СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Школа России") на тему "В гости к весне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Школа России") на тему "В гости к весне"»

Конспект урока по окружающему миру во 2 «В» классе

Тема урока: «В гости к Весне».

Тип урока: урок актуализации и открытия новых знаний, заочная экскурсия.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2класс, часть 2» (А.А. Плешаков), карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2), карточка с заданием для групповой работы (№ 3), карточки для саморефлексии, презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор.

Структура урока:

1.Организационный момент;

2.Актуализация знаний и формулирование темы урока;

3.Постановка проблемного вопроса;

4.Совместное открытие нового;

5.Физкультминутка;

6.Первичное закрепление (обучение способам применения);

7.Физкультминутка для глаз;

8.Практическая часть урока (начало формирования умений);

9.Подведение итогов урока. Рефлексия;

10.Домашняя работа.

Цель урока: расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

1.Познакомить детей с изменениями в жизни растений и птиц весной;

2.Установить связь этих изменений с неживой природой;

3.Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения;

4.Воспитывать чувство гордости за родной край;

5.Продолжать формирование элементов экологической культуры;

6.Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

7.Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

8.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.













Ход урока:

1.Организационный момент. (На интерактивной доске на Слайде 1 Добрый День!).

- Добрый день, ребята! Садитесь! Я порошу вас быть очень внимательными и активными. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. А для того, чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы с вами вместе прочтём стихотворение и узнаем, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке. (Слайд 2) (Дети вместе с учителем читают стихотворение).

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- С каким настроением мы отправляемся с вами в гости к природе? (Дети говорят с хорошим, или показывают пальчик вверх). Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

2.Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемыепочва)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

-Ребята, сейчас я прочту вам сказку-загадку Владимира Даля, а вы внимательно послушайте её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь в этой сказке.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

-Что это за птицы, ребята? (Это времена года).

-Правильно! Это времена года. Отгадайте загадку, чтобы узнать, к какому времени года мы идём сегодня в гости? (Слайд 3)



Пришла пора зиме на смену,

Природу пробудила ото сна.

Растаял снег, клин птиц плывёт по небу,

Тепло нам принесла … (ВЕСНА)

- Как вы понимаете слова «природу пробудила ото сна»? (Это значит, начали просыпаться растения, звери, прилетают птицы).

-Послушайте стихотворение С.Я. Маршака о весне. (Слайд 4)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

-Назовите изменения природы весной, о которых говорит автор в стихотворении.

- Что можно отнести к неживой природе?

-А к живой?

- В какие месяцы года можно наблюдать эти изменения в природе?

- Назовите весенние месяцы по порядку их наступления. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) (Слайд 5)

-Март назван в честь бога войны Марса, его ещё называют весной светаапрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а ещё весной воды; а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай, поэтому май – весна цвета.

3.Постановка проблемного вопроса. 

- Прочитайте вопрос, который нам подготовил муравей Вопросик.

(Слайд 6). Какие изменения происходят в неживой и живой природе и как влияют на пробуждение природы?

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока?

Почему?

Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Слайд 7)

- Рассмотрите репродукцию картины знаменитого русского художника А.К. Саврасова, который писал картины родной природы.

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели»

- Назовите объекты неживой природы на этой картине. (Деревья, снег, небо, солнце).

- А теперь назовите объекты живой природы. (Грачи).

- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

4.Совместное открытие нового.

Работа в парах. 

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Давайте выполним с вами задание и проверим, насколько точно вы назвали признаки весны и других времен года. Возьмите карточки под номером один. Зачеркните те явления природы, которые НЕ относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 8)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День становится короче. День становится длиннее.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?

- Давайте попробуем выделить самый главный признак прихода весны. (День становится длиннее и стало теплее) (Слайд 9)

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

- Что происходит со снегом в связи с потеплением? (С южной стороны появляются проталины; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст). (Слайд 10).

- Что происходит со льдом на водоемах в связи с потеплением? (Начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 11).

-Давайте с вами откроем учебник на с.87 и прочтём о ледоходе и половодье.

- Обратите внимание на то, как художник И. Левитан отобразил половодье. (Слайд 12).

- Как вы думаете, почему он дал такое название своей картине – «Весна. Большая вода»?

-Молодцы! Давайте с вами немного отдохнём и продолжим наш урок.

