СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру УМК "Школа России" в 1 классе на тему "Где зимуют птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру УМК "Школа России" в 1 классе на тему "Где зимуют птицы?"»

Урок по окружающему миру УМК «Школа России» в 1 классе.


Тема: Где зимуют птицы?

Цель урока: закрепить знания детей о птицах, зимующих в нашей области; познакомить с перелетными птицами; воспитывать любовь к природе.


Тип урока: решение частных задач.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные 

-учить различать зимующих и перелетных птиц и группировать птиц по определенным признакам;

- объяснять причины отлета птиц в теплые края;

- приводить примеры зимующих и перелетных птиц;

-учить рассуждать, делать выводы , понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- учить работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные :

- отвечать на вопросы; обобщать ; 

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;

-соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

-владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: 

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: 

общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; 

логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы:

- презентация для повторения . Игра «Найди ошибку».

презентация на тему «Где зимуют птицы?

- Глобус. Атлас- определитель. А. А. Плешаков. «От земли до неба»,

Практические тетради с дневником наблюдения. Е.Тихомирова.


Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.


Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!


II.Актуализация знаний.

Устный опрос.

  1. Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые)

  2. О каких холодных районах мы узнали ? ( Северный Ледовитый океан.

Антарктида).

  1. Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом)



Практическое задание .


Покажите на глобусе где располагается Северный Ледовитый океан.

(вверху глобуса).

Здесь находиться самая северная точка Земли - Северный полюс.




Практическое задание .


Покажите на глобусе где располагается Антарктида.

(внизу глобуса).

Здесь находиться самая южная точка Земли - Южный полюс.






  1. В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу)

    Информация к стр. 14. ( Учебник стр.84)

    В жарких районах Земли в одних местах раскинулись открытые пространства, поросшие травой. Это саванна.

    В других местах растут густые влажные тропические леса.


  2. Где живут белые медведи?

  3. Где живут африканские и индийские слоны?


Для устного опроса два ученика отвечают у доски. Остальные выслушивают ответы товарищей и по команде учителя дают оценку ответов ( используем «светофоры»)



Игра « Найди ошибку». (презентация)


Учитель читает рассказ.

Задание ученикам - слушать внимательно найти ошибки в рассказе.

Рассказ 1.

На севере.

Один из холодных районов Земли – Это Северный Ледовитый океан.

Здесь расположен Южный полюс.


Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но животные не замерзают.


Белых медведей, пингвинов, моржей, тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.


Ошибки:

  1. В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс.

  2. Пингвины здесь не живут. Они обитают в Антарктиде.


Рассказ 2.

В жарких районах

На Земле есть районы, где круглый год жарко.

Здесь раскинулись открытые пространства, поросшие травой. Это саванна.

В других местах растут густые влажные тропические леса.

В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.


Ошибки .

Моржи, тюлени – животные Северного Ледовитого океана.



Ш. Самоопределение к деятельности.

Учитель:

Наш Муравьишка с удовольствием вас послушал и узнал ответы на вопросы. Узнал вместе с вами где живет белый медведь и слон.

Ему понравилось как вы отвечали на вопросы .

Даже вам приготовил свои загадки.

А вы найдите отгадки среди картинок на экране и выставим их по порядку. (Магниты с номерами)




Хоть поменьше воробья, Н

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня ……





Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая.


Угадайте, что за птица.

Света белого боится,

Клюв крючком,

Глаза пятачком.






Опустел домишко вдруг,

Улетел жилец на юг.

А весною наконец,

Возвратился к нам…..





Я мошек для пищи

Ловлю на лету.

Летаю как пуля –

Ходить не могу.



IV.Определение темы и задач урока.

- Кто догадался с Муравьишкой о ком мы будем беседовать ?

- А вот Муравьишка интересуется , все ли птицы остались с нами зимовать?


- Кто помнит, чем питались летом стрижи, скворцы?

- Почему птицы, которые питаются насекомыми , сейчас улетели?


- Какой мы вывод сделаем?

- Какие птицы улетают в теплые края?( Улетают птицы, которые питаются насекомыми. )

- А теперь посмотрим кто внимательный и наблюдает за природой вокруг себя.

- Назовите птиц, которые остались с нами и вы их встречаете в парках или во дворе.

- Чем они питаются в зимнем лесу, в парках?

- Так о каких птицах мы с вами будем сегодня беседовать ? ( птицах, которые остались с нами зимовать)


- Птицы, которые остались с нами зимовать , называют зимующие.

