Конспект урока по окружающему миру
на тему: « Вода-растворитель»,
проведённого в 3 «Д» классе МБОУ СОШ №1.
Учитель: Сопрунова Ирина Петровна
1.Организационный момент
2.Этап мотивирования к учебной деятельности
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.
В бирюзовой дали, исчезая,
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
А, в сущности, только вода.
Снег белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт - всё растает
И будет простая вода
3.Актуализация и постановка проблемы
- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?
(- В твердом, жидком и газообразном состоянии)
- Проведём небольшую разминку. Отгадайте загадку и назовите состояние воды.
1.Приходил, стучал по крыше, уходил – никто не слышал. (Дождь)
2.Под землёй ходит, на небо смотрит. (Родник)
3. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
4. Без крыльев – летят, без ног – бегут, без паруса – плывут. (Облака)
6. Вечером на землю слетает, в ночь на земле прибывает, утром опять улетает.(Роса)
7. Когда зимой мороз и стужа, покрыты им и пруд, и лужа. (Лед) .
8. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери
- Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?
- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
Вот она какая, вода!
- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.
- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке
Дети работают с карточкамий, выбирая свойства воды:
не имеет формы
имеет форму
бесцветна
белая
прозрачная
текучая
упругая
растворитель
горюча
горюча
без запаха
растворитель
горюча
без вкуса
растворитель
горюча
Растворитель – это свойство воды или нет?
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.
растворитель
? Построение проекта выхода из проблемной ситуации
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Тема: Вода – растворитель?)
Что будет сегодня объектом исследования?
(Объект - вода.)
Предметом исследования будет свойство – растворитель.
Итак, вода может растворять другие вещества. Но как определить , растворилось вещество в воде или нет? Все ли вещества растворяются в воде? Чтобы ответить на эти вопросы, проведём опыты.
- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.
(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель.)
Работа в группах
Правила работы в группах
1.Руководители зачитывают задание.
2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.
3.Все вместе наблюдают, делают опыт
4.Секретари записывают результат в карточку
5.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на
Руководители зачитывают выводы
Докладчик группы №1:
- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась, не осталась на фильтре.
Докладчик группы №2:
- После того, как насыпали в воду марганцовку, размешали, мы увидели, что марганцовка
растворилась в воде и получился раствор красивого цвета. Порошок марганцовки не остался на фильтре.
Вода с растворёнными в ней веществами называется раствором
Докладчик группы №3:
Мы добавили в воду песок. Он смешался с водой и не растворился в ней,остался на фильтре
Докладчик группы №4
Мы добавили в воду глину. Она смешалась с водой и не растворилась в ней,осталась на фильтре
- Какой вывод вы сделали?
Откроем свои рабочие тетради и выполним задание № 26
Физкультминутка
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём
Крепко щеткой зубы трём
Моем шею, моем уши
Вытираемся посуше.
Работа в парах
Выполним номер № 27
-Дети растворяют муку, лимонную кислоту,соду, подсолнечное масло. Выводы записывают в рабочих тетрадях
Работа с учебником
Прочитать текст на странице 29, ответить на вопросы
Итог урока