Урок по окружающему миру УМК «Школа России» в 1 классе.
Тема: Где зимуют птицы?
Цель урока: закрепить знания детей о птицах, зимующих в нашей области; познакомить с перелетными птицами; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
-учить различать зимующих и перелетных птиц и группировать птиц по определенным признакам;
- объяснять причины отлета птиц в теплые края;
- приводить примеры зимующих и перелетных птиц;
-учить рассуждать, делать выводы , понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- учить работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные :
- отвечать на вопросы; обобщать ;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;
-соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
-владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:
общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока;
логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
- презентация для повторения . Игра «Найди ошибку».
- презентация на тему «Где зимуют птицы?
- Глобус. Атлас- определитель. А. А. Плешаков. «От земли до неба»,
Практические тетради с дневником наблюдения. Е.Тихомирова.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой.
Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.
Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!
II.Актуализация знаний.
Устный опрос.
Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые)
О каких холодных районах мы узнали ? ( Северный Ледовитый океан.
Антарктида).
Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом)
Практическое задание . Покажите на глобусе где располагается Северный Ледовитый океан. (вверху глобуса). Здесь находиться самая северная точка Земли - Северный полюс. |
Практическое задание . Покажите на глобусе где располагается Антарктида. (внизу глобуса). Здесь находиться самая южная точка Земли - Южный полюс. |
В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу)
Информация к стр. 14. ( Учебник стр.84) В жарких районах Земли в одних местах раскинулись открытые пространства, поросшие травой. Это саванна. В других местах растут густые влажные тропические леса. |
Где живут белые медведи?
Где живут африканские и индийские слоны?
Для устного опроса два ученика отвечают у доски. Остальные выслушивают ответы товарищей и по команде учителя дают оценку ответов ( используем «светофоры»)
Игра « Найди ошибку». (презентация)
Учитель читает рассказ.
Задание ученикам - слушать внимательно найти ошибки в рассказе.
Рассказ 1.
На севере.
Один из холодных районов Земли – Это Северный Ледовитый океан.
Здесь расположен Южный полюс.
Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но животные не замерзают.
Белых медведей, пингвинов, моржей, тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
Ошибки:
В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс.
Пингвины здесь не живут. Они обитают в Антарктиде.
Рассказ 2.
В жарких районах
На Земле есть районы, где круглый год жарко.
Здесь раскинулись открытые пространства, поросшие травой. Это саванна.
В других местах растут густые влажные тропические леса.
В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.
Ошибки .
Моржи, тюлени – животные Северного Ледовитого океана.
Ш. Самоопределение к деятельности.
Учитель:
Наш Муравьишка с удовольствием вас послушал и узнал ответы на вопросы. Узнал вместе с вами где живет белый медведь и слон.
Ему понравилось как вы отвечали на вопросы .
Даже вам приготовил свои загадки.
А вы найдите отгадки среди картинок на экране и выставим их по порядку. (Магниты с номерами)
Хоть поменьше воробья, Н Не боюсь зимы и я, Всем известная вам птичка. А зовут меня …… | |
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая Самая болтливая. | |
Угадайте, что за птица. Света белого боится, Клюв крючком, Глаза пятачком. | |
Опустел домишко вдруг, Улетел жилец на юг. А весною наконец, Возвратился к нам….. | |
Я мошек для пищи Ловлю на лету. Летаю как пуля – Ходить не могу. | |
IV.Определение темы и задач урока.
- Кто догадался с Муравьишкой о ком мы будем беседовать ?
- А вот Муравьишка интересуется , все ли птицы остались с нами зимовать?
- Кто помнит, чем питались летом стрижи, скворцы?
- Почему птицы, которые питаются насекомыми , сейчас улетели?
- Какой мы вывод сделаем?
- Какие птицы улетают в теплые края?( Улетают птицы, которые питаются насекомыми. )
- А теперь посмотрим кто внимательный и наблюдает за природой вокруг себя.
- Назовите птиц, которые остались с нами и вы их встречаете в парках или во дворе.
- Чем они питаются в зимнем лесу, в парках?
- Так о каких птицах мы с вами будем сегодня беседовать ? ( птицах, которые остались с нами зимовать)
- Птицы, которые остались с нами зимовать , называют зимующие.
Они могут питаться ягодами, которые остались на деревьях. Также семенами деревьев и трав.
