План-конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»
Тема: Сутки и неделя
Класс: 2 В класс
Учитель: Саздыкова Р.А.
Целевые установки урока
Предметные результаты:
иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – сутки, неделя – с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;
давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки и неделю;
определять количество дней в неделе;
называть дни недели, выстраивать их последовательность.
Метапредметные результаты:
выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народа своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи);
моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;
участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»»
составлять фоторассказ о своей жизни за неделю;
писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье;
Личностные результаты:
осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
использовать полученные знания о биологических ритмах человека в течение суток и недели для здоровьесбережения.
Оборудование:
У учителя: глобус, фонарик, мультимедийное оборудование, презентация «Сутки - неделя».
У обучающихся: цветные карандаши, ножницы, клей.
Ход урока:
Орг. момент.
Целеполагание. Учитель начинает урок с чтения отрывка из стихотворения Г.Новицкой «Сказка о найденном времени»:
Прислушайся к часам ты:
- Тик-так, тик-так, тик – так,-
Поет веселый гномик
По имени Тик-Так.
Когда сойдутся стрелки,
Он знает, что вот-вот
К нему Румяный Полдень
Поговорить зайдет.
А разбегутся стрелки –
Его разыщет брат,
Веселый Добрый Вечер,
Как много лет назад.
Его сменяя, Полночь
Тихонечко придет.
По имени Тик-Така
Чуть слышно назовет.
Пробудет до рассвета
И убежит опять.
И станет с Добрым Утром
Тогда Тик-Так играть.
А лишь сойдутся стрелки.
И в комнату вот-вот
К Тик-Таку снова Полдень
Поговорить зайдет.
- Ребята, о чем это стихотворение? (о часах, о времени)
-Обычно про время люди говорят…
СЛАЙД № 1
- Какие единицы измерения времени вы знаете?
-А теперь попробуйте догадаться, о какой единице измерения времени говорится в этом стихотворении. Кто хочет мне помочь? Мне нужны четыре помощника: Утро, Полдень, Вечер, Полночь. Дети берутся за руки.
- Давайте паре Утро-Полдень мы дадим общее имя – День, а пару Вечер – Полночь назовем Ночь. Какое одно общее имя можно дать нашим героям? Как называют время, проходящее от одного восхода солнца до другого? Какая это единица времени?
СЛАЙД № 2
Чтение учителем первого абзаца на с.20.
Аналитический этап.
-С глубокой древности люди искали ответ на вопрос, почему же сменяются день и ночь. Вот, например, какой ответ предлагали древние греки.
Чтение легенды хорошо читающим учеником (с.21)
СЛАЙД № 3
- Вы можете придумать свои волшебные объяснения смены дня и ночи. А поможет вам в этом ярославская игрушка «День-ночь», которая сфотографирована с двух сторон: с одной стороны светлая птица День держит в лапках бодрствующее солнце; с другой стороны темная птица Ночь со спящим солнцем в лапках. (с.20)
Загадка: « Черная птица спать уложила; белая прилетела – встать повелела».
- Итак, мы познакомились с фантастическими объяснениями смены дня и ночи. А теперь узнаем, как наука объясняет смену дня и ночи. Давайте вспомним урок «Мы - жители Вселенной».
-Назовите, какие небесные тела вы знаете?
-Как называется самая близкая к Земле звезда?
-Как обращаются планеты?
СЛАЙД № 4
- Вспомните, на какой стороне горизонта солнце всходит, а на какой заходит? Что такое Северный Полюс, Южный Полюс?
СЛАЙД № 5
Опыт: вращающийся глобус освещается статичным фонариком.
СЛАЙД № 6
Вывод: Сутки- это время полного оборота Земли вокруг своей оси.
Тренировочные упражнения № 2 - №3 на с.15 рабочей тетради
Физкультминутка: Игра «День-ночь». По команде «день» дети встают на носки и поднимают руки вверх, по команде «ночь» садятся на корточки и закрывают глаза. Учитель дает команды, игроки, выполнившие неверные движения выбывают из игры.
Аналитический этап.
-За сутки Земля делает полный оборот вокруг своей оси. А как называются семь суток вместе?
-Назовите дни недели. Как по названию узнать, какой из дней недели следует вторым? пятым? четвертым? Какой из дней С.Маршак назвал «колесиком недели»? Почему?
Тренировочные упражнения. Для закрепления знаний о днях недели дети выполняют задание № 4 на с.15 рабочей тетради.
Проверка: СЛАЙД № 7
Игра «Кто ошибался?»: СЛАЙДЫ № 8-№ 9
Работа по рисункам на с.22: в какие дни недели могли происходить эти события?
Пословицы, поговорки, загадки по теме «Время»: СЛАЙДЫ № 10-№ 11
- А как вы думаете, ребята, одинаково ли чувствует себя человек в течение суток? Чтобы не уставать и все успевать, надо соблюдать …(режим дня).
И в течение учебной недели надо тоже соблюдать особый режим: в понедельник и в пятницу (в начале и в конце недели) расписание облегченное, а во вторник, среду и четверг у вас по пять уроков.
Выводы и обобщения:
-Что такое сутки?
-Почему происходит смена дня и ночи?
-Сколько дней в неделе?
-Перечисли дни недели в правильной последовательности.
Региональный компонент. С помощью родителей подберите в творчестве народа нашей области легенды о смене дня и ночи.
Домашнее задание. Теоретический материал на с.20-23 учебника, задание № 5 на с. 15 рабочей тетради.