СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Страницы истории Отечества. Екатерина Великая» с использованием ИКТ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение о вкладе в историю Петра I и М.Ломоносова.Рассказ о личности правителей,ученых, военных. Знакомство с жизнью и вкладом в историю отечества Екатериной Великой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Страницы истории Отечества. Екатерина Великая» с использованием ИКТ.»


Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

«Страницы истории Отечества. Екатерина Великая»

с использованием ИКТ.


Предмет. Окружающий мир

Класс. 4

Тема. Страницы истории Отечества. Екатерина Великая.

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками периода ее правления.

2. Развивать творческое освоению жизненного материала, который их окружает; совершенствовать работу в паре на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи.

4. Воспитывать интерес младших школьников к изучению истории, прививать любовь и сопричастность к отечественной истории.

Оборудование:

  1. Медиапроектор

  2. Карточки с цифрами от 1 до 7

  3. CD-диск по истории

  4. Презентация Power Point к уроку


Ход урока


  1. Организационный момент (30 сек).

  2. Повторение пройденного материала (4 мин)

- А начнем мы с вами с повторения. Назовите имена личностей, которые изображены на слайде . (Слайд)

-Что вы можете рассказать о детстве Петра I и Михаила Ломоносова?

-Вспомним, какой вклад внес каждый из них в развитие России. Перед вами на экране список дел, а у вас на партах лежат такие же распечатки (см. Приложение). Прочитайте и отметьте на листочках, кому принадлежит тот или иной вклад.

-Проверим. На экране 2 столбика: Петр I и М.Ломоносов. Давайте попробуем распределить. (Слайд).

-Теперь обобщим и прочитаем вслух.

  1. Сообщение темы урока (30 сек).

-Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим к концу XVIII века и на уроке откроем еще одну страницу истории Отечества. В это время в стране правила Екатерина Великая. Мы узнаем, как жила страна в период ее правления и познакомимся с выдающимися военачальниками той эпохи (Слайд)




  1. Работа по теме урока. Рассказ учителя (2 мин).

-Екатерина Великая по происхождению была немецкой принцессой Софией Августой Фредерикой. В 15 лет ее выдали замуж за наследника Российского престола Петра Федоровича. До своего правления она прожила в России 18 лет, приняла православие, выучила русский язык, историю и обычаи страны. Екатерина любила читать и писать. Без книги не могла обойтись точно так же, как Петр I без топора. Она читала книги на разных языках и сама много писала. Ею были сочинены сказки и комедии для постановок в театре. С детства Екатерине Великой говорили, что она некрасива, поэтому ей пришлось учиться искусству нравиться, компенсировать общением то, чего не дала ей природа. Императрица умела внимательно слушать, угадывать настроение собеседник, была вежливой, веселой, обходительной, старалась понравиться всем. (Слайды)









V. Работа по учебнику (4 мин).

-Ребята, прочитайте текст учебника «Екатерина Великая» на стр. 105 и дополните данные характеристики.

VI. Беседа по прочитанному (4 мин).

-Что же еще вы можете добавить к услышанному. Что нового вы узнали из учебника? (На слайде появляются ключевые слова).




  1. Рассказ учителя (3 мин).

-Ребята, как вы думаете, в чем могла нуждаться страна в то время? Какую идею предшественников продолжала императрица?

-В первую очередь нужны были образованные люди. Екатерина Великая хотела ввести в стране всеобщее образование. Но для этого не оказалось учителей. Тогда по приказу императрицы появились народные училища. В Петербурге Екатерина открывает Учительскую семинарию. Здесь было подготовлено более 400 учителей. Именно в таких Учительских семинариях впервые появились классные доски, на которых мы сейчас с вами пишем. Тогда же установили правило: если ученик хочет ответить, то для этого должен поднять руку. (Слайд)

-Ну а теперь мы оправляемся в самый красивый город Санкт-Петербург. На одной из главных площадей столицы – Сенатской площади – вознесся медный всадник. Это памятник Петру I. Это символ города. (Слайд)

-Еще одной достопримечательностью города является Зимний Дворец. В середине 18 века в Петербурге на набережной Невы возводится Зимний Дворец. В дни больших балов на площади находились кареты. Толпы народа собирались поглядеть на роскошные экипажи, наряды дам и костюмы кавалеров, усыпанные драгоценными камнями. (Слайд)


VI. Физминутка (1 мин).

VII. Работа по учебнику (4 мин).

-Прочитайте текст «Как жили дворяне и крепостные крестьяне» и ответьте на вопрос, как жилось простому человеку.

-Перед прочтением проведем словарную работу, узнаем кто такие «дворяне» и «крепостные крестьяне». (Слайд)

VIII. Рассказ учителя (1 мин).

-Царствование Екатерины Великой нельзя назвать спокойным и легким временем. За это время территория страны еще увеличилась. К концу 18 века в состав России вошли Крым, большинство украинских земель, Белоруссия, Литва и часть Латвии. Богат 18 век и на военные сражения.

-Сегодня мы с вами познакомимся с выдающимися военачальниками того времени. Перед вами портреты полководца Александра Васильевича Суворова и флотоводца Федора Федоровича Ушакова.

-Об этих людях вам сейчас расскажут ребята, подготовившие небольшие сообщения о них для урока.

IX. Выступления учащихся (6 мин).

X. Закрепление (2 мин).

-Небольшая викторина «История в картинках». У каждого из вас на партах лежат карточки с цифрами от 1 до 8. Вам необходимо, услышав фамилию, поднять ту или иную карточку с номером.

  • Суворов А.В. (№3)

  • Екатерина Великая (№2,8)

  • Ломоносов М.В. (№5)

  • Петр I (№7)

  • Ушаков Ф.Ф. (№1).

-Кто сможет назвать фамилии людей по № 6 и № 4?

-Правильно, это Кутузов М. и Наполеон Б. С этими историческими личностями мы познакомимся с вами на следующем уроке.

XI. Подведение итогов (2 мин).

-Итак, подведем итог. Что нового вы узнали о Екатерине Великой?

-Кем был Суворов А.В.?

-Чем прославился Ушаков Ф.Ф.?

-В чем сходство этих выдающихся военачальников? Как они относились к простым солдатам и матросам?


XII. Домашнее задание (1 мин).

Подготовить рассказ об эпохе Екатерины Великой. Помогут вам в этом слайды, с которыми сегодня познакомились, доклады ребят и страницы учебника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!