СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Такие разные праздники" Методист: Осипова Л. В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Такие разные праздники" Методист: Осипова Л. В.»



Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

 

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

 



Конспект урока по окружающему миру

Класс: 4 «А»

Тема: «Такие разные праздники»

МБОУ «СОШ № 4» им. Т. Г. Шевченко

 

Практикантка: Баталова Р. Н.

_______________(Подпись)

Учитель: Попова Е. Н.

_______________(Подпись)

Методист: Осипова Л. В.

_______________(Подпись)

Оценка за урок ___________







Астрахань, 2022

Цель: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать праздники в России;

- уметь соотносить даты с праздниками.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

Метапредметные:

- овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

- слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;

- вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.





ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Рената Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, садитесь.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!


-Давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на парте должны быть: учебник, рабочая тетрадь, ручка.


- Будьте внимательны на уроке, желаю вам хорошей и продуктивной работы.

Здороваются с учителем. Проверяют готовность к уроку.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Актуализация знаний

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с тестом. Решите тест, затем проверим на слайде.

1.Гражданин России это тот, кто:

А) живёт и работает в России;

Б) исполняет законы России и имеет право на её защиту и управление ею;

В) приехал в Россию отдыхать.

2.Какие права есть у граждан России?

А) Защищать Отечество, заботиться о сохранении природы.

Б) Защита своей чести и доброго имени, на труд и образование.

В) Драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся.

3.Какие обязанности есть у граждан России?

А) Защищать Отечество, заботиться о сохранении природы.

Б) Защита своей чести и доброго имени, на труд и образование.

В) Драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся.

4.С какого возраста граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства?

А) С 14 лет.

Б) С 18 лет.

В) С 21 года.

5.Главой нашего государства является.

А) Премьер-министр.

Б) Спикер парламента.

В) Президент.

6.Парламент нашей страны – это

А) Федеральное собрание;

Б) Совет Федерации;

В) Государственная дума.

7.Чем занимается Правительство России?

А) Принимает законы.

Б) Одобряет или отклоняет законы.

В) Разрабатывает меры по развитию культуры и хозяйства страны.

8.Законы России вступают в силу, когда их

А) одобряет Совет Федерации;

Б) принимает Государственная дума;

В) подписывает президент.


-Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. (Зачитываю вопрос, слушаю ответ учеников)


На слайде: 1- Б; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – Б; 7 – В; 8 – В.


- Ребята, у каждого на парте лежит лесенка. Она называется «Лесенка успеха». Сегодня мы будем отмечать, как нам удалось справиться с заданиями. А теперь послушайте меня внимательно. Если вы решили тест без ошибок, не подглядывали в тетрадь к соседу, то поставьте знак плюс в окошке под лесенкой №1. Если допустили ошибку, то «!»


Выполняют тест, проверяют со слайда. Фиксируют в «Лесенке успеха»

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

Самоопределение к деятельности

- Разгадайте ребус, назовите по первым буквам названий картинок полученное слово.


-Значит, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?


-Верно, тема сегодняшнего урока «Такие разные праздники»


-Что такое праздник?


- По словарю Ожегова «Праздник» - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.


- Какую цель мы перед собой поставим на уроке?





-Праздник


- О праздниках в России


- Варианты детей





- Расширить знания о различных праздниках

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа над темой урока

- Ребята, какие праздники вы знаете?

- Ребята, праздники подразделяются на группы: «Народные», «Общероссийские», «Школьные», «Семейные», «Профессиональные»

(на слайде схема)

- Определите, что это за праздники на картинках и к какому виду они относятся.

(на слайде: новый год, 9 мая, 1 сентября, день рождения, масленица)

- Ребята, откройте рабочие тетради на стр 68, задание № 1. Запишите известные вам праздники по группам. Затем проверим, даю 5 минут. (Проверка)

-Молодцы! Какие праздники еще мы не назвали?

- Ребята, оцените свою работу на лесенке успеха в окошке под №2.



(Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая)


Народные: Масленица, Пасха, Рождество Христово

Школьные: Первое сентября, последний звонок.

Семейные: День рождения

Профессиональные: День учителя, день медицинского работника и т.д.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Продолжение работы над темой урока























































Физминутка

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

- Как вы думаете, какой праздник изображен на фотографии?

- Верно, День Победы, отмечается 9 мая.

- Что изображено на фотографии?

Немного из истории праздника:

9 мая в России отмечается День Победы. День Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Война началась 22 июня 1941 года. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. В тылу остались только женщины, дети и старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы. А ещё — растили детей, спасали будущее страны. Главный девиз всего народа был: «Всё для фронта, всё для победы!»

