрите рисунки.
— Над каким проектом мы начинаем работать? (Красная книга или Возьмем под защиту.)
(Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему, учащиеся распределяют обязанности.) Примерные темы
1. Божья коровка.
2. Мать-и-мачеха.
3. Их надо спасти.
4. Почему их осталось мало?
5. Природа в опасности. И т. д.
VII. Рефлексия
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Как вы считаете, нужно ли об этом говорить? Почему?
— Какие выводы вы сделали? О чем расскажете дома родителям?
— Какие правила вы будете соблюдать?
Домашнее задание