5.Физминутка (Спокойная, нежная, весенняя мелодия).

Руки подняли и покачали – 
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
 
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
 
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
 
Крылья сложили назад.

6.Первичное закрепление (обучение способам применения).

-Продолжаем урок. Что происходит с почвой с приходом тепла? (Почва оттаивает, начинается сокодвижение в растениях, поэтому они начинают расти, на деревьях набухают почки.)

-В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (Главная причина оживления в жизни растений - тепло)

- Рассмотрите, что изображено на слайде? (растения со стр.88 учебника) (слайд 13,14)

- Когда можно встретить в природе эти растения? (ранней весной)

- Эти растения называют раннецветущие (т. к. цветы появляются раньше, чем листья)

- А кто знает, как еще их называют? (первоцветами)

- Почему эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Для того, чтобы узнать, почему эти растения зацветают самыми первыми, обратимся к слайду. Прочёт нам информацию… (читает ученик) (Слайд 15.)

У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана растений.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (Дети говорят свои предположения, затем читаем памятку на слайде). (Слайд 16)

Памятка охраны весенних растений.

1.Влесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса;

2.Букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке;

3.Не собирать берёзовый сок.

7.Физкультминутка для глаз.

-Давайте дадим отдых нашим глазкам. Сядьте ровненько и выполняйте упражнения, которые я буду называть.

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза.

3.Закрываем глаза и представляем, что гуляем в лесу… Открываем глаза и рисуем глазами большой круг, квадрат; закрываем глаза, считаем до 3 и продолжаем занятие.



-Ребята, не только растения реагируют на появление тепла. Отгадайте загадку: (Слайд 17)

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться).

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары).

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач) (Слайд 18. На слайде-картинка грача)

- Правильно! А кто же прилетает сразу после грача? Давайте отгадаем загадку.

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец) (Слайд 18. На слайде-картинка скворца).

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 18) А вот синицы (Слайд 18) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы.

В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 19)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 20)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какую пользу приносят птицы? (птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

- Как люди заботятся о птицах весной? (мастерят скворечники и синичники) (Слайд 21)

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? (Нужно не трогать его, потихоньку обойти).

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину.

-Как вы думаете, почему? (Это время гнездования птиц.)

8.Практическая часть урока (начало формирования умений).

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 22) Какие изменения происходят в неживой и живой природе и как влияют на пробуждение природы? Можем ли мы на него сейчас ответить?



Работа в парах 

- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры от 1 до 5 возле каждого предложения так, чтобы был правильный порядок).

(Слайд 23)

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.(5)

Зацветают растения.(3)

Тает снег.(2)

Появляются насекомые.(4)

Больше солнечного света. (1)

- Проверка по слайду. (Слайд 24)

Работа в группах. (Слайд 25)

- Молодцы! А теперь следующее задание. Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану

Карточка № 3.

1.Весна приходит к нам сразу после ________.

2.Весенние месяцы – это ____,_____,_____.

3.Весну можно узнать по таким признакам _______,

4.Какие раннецветущие растения появляются весной?

5.Какая особенность раннецветущих растений?

6.Охрана раннецветущих растений.

7.Какие птицы прилетают к нам весной?

8.Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

9.Какую пользу приносят птицы?

10.Забота о птицах весной.

- А теперь проверим. (Рассказ детей по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы.

Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

9.Подведение итогов.

- Как вы думаете, смогли ли мы дать ответ на вопрос Муравьишки?

- Какой вывод можно сделать? ( Изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе.)

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Что вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд 26)

- У вас на столе лежат карточки со смайликами. Послушайте внимательно, что означает каждый из смайликов и поднимите его вверх.



1.Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

2.Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

3.Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы Михаила Михайловича Пришвина: (Слайд 27)

«Всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их? Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

10.Домашнее задание. (Слайд 28)

1.Прочитать в учебнике текст на стр.86-89 и подготовить его пересказ.

2.Нарисовать знак защиты природы весной.

3.Дополнительное задание: в книге «Зеленые страницы» найти информацию об одном из раннецветущих растений и сделать о нём сообщение. Можно оформить в виде презентации или нарисовать рисунок и сделать рассказ, можно написать сказку. (Дополнительная оценка).



Спасибо за урок! (Слайд 29)
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!