«Кто такие насекомые?»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием насекомые; узнать каких животных называют насекомыми; учить определять насекомых среди других животных.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Вновь звенит для нас звонок,
Начинаем наш урок!
2. Актуализация знаний.
- Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Хвойные и лиственные деревья.)
- Вспомните, какие деревья называются лиственными? (Деревья, у которых листья имеют вид пластинок)
- Какие деревья называются хвойными? (Деревья, у которых листья имеют вид иголок, хвоинок)
- Что такое хвоинки? (Листья в виде иголок)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на лугу. Сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь! (Ответы детей)
(Дети называют друзей Муравьишки, учитель показывает на доске соответствующие картинки)
- Как назвать этих животных одним словом? (Насекомые)
- Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое)
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых)
Тема урока «Кто такие насекомые?»
-Мы узнаем сегодня, кто же такие насекомые, для чего они нужны в природе, как отличить их от остальных групп животных.
- К концу урока мы должны будем ответить на вопрос:
- Какой отличительный признак у насекомых? (проблемный вопрос)
Физминутка
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Ребята, самая многочисленная из групп животных – это насекомые. Их так много, что из 1,5 миллионов известных ученым видов животных 1 миллион видов составляют насекомые. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.
- Угадайте, о каком насекомом пойдет речь?
Загадки
(На доске учитель выставляет карточки с насекомыми)
Он – строитель настоящий:
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
-Подумайте и скажите, что вы знаете о муравье?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
-Подумайте и скажите, что вы знаете о бабочке?
Мал приятель – да не трус,
Больноват его укус!
Быть с ним в комнате кошмар,
А зовут его (Комар)
-Подумайте и скажите, что вы знаете о комаре?
Насекомого полёт
Словно мини-вертолёт.
Носится, как егоза,
Над поляной (Стрекоза)
- Подумайте и скажите, что вы знаете о стрекозе?
На неё любой сердит,
Всё на сладкое летит,
Среди мух она – краса,
А зовут её (Оса)
- Подумайте и скажите, что вы знаете об осе?
Вывод:
- Что общего у насекомых с картинок?
- Главный признак насекомых – 6 ног.
- Другие части тела – голова, брюшко, усики и шесть ног.
- Назовите насекомых, которые приносят пользу человеку.
- Назовите насекомых, которые приносят вред человеку.
- Как человек в природе должен относиться к насекомым?
5. Закрепление изученного материала
– Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
– Давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
– Нам удалось выяснить, какой отличительный признак у насекомых?
– Какие знания, полученные на уроке, пригодятся нам в жизни?