КОНСПЕКТ
УРОКА
ПО
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: «ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ»
подготовил
преподаватель- организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №5»
города Донской, Тульской области
МАШКОВ ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Ознакомить учащихся с порядком, оказания первой медицинской помощи при клинической смерти;
2. Привить практические навыки проведения мероприятий сердечно- легочной реанимации.
Место занятий 1 кабинет
Время:45 минут
Учебные вопросы и расчет времени
1. | Организационный момент | 1 мин |
2. | Проверка домашнего задания | 5 мин |
3 | Терминальные состояния. Понятия и определения | 10 мин |
4 | Порядок проведения сердечно-легочной реанимации | 20 мин |
5. | Закрепление пройденного материала | 5 мин |
6. | Заключение | 2 мин |
7. | Задание на дом | 2 мин |
Итого 45 мим
Используемая литература
1. И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций». С П 2011
2. «Основы безопасности жизнедеятельности о составитель Засядько Ю.П. Экстремум Волгоград 2005г.
3. в.И. Латчук. В В. Марков «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс методическое пособие Дрофа Москва 2006 г.
Учебно- материальное обеспечение
1. ТСО «компьютер, видеоприставка
2. Компьютерная презентация по теме «Сердечно- легочная реанимация*
3. Тренажер «Максим 3»
4. Плакаты
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
а. Дать определение терминальных состояний (пограничные состояния организма между жизнью и смертью)
б. Перечислить виды терминальных состояний (предагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая смерть).
Разъяснить их значение
3. Изучение нового материала
а. лекция учителя
Состояние клинической смерти длится 5-7 минут ( в зависимости от состояния потерпевшего и условий, в которых он находится). Признаками этого состояния являются : отсутствие сознания, отсутствие дыхания, отсутствие пульсе на сонной артерии, расширение зрачков, отсутствие реакции зрачков на свет Для вывода пострадавшего из состояния клинической смерти существует реанимация. Реанимация- зто оживление умирающего, выведение его из состояния клинической смерти, предупреждение возникновения смерти биологической.
Цель реанимации: спасение жизни человека как социального субъекта, полноценного члена общества.
Задачи реанимации: предупреждение гибели, поддержка, восстановление функций головного мозга, выведение организма из терминальных состояний, предупреждение их возврата (рецидива), предупреждение или ограничение числа возможных осложнений, снижение тяжести их течения.
Выделяют пять этапов реанимации: диагностический, подготовительный, начальный, реанимация, восстановительный.
Рассмотрим каждый из них.
- Диагностический: узнать у пострадавшего о необходимости ему помощи. Если он не отвечает попытаться привлечь его внимание более сильными шумовыми звуками( хлопки в районе его ушей),причинением ему болевых ощущений (щипки в районах ключиц). Если результат отрицательный проверить наличие дыхания и пульса, реакцию зрачков на свет. При расширенных зрачках -проверить, нет ли переломов шейных позвонков.
- Подготовительный: положить пострадавшего на ровную твердую поверхность, расслабить поясной ремень, ворот одежды.
- Начальный: проверить проходимость дыхательных путей. Осторожно запрокинуть голову пострадавшего. Сделать 2-3 вдоха
методом «рот-в-рот» или «рот-в-нос». При непроходимости воздуха проверить ротовую полость и,при необходимости, удалить
оттуда инородные предметы и рвотные массы. После удаления еще раз сделать ему несколько вдохов. Если воздух прошел в легкие приступаем
следующему этапу.
- Реанимация: приступаем к искусственной вентиляции легких и непрямому массажу сердца При исполнении одним спасателем -2 вдоха 15
надавливаний на грудную клетку. При исполнении вдвоем- 2 вдоха 5 надавливаний на грудную клетку. Частота вдохов 7 раз в минуту, надавливаний 60
70 раз в минуту. После проведения 2-3 циклов проверять наличие пульса и дыхания. Если они восстановились переходим к следующему этапу.
- Восстановительный: Переводим тело пострадавшего в положение «на боку»,зафиксировав его согнутой рукой и ногой. Вызвать «Скорую помощь».
Сейчас мы отработаем вышеуказанные действия не тренажере «Максим-3»
- работа с наглядными пособиями (просмотр слайдов, плакатов, использование тренажера «Максим- З»)
4. Закрепление пройденного на уроке материала
а. перечислить признаки клинической смерти
6. в чем смысл прекардиального удара
в. какова частота нажатий на грудную клетку
5. Заключение. Вывод делают учащиеся.
Человеку, находящемуся в состоянии клинической смерти, можно помочь, если не упущено время и уметь это делать.
6. Подведение итогов урока (выставление оценок).
7. Домашнее задание: параграф № 2.6, 27 , записи в тетради.