- А каких птиц мы сейчас не встречаем? Они часто летали между домами и прыгали по газонам. ( стрижи, трясогузки, грачи)
- Давайте и о них мы сегодня поговорим.
- А вот как мы назовем птиц , которые перелетают осенью от нас в теплые края, а весной возвращаются? - Перелётные птицы.
- А вот Муравьишка интересуется ,где же они зимуют и легко ли им было долететь до теплых стран?
Продолжение работы по теме урока.
Работа с учебником ( стр.16)
Работа в паре.
Задание 1. Рассмотрим рисунок .
Ребята, кто сидит слева от соседа по парте(вариант 1) – находят зимующих птиц и под картинками кладут синюю фишку-пуговичку.
Потом ребята , которые сидят справа от соседа ( вариант 2) – находят перелетных птиц, выкладывают красные фишки – пуговички.
Если сосед не согласен с ответом, тихо объясняет своему товарищу почему не согласен с его ответом.
Когда ученики закончили работу, молча поднимают руку и ждут команды учителя.
Учитель открывает презентацию с готовым решением страницы.
дети проверяют свой выбор. Определяют кто сделал неправильный выбор.
Итак, по картинке мы определили группу зимующих птиц (дятел ,
сова, поползень, синица, воробей, галка).
Задание 2.
Учебник, стр. 17 прочитаем следующий вопрос.
Наш Муравьишка очень интересуется:
- Где же зимуют перелетные птицы?
Прочитаем и рассмотрим рисунки в учебнике.
Рисунок 1. Как вы думаете что закрепили на лапку птицы и зачем?
( Учащиеся сначала рассказывают своими словами , затем хорошо читающие дети читают на стр. 85 в учебнике)
- Что мы узнали в рассказе о кольцах на лапках птиц?
- Как называют ученые способ с кольцами? ( « Кольцевание птиц»)
- На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, сообщал об этом.
- Куда улетают птицы на зиму? ( в теплые края)
- Я сейчас еще раз прочитаю часть рассказа, а вы следите и отметьте где зимуют ласточки и журавли.
( Ласточки – зимуют в Африке. Журавли – в Индию и другие жаркие страны.)
Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки - в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли - в Индию.
- Вспомните ,птицы, которые улетаю в теплые края, чем питаются?
( насекомыми )
Работа в тетради для практических работ (Е.Тихомирова).
Задание 1.
Загадки. (дятел, сова, журавль). Записать отгадки.
- Обведи названия зимующих птиц карандашом синего цвета.
Проверить себя в учебнике стр. 86.
Задание 2.
- Вырежи из Приложения рисунки птиц и наклей в таблицу.
- найдем Приложение и определим, каких птиц вы наклеите в колонку «Зимующие»?
- Задание выполните самостоятельно.
Задание 4.
- Как вы думает надо ли подкармливать зимующих птиц?
- Кто знает какой корм правильно подсыпать в кормушки для птиц ?
- В нашей школе объявлена акция « Кормушки для пичужки».
Дома с родителями решите, кто сделает правильную крепкую кормушку.
Затем свои кормушки повесим рядом с домом и будете подсыпать корм птичкам. Кому повезет увидеть , какие птички прилетят к вам на обед, издалека понаблюдайте.
Расскажите в классе каких птичек вы видели.
Вот тогда вы и нарисуете рисунок к заданию № 4.
- А может вы уже знаете,какие птички на вашу кормушку прилетят?
Назовите их.
V.Рефлексия
Игра «Третий лишний»
-Ворона, сорока, кукушка.
- Сова, голубь , стриж.
- Скворец, синица, журавль.
- Теперь оцените как вы работали на уроке.
- Внимательно слушали, правильно ли выполняли задания?
Подведение итогов.
-Вернемся к началу параграфа в учебнике. Прочитаем, что мы должны были узнать? ( Что птицы зимуют по разному.)
- На какие группы мы можем их разделить ? ( Зимующие и перелетные)
- Приведите примеры зимующих птиц.
- Приведите примеры перелётных птиц.
VI. Рекомендации для занятий дома
- В атласе – определители А. Плешакова «От земли до неба» рассмотрите на рисунках птиц ( зимующие и перелетные).
Прочитайте рассказ о птицах, которые вам понравились.
Узнайте в атласе как отличить птицу грача от галки. Как отличить птицу стрижа от ласточки. Умеет ли стриж ходить по земле?