СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по окружающему миру в 3 классе: "Растениеводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Растениеводство"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по окружающему миру в 3 классе: "Растениеводство"»

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: Растениеводство

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить детей с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством.

Задачи урока:

Обучающая:

  • научить различать культурные растения;

  • научить анализировать, обобщать полученные знания

Развивающая:

  • развить память учащихся, внимание, мышление

  • развить познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы

Воспитательная:

  • воспитать бережное отношение к продуктам растениеводства

Оборудование: компьютер, настенный экран

Наглядный материал: презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

Ребята на сегодняшнем уроке нас ждут большие и маленькие открытия, мы узнаем много интересного, будем работать дружно и уважать мнение друг друга.

  1. Актуализация знаний (6 мин)

- Давайте с вами вспомним, что называют полезными ископаемыми? Почему их называют полезными?

- Назовите полезные ископаемые.

- На какие группы они делятся?

- Назовите способы добычи полезных ископаемых.

- Как они используются человеком?

- Что такое месторождение?

- Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

- Назовите мне отрасли экономики? (Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной отраслью сельского хозяйства, а какой вы догадаетесь сами.

Отгадайте, о чем пойдет речь на уроке?

Дышит, растет,

А ходить не умеет.

(растение)

- Молодцы. А кто-нибудь знает как называется отрасль занимающаяся выращиванием растений? (Растениеводство)

- Молодцы. Тема сегодняшнего урока, как вы уже и сказали: «Растениеводство».

  1. Постановка учебной задачи (3 мин)

- Обратите внимание на запись слова «растениеводство».

- Подумайте, это простое или сложное слово, от каких двух слов образовалось? (От слов «растение» и «водить»)

- Итак, какую цель мы поставим сегодня на урок (Познакомимся с отраслью сельского хозяйства — растениеводством) (слайд 1)

- Что такое растениеводство? Для чего люди занимаются растениеводством? На какие группы можно разделить все растения, необходимые человеку? Это и будет нашим основным вопросом урока.

  1. Работа над новым материалом (19 мин)

- На какие две группы можно разделить растения? (Дикорастущие и культурные)

- В чём их отличие?

- Тогда, что такое растениеводство?

- Растениеводство — это отрасль сельского хозяйства отвечающая за выращивание культурных растений. (слайд 2)

- Откройте свои тетради. Отступите две строки и в на полях напишите число и классная работа.

- Я предлагаю вам записать данное понятие в тетрадь.

- В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось, так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. (слайд 3)

- Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. (слайд 4)

- Как вы думаете, для чего нужно растениеводство?

- Растениеводство нужно для получения продуктов питания, корма для животных, а также используется как материал для промышленности. (слайд 5)

- Запишите цели растениеводства у себя в тетради.

- Как вы думаете, на какие группы можно разделить растениеводство?

- Итак, растениеводство делится на следующие отрасли: полеводство, плодоводство, овощеводство и цветоводство. Запишите у себя в тетрадях. (слайд 6)

- Как вы думаете, чем занимается полеводство?

- Полеводство занимается выращиванием полевых культур. (слайд 7)

- Давайте сделаем в тетрадях небольшую таблицу. Называться она будет: «Виды культурных растений». Первый столбик: «Название культуры», второй: «Растения». Заполнять таблицу будем по мере изучения материала.

- Главными полевыми культурами явл. зерновые культуры. К ним можно отнести пшеницу, рожь и др. (слайд 8)

- Важнейшей отраслью растениеводства является зерновое хозяйство — выращивание зерновых культур. Именно они обеспечивают основу питания людей, а также значительную часть кормового рациона сельскохозяйственных животных.

- Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая. Рожь в нашей стране выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой яровую. В Адыгее выращивают озимую пшеницу и рожь, т. к. для выращивания яровых у нас не подходящие климатические условия. (слайд 8-9)

- Ячмень используется как кормовая культура, из него делают перловую крупу. В некоторых странах из него делают хлеб. (слайд 10)

- А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры?

