- Посмотрите на экран. - Разгадаете кроссворд. Загадки. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/06/s_5b17efdb400c0/913437_1.png) -Как вы думаете, почему «Мышцы» выделено в клетках? (Ответы детей) - Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы. - Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а мясо нарастет”. - Как понимаете пословицу? (Ответы учеников) - А знаете ли вы, откуда пришло слово “ мышца”? - Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”. Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.
-Хотите поиграть в игру “Замри”? -Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” - замираете. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”!
- Что позволило вам принимать и держать разные позы? (Ответы ребят)
- Кто из вас знает, какие по величине бывают мышцы? ( Большие и маленькие) - Где расположены крупные мышцы? ( Самая большая – ягодичная, большие – большая грудная, бицепс, мышца бедра, икроножная). - Почему здесь расположены сильные мышцы? (Выполняют тяжелую работу). - Давайте посмотрим, что об этом нам говорит учебник. - Прочитайте текст на с.40 - Что узнали?
- Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку. - Что вы почувствовали? - Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся) Что об этом говорит учебник? С. 40- 41 - Вывод: есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая - расслабляется. -Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель. - Что произошло с вашей рукой? (Высказывания учащихся) Вывод: длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление. -И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
- Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не задумываемся - Послушайте древнюю индийскую сказку. Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидую легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью: - Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая? Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле? Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше задумывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе. Вывод: - Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начали бы соображать, как это сделать. - Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать и для нас это естественно. -Сравним две иллюстрации (человек с развитой мускулатурой и с неразвитой). -Чем отличаются эти люди? Как вы думаете, у кого из них больше мышц? Почему? (Мнение детей) А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные: есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?), есть мимические мышцы (отвечают за мимику), есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?), есть мышцы - сгибатели (что делают?), есть разгибатели (что делают?)
-Итак, сколько мышц у человека? Почему вы решили, что у этого человека мышц больше? Чем его мышцы отличаются от мышц другого человека? (Они более тренированные, «накачанные».) -Как же он этого добился, достиг такого уровня развития мышц? (Ответы детей) -Слышали такую пословицу: « Кто не работает, тот не ест?». Как вы ее понимаете? Согласны с ней? Почему? (Высказывания ребят) -Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен таким образом, что клетки, которые больше работают, (т.е. чаще сокращаются), получают больше питания, чем мышцы-«бездельники». А раз они получают больше питания, значит, быстрее растут и развиваются. Так происходит рост мышечной массы. А что же происходит с клетками, которые находятся в бездействии, как вы думаете? (Они получают мало питания, поэтому остаются неразвитыми). А что же надо делать, чтобы мышцы развивались? (Тренировать их). -Верно, необходимо выполнять специальные комплексы упражнений для каждой группы мышц, тогда мы будем сильными и здоровыми. -А как человек демонстрирует свою силу? Покажите. (Дети сгибают руки в локтях, активизируют бицепсы). -Для чего выполняет он такое движение? Почему нельзя продемонстрировать мышцы, не сгибая руки? (Чтобы мышца стала заметной, ее нужно напрячь, сократить). -Правильно, мышца-бицепс сокращается, становится напряженной, утолщается, её лучше видно. - Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества человека или приобретенные? Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? (занятия спортом, при тренировке развиваются мышцы)
- Какие полезные советы вы могли бы предложить? (Мнение учеников) - Прислушайтесь к этим советам.
-Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить действия упражнений. - Как вы понимаете эти слова?
Если хочешь быть сильным – бегай Если хочешь быть красивым - бегай Если хочешь быть умным – бегай
(Ответы учащихся) |