СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"»









Урок окружающего мира в 4-м классе по системе Л.В. Занкова

Тема:"Мышцы человека. Их движение"













Провела: Туркина Маргарита Николаевна

учитель начальных классов

«Сарыевской нош № 2»

Дата проведения: 16.10.2012




Цель:

- Формирование и систематизация научных представлений и знаний об анатомии тела человека, лежащих в основе здоровья, оберегающее жизнь ребенка начальных классов.



Задачи:

  1. Дать представления о значении мышц и их работе.

2. Развивать коммуникативные умения учащихся.

3. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

4.Воспитывать ЗОЖ.







Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, сегодня у нас какое число? А день недели? Хорошо. Тихонечко садятся девочки, мальчики.

- Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Маргарита Николаевна.

- Давайте с вами вспомним, как должен работать ученик на уроке. ( Ответы детей)

- Я надеюсь, что вы будете пользоваться этими правилами в течение урока

-Те ученики, кто будут активно работать, хорошо отвечать, получат такие смайлики. А в конце мы подсчитаем, кто был самым активным.


1 слайд

Актуализация знаний

- Отгадайте загадку:

“ Я опору тела составляю,

Ходить, бегать помогаю”. (Скелет)

- Назовите части скелета. (Череп, плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа, таз, позвоночник)

-Какие части скелета мы с вами не назвали? (Грудину, рёбра, лопатки)


2 слайд





 

3

слайд


Работа в группах

- Предлагаю поработать в группах. Какое главное правило работы в группе? (Ответы детей)

- Обсудите в группе

1 группа

- Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.

2 группа

- Известно, что у гимнастов очень гибкое тело, они без особых усилий делают “ мостик”, изгибают дугой свой позвоночник. Руки же человека сгибаются только в плечах, локтях, кистях, а ноги- в бедре, колене, стопе. Объясните, почему руки и ноги не могут так же сгибаться, как позвоночник.

3 группа

-Что такое осанка?

- Почему важно сохранять правильную осанку?

4 группа

- Интересно, что в Средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось добавлять в известковый раствор сырые яйца и даже молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молочные продукты. В чем секрет этих рекомендаций?

(Ответы детей)

  4

слайд


- Подведем итог сказанному (о значении скелета)

*опора тела

*защита организма

*форма тела

 5

слайд

Работа над новым материалом.



Определение темы.

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 







Игра “Замри”

 

 

 

 

 

 

 















Работа с учебником

 

 

 



Работа с учебником































Физ.минутка







































































































































Подведение

итогов














- Посмотрите на экран.

- Разгадаете кроссворд.

Загадки.

-Как вы думаете, почему «Мышцы» выделено в клетках?

(Ответы детей)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.

- Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а мясо нарастет”.

- Как понимаете пословицу?

(Ответы учеников)

- А знаете ли вы, откуда пришло слово “ мышца”?

- Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”.

Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.



-Хотите поиграть в игру “Замри”?

-Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” - замираете.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”!



- Что позволило вам принимать и держать разные позы?

(Ответы ребят)



- Кто из вас знает, какие по величине бывают мышцы?

( Большие и маленькие)

- Где расположены крупные мышцы? ( Самая большая – ягодичная, большие – большая грудная, бицепс, мышца бедра, икроножная).

- Почему здесь расположены сильные мышцы?

(Выполняют тяжелую работу).

- Давайте посмотрим, что об этом нам говорит учебник.

- Прочитайте текст на с.40

- Что узнали?



- Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку.

- Что вы почувствовали?

- Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся)

Что об этом говорит учебник?

С. 40- 41

- Вывод:

есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая - расслабляется.

-Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)



-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.

- Что произошло с вашей рукой? (Высказывания учащихся)

Вывод:

длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.

-И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём.



Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).



- Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не задумываемся

- Послушайте древнюю индийскую сказку.

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидую легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

- Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?

Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше задумывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе.

Вывод:

- Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начали бы соображать, как это сделать.

- Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать и для нас это естественно.

-Сравним две иллюстрации (человек с развитой мускулатурой и с неразвитой).

-Чем отличаются эти люди?

Как вы думаете, у кого из них больше мышц? Почему? (Мнение детей)

А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:

есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),

есть мимические мышцы (отвечают за мимику),

есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),

есть мышцы - сгибатели (что делают?), есть разгибатели (что делают?)



-Итак, сколько мышц у человека? Почему вы решили, что у этого человека мышц больше? Чем его мышцы отличаются от мышц другого человека?

(Они более тренированные, «накачанные».)

-Как же он этого добился, достиг такого уровня развития мышц? (Ответы детей)

-Слышали такую пословицу: « Кто не работает, тот не ест?». Как вы ее понимаете?

Согласны с ней? Почему?

(Высказывания ребят)

-Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен таким образом, что клетки, которые больше работают, (т.е. чаще сокращаются), получают больше питания, чем мышцы-«бездельники». А раз они получают больше питания, значит, быстрее растут и развиваются. Так происходит рост мышечной массы. А что же происходит с клетками, которые находятся в бездействии, как вы думаете?

(Они получают мало питания, поэтому остаются неразвитыми).

А что же надо делать, чтобы мышцы развивались?

(Тренировать их).

-Верно, необходимо выполнять специальные комплексы упражнений для каждой группы мышц, тогда мы будем сильными и здоровыми.

-А как человек демонстрирует свою силу? Покажите.

(Дети сгибают руки в локтях, активизируют бицепсы).

-Для чего выполняет он такое движение? Почему нельзя продемонстрировать мышцы, не сгибая руки?

(Чтобы мышца стала заметной, ее нужно напрячь, сократить).

-Правильно, мышца-бицепс сокращается, становится напряженной, утолщается, её лучше видно.

- Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества человека или приобретенные? Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? (занятия спортом, при тренировке развиваются мышцы)



- Какие полезные советы вы могли бы предложить? (Мнение учеников)

- Прислушайтесь к этим советам.



-Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить действия упражнений.

- Как вы понимаете эти слова?



Если хочешь быть сильным – бегай

Если хочешь быть красивым - бегай

Если хочешь быть умным – бегай



(Ответы учащихся)






6,7,8,9,10,11

Слайды

 

 

 

 

 



Слайд 12

 



Слайд 13

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 





 15 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





16 слайд

















































































17 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



























18 слайд



















18 слайд





19слайд











20 слайд














Рефлексия

- Что нового вы узнали о себе?

- Что было самым удивительным?

- О чем вы задумались после сегодняшнего урока?

(Ответы детей)

- Подсчитайте количество смайликов: у кого 1…2…3…4…5…6….7….

-Все молодцы, хорошо работали!

 

Домашнее задание

- Стр. 40 – 42 – прочитайте текст, и выберите любое изречение, попробуйте его объяснить.

- Или подберите интересные факты о скелете, мышцах.

слайд 21

 

- Закончить наш урок хотелось бы такими словами: Помните! “Без труда слабеют ум и тело!”


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

слайд 22-23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!