СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру: «Путешествие по Москве» 2 класс УМК «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру: «Путешествие по Москве» 2 класс УМК «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру: «Путешествие по Москве» 2 класс УМК «Школа России»»

Конспект урока «Путешествие по Москве» 2 класс УМК «Школа России»

I: Мотивация к деятельности.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний

- Для успешной работы на уроке нам необходимо вспомнить предыдущий материал.

- У вас на столах лежат сигнальные карточки. Ваша задача состоит в том, чтобы показать квадрат того цвета, который указывает на правильный ответ данного вопроса.

Тест (презентация)

1. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Глобус

Карта

2. Где на карте находится север?

Внизу

Слева

Справа

Вверху

3. Каким цветом на карте обозначена вода?

Жёлтым

Коричневым

Голубым

4. Какой город является столицей нашей страны?

Санкт-Петербург

Москва

Орёл

- Совершенно верно. Столицей нашей родины является город Москва.

III. Введение в тему урока

- Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

- Это слова великого русского поэта, А.С.Пушкина, который родился в Москве.

- Вот уже несколько минут урока мы говорим о столице нашей Родины. Можете ли вы назвать тему нашего урока?

- Давайте откроем учебник на странице 98 и посмотрим – сходится ли то, что мы сказали с тем, что написано в учебнике.

- Замечательно.

- Прочитайте, чему мы научимся на уроке, что узнаем.

- Давайте вспомним, что мы знаем о Москве.

IV. Открытие новых знаний

-Я предлагаю вам послушать стихотворение Федора Глинки о Москве.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка Москва!

- На странице 98, прочитайте самостоятельно 1 абзац под фотографией Москвы и ответьте на вопросы. – Когда, где и кем была основана Москва? 

- Когда же и кем была основана Москва?

- Действительно, Москва веками строилась. У городов точная дата рождения в паспорте стоит редко. Особенно это относится к старинным городам. Поэтому принято принимать дату, когда впервые упоминается о городе в историческом документе. Для Москвы это 4 апреля 1147 года. Город Москва – это столица нашей Родины. Построен он на берегах какой реки?

Дети: Москва.

- Правильно. Основал город князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь установлен памятник в центре города.

- Кто такой Юрий Долгорукий?

(Рассказ детей)

- До нас дошло описание внешности князя: был он роста немалого, плотный, лицом белый, глаза небольшие, нос большой. Прозвище Долгорукий ему дано из-за того, что свои «долгие», т.е. длинные руки князь «протягивал» от Суздаля в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к своим рукам Киев.

- Существует легенда и о месте строительства Москвы. Ехал Великий князь из города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного зверя три головы, шерсть пёстрая, много цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Спросил князь ученого грека – предсказателя. Он растолковал это явление так: «Встанет поблизости сих мест град превелик, и распространиться вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные».

- Это, конечно, сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение, вырос великий город.

- Как у каждой страны, так и у многих городов есть свой герб. Что такое герб? ( Герб – это эмблема города.) Перед вами герб Москвы. Многие города нашей страны имеют свои гербы, но каждый из них неповторим. Внимательно рассмотрите герб Москвы. Что вы увидели? ( На коне сидит воин с копьём, который убивает змея.)

На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.

- Ну а теперь самое время отправится в путешествие по Москве. Что нам поможет сориентироваться и не заблудиться в городе? (Карта или план)

V. Физминутка

- Давайте мы с вами поищем план города Москвы у нас в классе (план распечатан и разрезан на части, каждая часть пронумерована сзади и приклеена под партой).

- Какие мы молодцы. Мы собрали с вами не карту, а план Москвы.

VI. Продолжение работы над темой

-Я предлагаю вам ознакомиться с планом г. Москва. Стр. 99. Кто может сказать, какие главные достопримечательности на нем обозначены. И как вы это определили?

Что же такое план как вы думаете?

-Давайте проверим ваши предположения, найдите определение в учебнике на странице 98.

-Кто-нибудь из вас был в Москве? Бывали ли вы в каком-нибудь из этих мест?

Москва – огромный и очень красивый город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания – с современными. Я приглашаю вас полюбоваться достопримечательностями нашей столицы.

-Сейчас мы с вами прогуляемся по Москве. Но вы сами будете рассказывать друг другу о достопримечательностях. Мы разделимся сейчас с вами на группы. Давайте вспомним правила работы в группе. (уважать друг друга, не перебивать, работать не мешая другим группам, активно принимать участие в работе группы) . Каждой группе я раздам ребус. Вам необходимо разгадать его, но очень тихо, чтоб другие группы не услышали о вашей достопримечательности. Когда будете готовы, поднимите руки, я выдам вам следующее задание.