Они могут питаться ягодами, которые остались на деревьях. Также семенами деревьев и трав.

- А каких птиц мы сейчас не встречаем? Они часто летали между домами и прыгали по газонам. ( стрижи, трясогузки, грачи)

- Давайте и о них мы сегодня поговорим.


- А вот как мы назовем птиц , которые перелетают осенью от нас в теплые края, а весной возвращаются? - Перелётные птицы.


- А вот Муравьишка интересуется ,где же они зимуют и легко ли им было долететь до теплых стран?


Продолжение работы по теме урока.

Работа с учебником ( стр.16)


Работа в паре.


Задание 1. Рассмотрим рисунок .

Ребята, кто сидит слева от соседа по парте(вариант 1) – находят зимующих птиц и под картинками кладут синюю фишку-пуговичку.

Потом ребята , которые сидят справа от соседа ( вариант 2) – находят перелетных птиц, выкладывают красные фишки – пуговички.

Если сосед не согласен с ответом, тихо объясняет своему товарищу почему не согласен с его ответом.

Когда ученики закончили работу, молча поднимают руку и ждут команды учителя.

Учитель открывает презентацию с готовым решением страницы.

дети проверяют свой выбор. Определяют кто сделал неправильный выбор.


Итак, по картинке мы определили группу зимующих птиц (дятел ,

сова, поползень, синица, воробей, галка).

Задание 2.


Учебник, стр. 17 прочитаем следующий вопрос.

Наш Муравьишка очень интересуется:

- Где же зимуют перелетные птицы?

Прочитаем и рассмотрим рисунки в учебнике.


Рисунок 1. Как вы думаете что закрепили на лапку птицы и зачем?


( Учащиеся сначала рассказывают своими словами , затем хорошо читающие дети читают на стр. 85 в учебнике)


- Что мы узнали в рассказе о кольцах на лапках птиц?

- Как называют ученые способ с кольцами? ( « Кольцевание птиц»)

- На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, сообщал об этом.


- Куда улетают птицы на зиму? ( в теплые края)


- Я сейчас еще раз прочитаю часть рассказа, а вы следите и отметьте где зимуют ласточки и журавли.

( Ласточки – зимуют в Африке. Журавли – в Индию и другие жаркие страны.)

Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки - в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли - в Индию.


- Вспомните ,птицы, которые улетаю в теплые края, чем питаются?

( насекомыми )


Работа в тетради для практических работ (Е.Тихомирова).

Задание 1.

Загадки. (дятел, сова, журавль). Записать отгадки.

- Обведи названия зимующих птиц карандашом синего цвета.

Проверить себя в учебнике стр. 86.

Задание 2.

- Вырежи из Приложения рисунки птиц и наклей в таблицу.

- найдем Приложение и определим, каких птиц вы наклеите в колонку «Зимующие»?

- Задание выполните самостоятельно.

Задание 4.

- Как вы думает надо ли подкармливать зимующих птиц?

- Кто знает какой корм правильно подсыпать в кормушки для птиц ?


- В нашей школе объявлена акция « Кормушки для пичужки».

Дома с родителями решите, кто сделает правильную крепкую кормушку.

Затем свои кормушки повесим рядом с домом и будете подсыпать корм птичкам. Кому повезет увидеть , какие птички прилетят к вам на обед, издалека понаблюдайте.

Расскажите в классе каких птичек вы видели.

Вот тогда вы и нарисуете рисунок к заданию № 4.


- А может вы уже знаете,какие птички на вашу кормушку прилетят?

Назовите их.


V.Рефлексия


Игра «Третий лишний»

-Ворона, сорока, кукушка.

- Сова, голубь , стриж.

- Скворец, синица, журавль.


- Теперь оцените как вы работали на уроке.

- Внимательно слушали, правильно ли выполняли задания?


Подведение итогов.

-Вернемся к началу параграфа в учебнике. Прочитаем, что мы должны были узнать? ( Что птицы зимуют по разному.)

- На какие группы мы можем их разделить ? ( Зимующие и перелетные)

- Приведите примеры зимующих птиц.

- Приведите примеры перелётных птиц.


VI. Рекомендации для занятий дома

- В атласе – определители А. Плешакова «От земли до неба» рассмотрите на рисунках птиц ( зимующие и перелетные).

Прочитайте рассказ о птицах, которые вам понравились.

Узнайте в атласе как отличить птицу грача от галки. Как отличить птицу стрижа от ласточки. Умеет ли стриж ходить по земле?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!