9 мая 1945 года Москва осветилась салютом долгожданной победе. С ликованием праздновала первый день мира вся наша страна. Москвичи, покинув дома, спешили на Красную площадь. На улицах военных обнимали, целовали, хватали в охапку и качали, подбрасывая над головами бурлившего людского моря. В полночь грянул невиданный доселе салют. Было дано тридцать залпов из тысячи орудий.

Праздник 9 Мая стал священным для каждого из нас. Мы все должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за Великую Победу.


- Ребята, какой праздник мы с вами будем отмечать в скором времени?

- Верно, 1 мая, праздник весны и труда. Давайте узнаем об истории этого праздника.


Немного из истории праздника:

В России праздник появился в 1917. Когда произошла Октябрьская революция.

Власти того времени попросили трудящихся ежегодно, Первого мая, устраивать митинги в честь этого праздника. Выходить на улицы и показывать жизнерадостные плакаты. Например, те, на которых написано "Мир, труд, май". "Да здравствует Первое мая", и другие лозунги. (фотографии для наглядности)

На Первое мая в Советском Союзе также выходили люди, которые держали в руках фотографии популярных политиков. Часто люди запускали в воздух красивые разноцветные шарики.

Первомай был политизированным вплоть до 1991 года - развала Советского Союза. Со временем, ситуация поменялась. Люди больше не выходили на улицы с кричалками, лозунгами и плакатами.

Вскоре 1 мая было переименовано. Его стали называть Праздником весны и труда.


- Какой праздник мы с вами отмечали в марте?

- Верно, 8 марта. А знаете ли вы историю этого праздника?

- Праздник 8 марта имеет очень интересную историю, послушайте.

Немного из истории праздника:

В 1910 г. в столице Дании Копенгагене собрались женщины из разных стран мира, чтобы объединиться в борьбе за свои права. Женщинам всегда жилось труднее: за одинаковую работу с мужчинами они получали меньшую зарплату, они не могли по своему желанию выбирать себе профессию, даже учиться им не позволяли. Клара Цеткин (фотография на слайде), немецкая революционерка, предложила учредить Международный женский день, как день солидарности женщин всех стран против угнетения и неравенства, и отмечать его решили 8 марта.

8 марта выбрали не случайно. В этот день в 1908 г. в Нью-Йорке тысячи женщин вышли на улицу. Многие шли с детьми на руках. Женщины требовали справедливости и равных с мужчинами прав.

-Ребята, праздники отмечаются не только в России, но и в других странах. Я расскажу вам о наиболее интересных на мой взгляд праздниках.




Вы, конечно же устали

Мы немножко отдохнем,

Дальше в сказку мы пойдем

Высоко поднимем руки

Будем жить всегда без скуки

Повернемся влево, вправо

Вновь работать будем смело.




Фестиваль красок Холи в Индии

Празднуется в Индии, в конце февраля — начале марта в последний день полнолуния.

Один из самых важных религиозных праздников, знаменующий приход весны. Люди бросаются друг в друга цветным порошком, отчего зрелище становится завораживающим. Празднуется более двух недель.

Вечером перед праздником Холи на улицах индийских городов местные жители начинают мастерить костры, материалом для таких костров может быть все что угодно, лишь бы хорошо горело, но как правило всюду продают сухую солому, из нее и строят костры. В последнее время праздник так полюбили жители всей планеты, что стараются регулярно проводить его у себя в странах.

К примеру, в 2015 году Холи отмечали и в России, красочные фестивали проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и Нижнем Новгороде, все эти города окрасились в ярко-индийские цвета. В Индии Холи проводят в каждом городе.

- Ребята, выполните задание номер 2 в рабочей тетради. Затем вместе проверим.


Карнавал в Рио Де Жанейро

В конце февраля, в самый разгар лета, в Бразилии проходит одно из самых красочных и весёлых действий на планете — Карнавал! Как и футбол, карнавал является бразильской национальной идеей. На 4 дня закрываются все учреждения и магазины и происходит «полная карнавализация всей страны». Да-да, именно страны, так как карнавал проходит не только в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Сальвадоре, Ресифи и других крупных городах, но и в небольших городках и даже посёлках. В эти дни вся страна с упоением танцует самбу, веселится, вовлекая в свой праздник сотни тысяч туристов со всего мира.


