1 | Организационный момент (1 мин) | Создать условия для включения | Здравствуйте ребята! Меня зовут Анна Александровна, и сегодня я проведу с вами урок окружающего мира. Повернитесь лицом к своему соседу по парте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы. | Эмоциональный настрой учащихся | Словесный метод (беседа), Форма-фронтальная | Личностные УУД: повышение интереса, чувства необходимости учения. |
2 | Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи (5 мин) | Актуализировать знания учащихся к определению темы урока; Формировать умение самостоятельно ставить тему и задачи урока | - Мы начали знакомство с животным миром. С какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке? - Каких животных относят к этой группе? - Назовите признаки птиц? - Какой из этих признаков вы считаете главным? - А почему? - Какой теме будет посвящен сегодняшний урок, мы узнаем, посмотрев видеофрагмент. - Определите тему урока. - Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать на уроке? - Молодцы ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как птицы заботятся о своем потомстве. | - С птицами - Ворона, синица, воробей и так далее. - У птиц есть две ноги, клюв, и крылья, тело покрыто перьями. - То, что птицы покрыты перьями. - Они сохраняют тепло птицы, защищают её тело от ветра и влаги, помогают ей летать. - Тема урока - забота о потомстве. - Как заботятся птицы о своём потомстве. | Словесный метод (беседа), Форма-фронтальная, индивидуальная, коллективная. ТСО -видеофрагмент ТСО -презентация (слайд 1). | Коммуникативные УУД: уметь последовательно излагать свои мысли. Познавательные УУД: установление причинно-следственные связей. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование предстоящей работы. |
3 | Открытие нового знания (20 мин) Физкультминутка (2 мин) | Организовать усвоение учениками нового знания Смена вида деятельности, забота о своём здоровье | А знаете ли вы как размножаются птицы? - Давайте откроем учебник на странице 38 и прочитаем как размножаются птицы? - А вы знаете, где птицы строят гнезда? Работа в парах, игра «Пазлы» - Предлагаю поиграть в игру «Пазлы». У вас на столе лежат конверты с пазлами, соберите их, работая в паре. Скажите, что у вас получилось? -Какой вывод сделаем? (Птицы строят гнёзда на воде, на земле, на деревьях и в дупле) До чего красив ПАВЛИН! У него Порок Один: Вся павлинья Красота Начинается С хвоста! | Работа с учебником - А сейчас ребята, вы будете работать с учебником. - Давайте посмотрим на картинки в учебнике на странице 39. (прикрепить картинки на доску) - Вам нужно будет найти в учебнике, чьи гнёзда вы видите на этих картинках, и рассказать из чего они сделаны. - Давайте послушаем очень познавательное сообщение, которое нам подготовил ____________ о птице, которая не строит гнёзда. - Подумайте почему самка и самец имеют разную окраску. - Давайте послушаем интересное сообщение, которое нам подготовил ____________ | (ответы детей) (дети читают) Весной самец своим ярким оперением привлекает самку. Они образуют пару и вместе строят гнездо на ветке дерева или в его дупле, на земле и даже на воде. Самка откладывает их, согревает. Проклюнувшиеся птенцы сразу требуют пищи, и родители целыми днями добывают им корм. Птицы заботятся о птенцах – защищают их, учат летать, плавать, добывать пищу. (на деревьях, на воде) (работают с учебником) 1-Деревенские ласточки лепят свои гнезда недалеко от жилья человека. Здесь всегда много насекомых, которыми они кормятся. 2-Ласточки-береговушки делают гнезда-норы в обрывистых берегах рек, на клонах оврагов. 3-Воробей устраивает гнездо из соломы и перьев. У чомги гнездо плавучее, из веточек. - Кукушки не строят гнёзд. Они откладывают яйца в гнёзда других птиц. Вылупившийся кукушонок выбрасывает из гнезда яйца других птиц. Птенцы кукушки кричат и требуют, чтобы взрослые птицы приносили им пищу. Часто кукушонок бывает по размерам больше птицы, которая его кормит. - Самцы-яркие и привлекают самок. - Самцы птиц всегда более красивы своим оперением нежели самки, почему так распорядилась природа? Взять хотя бы для сравнения павлина самку и самца. Самка очень уж на курицу смахивает - невзрачная серая птица. Но зато как хорош самец - ярчайшее красочное оперение. В природе всё продумано до мелочей и не зря самцы птицы такую красочную окраску имеют. Во-первых, своим ярким оперением самцы привлекают самок для спаривания, во-вторых, этим же самым оперением они отпугивают других самцов (то есть своих же возможных соперников). Почему у самок такое бледное оперение? Потому что самки высиживают из отложенных яичек птенцов. И сидя в гнезде на своих отложенных яичках самка должна быть максимально не заметна для потенциальных хищников. Самки, высиживая яйца практически сливаются с ветвями деревьев и не пестрят оперениями. Так природой продумано всё до мелочи (до пёрышка). Невзрачная самка сама выбирает себе самца для спаривания, она смотрит и на оперения, и на смелость, и на силу самца. | Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение), форма-фронтальная. ТСО -презентация (слайд 1-14). | Коммуникативные УУД: умение слушать и отстаивать свою точку зрения; Познавательные УУД: постановка проблемы, поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД (саморегуляция) |
4 | Рефлексия учебной деятельности (2 мин) | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Что нового вы узнали о птицах? - А, где птицы строят гнёзда? - Молодцы, а как они заботятся о своем потомстве? - Я предлагаю вам оценить, как вы работали на уроке, с каким настроением вы закончили урок. У вас на парте лежат птички, возьмите их. Если вы довольны своей работой на уроке и поняли тему, то приклейте её в гнездо. Если у вас есть сомнения, что на уроке поняли не всё, то приклейте птицу на дерево, ну, а если совсем не поняли тему приклейте птицу под деревом на траву. - Молодцы ребята! Спасибо за урок! | - У птиц самка и самец имеют разную окраску. (ответы детей) (ребята оценивают свою работу на уроке) | Словесный метод (беседа, диалог). | Регулятивные УУД: адекватная самооценка своей работы. |