-С информацией о достопримечательности и планом выступления. Итак, я даю вам 7 минут на разгадывание ребуса, и на следующую подготовку выступления перед классом.

-Ваше время вышло. А сейчас я приглашаю выступить группу, которая представит нам достопримечательность под номером 1. Ребята, а вы внимательно слушайте и постарайтесь определить, на какой картинке изображена это достопримечательность.

-Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Его древние стены с зубцами, сторожевыми башнями (башни для охраны) стоят на высоком холме около реки. Купола храмов похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага. На какой фотографии изображена эта достопримечательность?

-Большой театр - крупнейший центр русской и мировой культуры. В Большом театре работают прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации. На какой фотографии изображена эта достопримечательность?

-Также в Москве есть театр «Уголок дедушки Дурова» или «театр зверей им. Владимира Леонидовича Дурова» . Это удивительное место в Москве, в котором актёрами выступают животные:  бегемот,  слон,  ворон,  пеликан,  енот и многие другие. В театре есть музей и механический аттракцион с участием живых мышей. (Просмотр видео про аттракцион) На какой фотографии изображена эта достопримечательность?

-Третьяковская галерея - Это один из ведущих культурных центров России. Основан в 1856 году Павлом Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Здание галереи похоже на сказочный терем. Сейчас в галереи насчитывается 100 577 экспонатов. На какой фотографии изображена эта достопримечательность?

-Цирк на Цветном бульваре. Старый Московский цирк на Цветном бульваре - это один из самых старых цирков в России. Был открыт более 100 лет назад. Сегодня Московский цирк Никулина на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек. На какой фотографии изображена эта достопримечательность?

-Арбат по праву можно назвать главной улицей Москвы. Москвичи и гости столицы ценят ее за неповторимое очарование, созданное архитектурными образцами прошлых эпох, за ее свободу и романтику, которую поддерживают уличные художники и музыканты, за ее уникальный дух старой Москвы. Протяжённость Арбата составляет 1,2 километра. На какой фотографии изображена эта достопримечательность?

-Храм Христа Спасителя был построен по указу императора Александра I в благодарность Богу за победу русского народа в войне. Он строился в течение 50 лет. Но спустя некоторое время был разрушен. Но позже, было решено построить храм заново. Храм вмещает до 10 000 человек. Туристам проводятся экскурсии по храму, и разрешается подняться на смотровую площадку. На какой фотографии изображена эта достопримечательность?

-Московский зоопарк - один из самых больших и старых зоопарков России. Московский зоопарк был основан в 1864 году. В его коллекции представлены более 1000 видов животных. Чтобы обойти всю территорию парка, наверное, понадобится не один день. На какой фотографии изображена эта достопримечательность?

VII. Закрепление изученного материала

- Мы с вами узнали сегодня достаточно много о столице нашей Родины. Давайте выполним задание №1 в тетради на странице 64. Его вы будите выполнять в парах. И если задание выполнено, поднимите руки домиком.

- Ну, а теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке.

Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, за каждый правильный ответ вы получаете жетон. Прошу с места не выкрикивать, а отвечать только по поднятой руке.

  1. Столица нашей Родины? (Москва)

  2. На какой реке стоит г. Москва? ( Москва-река)

  3. Как называется чертеж местности? (план)

  4. Что изображено на гербе Москвы? ( всадник с копьем)

  5. На что похожи купола Кремля? ( шлемы богатырей)

  6. Самый знаменитый театр в Москве, известный на весь мир? (Большой театр)

  7. Что такое «уголок дедушки Дурова»? (театр, где помимо простых артистов, выступают животные)

  8. Что находится в Третьяковской галереи? (картины)

  9. Какое название имеет главная пешеходная улица Москвы? (Арбат)

  10. Кем был построен Храм Христа Спасителя? (Александр I)

VIII. Итог урока, рефлексия

- Наше путешествие подошло к концу. Много интересного можно встретить в Москве. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей этого великого города.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового о Москве вы узнали для себя на уроке?

Домашнее задание

1. Текст в учебнике на стр. 98-107;

2. С помощью Интернета и дополнительной литературы совершите свое путешествие по Москве и подготовьте сообщение о других достопримечательностях Москвы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!