- Ещё одной из самых признанных культурных растений является – гречиха. Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. Из овса – делают овсяные хлопья «Геркулес». А также у нас в районе Краснодара выращивают рис. Растёт он в специальных углублениях в земле — рисовых ячейках. Они заполняются водой до определённого уровня. Там рис и растёт.

- Давайте запишем в таблицу в первый столбик зерновые культуры.

- А какие растения мы можем вписать во второй столбик, чтобы они относились к зерновым культурам? (Пшеница, рожь, ячмень и т. д.)

- Запишите их.

- Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры - тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу.

- У нас в Адыгее выращивают кормовую свёклу, Вику или горошек и кукурузу. (слайд 11)

- Что мы запишем в первый столбик? (Кормовые культуры)



- А во второй? (Клевер, кормовая свёкла и т. д.)

- Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани. (слайд 12-13)

- Перечислите, что можно сделать из льна или хлопчатника?

- Какое название культуры мы добавим в таблицу? (Прядильные культуры)

- А какие растения? (Хлопчатник, лён)

- Также существуют технические культуры — это культурные растения, используемые человеком для получения технического сырья. Например, в Адыгее выращивают подсолнечник для выработки из него подсолнечного масла (слайд 14)

- А какие технические культуры знаете вы? Для создания чего они используются?

- Какую ещё культуру мы записываем в нашу таблицу? (Техническую культуру)

- А какие растения к ней относятся? (Подсолнечник, сахарная свёкла и т. д.)

- Запишите их в таблицу.

Физическая минутка (1 мин)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

- Культурные растения делят на 3 группы: овощные, плодовые и декоративные. (слайд 15)

- Овощеводство – выращивание овощных культур. Их выращивают в поле, в огородах, в теплицах. (слайд 16)

- Какие овощи выращивают у нас в Адыгее в теплицах?

- А какие выращиваете вы дома?

- Садоводство – выращивание плодовых культур, декоративных, в том числе комнатных растений. (слайд 17)

- Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты, ягоды. (слайд 18)

- В Адыгее выращиваются: виноград, мандарины, лимоны, персики, абрикосы, алыча, груши, яблоки, смородина, крыжовник. (слайд 19)

- Цветоводство – выращивание цветочных культур. (слайд 20)

- В Адыгее в теплицах выращивают тюльпаны, розы и др. цветы

- А вы выращиваете какие-нибудь цветы? Если да, то скажите какие?

- Бахчеводство – выращивание бахчевых культур. (слайд 21)

- Какие бахчевые культуры вы знаете?

- В Адыгее из данных культур выращивают: арбузы и дыни.

  1. Первичное закрепление (6 мин)

- А сейчас я прошу вас пройти небольшой тест по нашей сегодняшней теме. Мне интересно как вы усвоили данный материал.

1. Какая отрасль не относится к растениеводству?

А) птицеводство Б) плодоводство В) полеводство

2. Что выращивают люди, занимающиеся плодоводством?

А) цветы Б) фрукты В) овощи

3. Из семян какого растения делают масло?

А) овес Б) ячмень В) подсолнечник

4. Из какой муки пекут белый хлеб?

А) из пшеничной Б) из ржаной В) из кукурузной

5. Из какого растения получают крахмал?

А) из льна Б) из картофеля В) из подсолнечника

6. Из какого растения делают ткани?

А) из подсолнечника Б) из овса В) из льна

7. Какие растения выращивают на корм домашним животным?

А) чеснок Б) клевер В) свекла Г) хлопчатник

8. Какая культура относится к прядильным?

А) тимофеевка Б) хлопчатник В) рожь

- Молодцы

  1. Итог урока (3 мин)

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Всё ли вам было понятно? Если нет, то что именно осталось непонятным?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

  1. Домашнее задание (1 мин)

Учебник: стр. 51-55 пересказ. Тетрадь: стр. 14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!