По сути, происхождение бразильского карнавала - это «притворство». Почти неделя карнавала - это безграничные праздники. Только в эти несколько дней в году «разрешено» притворяться кем-то. Бедные могут носить дорогие костюмы, богатые могут смешаться с толпой обычных людей. Большая часть населения одевается в пестрые наряды и выходит на улицы. Кстати, в честь фееричного праздника был назван сорт тюльпана - "карнавал де Рио", который по пестроте лепестков сравним с нарядами на карнавальных шествиях.


Фестиваль небесных фонариков

Многие фестивали и праздники современного Тайланда связаны с поклонением духам и силам природы. Одним из них является фестиваль Йи Пенг, который обычно проводится в ноябре, в ночь полнолуния 12-го лунного месяца на Севере Тайланда, в городе Чиангмай. Это очень зрелищный и красивый праздник, заключающийся в массовом пускании горящих фонариков в небо, в знак уважения богам.

В это время, в небо поднимаются тысячи горящих фонариков, некоторые очень большого размера, которые величественно и медленно плывут, освещая ночное небо множеством огоньков. Запуская небесный фонарик, нужно загадать желание. Тайцы верят, что фонарик отнесет его к богам и оно обязательно сбудется. Чтобы посмотреть на это огненное шоу и загадать своё желание, в Чиангмай приезжают множество иностранные туристы. Фонарики сделаны из рисовой бумаги, на черном небе это смотрится особенно красиво.


Праздник цветения сакуры в Японии

Существует древняя легенда, посвященная этому дереву. Однажды бог Ниниги снизошел с неба на землю, и божество горы сделало ему предложение жениться на одной из 2 любимых дочерей. Он решил избрать младшую, которую звали Ко-но-хана сакуя-химэ (что в переводе означает «цветущая»), отказавшись от старшей девушки по имени Иванага-химэ (ее имя переводится как «высокая скала»). Ее отправили обратно к отцу, посчитав некрасивой. В гневе бог горы рассказал о задумке: если бы Ниниги выбрал бы Иванага-химэ, то жизнь их детей оказалась вечной, прочной, как скалы. Но выбор оказался неверным, посему жизнь будущих потомков, то есть японцев, от императора до простых людей, станет прекрасной, но быстротечной – подобно красивым весенним цветочкам.

В конце марта в Японии наступает традиционный фестиваль Сакура Матсури или О-Ханами, насчитывающий тысячелетнюю историю. Каждый уважающий себя японец почитает своим долгом совершить в этот период обряд любования сакурой или ханами.

Члены семей, друзья и коллеги собираются под кроной вишневых бутонов, чтобы почтить духов ками и встретить приход весны.

В наше время японцы собираются семьями, студенческими группами, рабочими коллективами и устраивают пикники под цветущими деревьями, в том числе в темное время суток. Ночное ханами называется ёдзакура («ночная сакура»). Деревья в парках и садах подсвечиваются снизу маленьким фонарикам, а сверху высокими фонарями из рисовой бумаги «васи», свет от которых мягко падает на цветы.

Традиция ханами имеет для японцев глубокий религиозный смысл. Глядя на облетающие розовые лепестки, человек должен задуматься о скоротечности жизни и ее красоте. Синтоисты почитают ствол дикой вишни как прибежище духов предков.


- Ребята, выполните задание номер 2 в рабочей тетради.

Работа с лесенкой успеха. Фиксация результатов (лесенка № 3)

Слушают учителя, беседуют.



















































- Выполняют задание в рабочей тетради. Фиксируют результаты в «Лесенке успеха»

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

Викторина

  1. Эта ленточка считается символом победы над фашизмом (Георгиевская ленточка)

  2. Что проходит на Красной площади в Москве в честь Дня Победы? (Парад Победы)

  3. Как называют людей, которые принимали непосредственное участие в боях Великой Отечественной войны? (Ветеран)

  4. Как звучал самый знаменитый первомайский лозунг в СССР? («Мир, труд, май»)

  5. Какое название получили пикники на природе, которые проводятся в выходные дни на майские праздники? (Маёвка)

  6. Самая известная и популярная новогодняя песня, которую знает каждый? (В лесу родилась елочка…)

  7. После Нового года празднуют… (Рождество)

  8. Взамен подарков дети дарят Деду Морозу? (стихи и песни)



Итог урока

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?


- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?



- Реализовали ли мы их?

- Такие разные праздники

- Узнать больше о праздниках

- Да

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

П: структурирование знаний.

Рефлексия

- Используем такие варианты ответа как: (на слайде)

Было трудно ...

Было интересно ...

Было легко …

- Молодцы. Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

Запишите домашнее задание.

Варианты ответов детей.

Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр 69 № 3 (нарисовать открытку)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!