Конспект урока
по основам православной культуры
по теме
«Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека.»
4 класс
Ковалевская И.В.
МОУ МОШ №17
г.о. Орехово-Зуево
2018г.
Цель: сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить с понятиями: ценность, нравственная ценность, высшая нравственная ценность;
- создать условия, в которых дети ответят на вопросы: почему нужно любить жизнь, в чём ценность жизни.
2.Развивающие:
-способствовать развитию умения ценить свою жизнь и жизнь других;
- развивать умение нести ответственность за жизнь (свою и чужую), за свои поступки; - развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы
3.Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к жизни, к творчеству, саморазвитию. - воспитывать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
Средства: презентация, раздаточный материал (карточки), предметы для практической работы ( банка, камни, цветное драже, крупа)
Технологии: коммуникативно-диалоговые, ИКТ
Виды деятельности: игровые, наглядные, словесные, проблемно-поисковые
Формы работы: групповые, словесные (беседа, взаимообъяснение и т.д.)
План урока.
1 этап - Вводный. Организационно-мотивационный блок.
2 этап – Основной. Информационно-аналитический блок.
3 этап – Заключительный. Оценочно- рефлексивный блок.
Ход урока:
1 этап - Вводный.
- Вступительная беседа учителя:
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим на тему “Жизненные ценности Человека” или “Ценности, которым нет цены”
- Как вы считаете, действительно ли ценности так важны в жизни человека?
- Что именно вы считаете ценностью? (ответы)
- Практическая работа.
- Ребята, перед вами лист бумаги. Согните пожалуйста верхний правый угол.
А теперь оторвите нижний правый угол. А теперь оторвите кусочек в центре.
А теперь разверните свой листок, сравните с соседями, одинаково ли у вас получилось? Есть ли у кого-нибудь точно такой же?
Вывод: у всех получилось что-то свое.
Так и в жизни: каждый человек неповторимая личность, у каждого своя цель в жизни и , конечно, жизненные ценности.
- Разбор ситуации из жизни.
- Представьте такую ситуацию: Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса, сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: “Как вам не стыдно? ” “А что стыдного, мы же ничего не делали, - ” ответили мальчики. “Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.
Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?
(ответы)
2 этап – Основной.
- А теперь вернемся к нашему эпиграфу нашего урока:
“Умрет человек в человеке – заменить его будет некем...”
- Словарная работа.
- Вот какое определение слова “ценность” я нашла в Википедии – свободной энциклопедии
Ценнность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
(Делаем общий вывод с ребятами.)
Так что скажем проще: это индивидуально (у каждого человека они свои, особенные) особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение.
- Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.
- И сейчас я вам предлагаю составить свой список ценностей: что для вас наиболее важно, а что не очень. Проведем мы это с вами в виде игры.
Упражнение- игра «Необитаемый остров» (проводится в несколько этапов.)
Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком.
1). На первом этапе участники группы работают индивидуально.
Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)
2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.
3). На третьем этапе аналогичная работа проводится всей группой.
Затем группа представляет свой список. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).
Обсуждаются вопросы:
- Какие чувства возникали по ходу упражнения?
- Как проходило обсуждение в вашей группе?
- Что оказалось самым ценным для нашей группы?
- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?
- Послушайте одну древнюю притчу о каменотесах
«Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.
- Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, -пожал плечами другой.
- Я строю храм! – гордо ответил третий.»
Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель?
(Ответы)
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.
Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.
Храмы строятся по всей России. Народ, который живет в нашей многонациональной стране, как один из тех каменотёсов - преследуя самые благородные цели, приносят духовно-нравственные ценности, а они необходимы как хлеб...
- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...
- Да, ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться.
- Вот как определяли ценности философы разных времен.
1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.
Творчество.
2. Иммануил Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.
3. Лев Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.
3 этап – Заключительный.
- Практическая работа.
- А в чем состоит ценность жизни, из чего оно складывается?
( Ответы детей: Здоровье, родители, хорошая учеба и т.д.)
Вот перед вами банка. Она пуста пока. Представьте, что это наша жизнь. Вам надо наполнить нашу жизнь самыми важными вещами нашей жизни, из которых складывается ваша счастливая жизнь.
( Положить в банку – разноцветные камни). Делают это дети – называя самые важные вещи в жизни человека. Вы положите камешки аккуратно, чтобы не сломать «жизнь». (это здоровье, родители, родственники, деньги, работа, карьера, учеба, сестра, брат)
- Банка у нас полная?
- Да полная.
-Полная самыми важными ценностями жизни.
Ну, а теперь пространство попробуем заполнить цветными драже.
- Достаю пакет с драже, и начинаю засыпать его в банку. Драже начал заполнять пространство между камнями:
У нас еще осталось пространство.
Тогда достаю пакет с крупой, и начинаю засыпать его в банку, спустя какое- то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полная?
-Полная.
- А теперь попробуйте объяснить наши с вами действия.
(Банка это наша жизнь, камешки большие, а значит – это самые ценные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши родные, наши любимые, здоровье, словом, все то, что имеет для жизни огромное значение; драже – это те вещи, без которых можно обойтись, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина, квартира или карьера, круиз или турне и т.д; а крупа – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; вот из чего складывается наша жизнь!
Вывод: Значит, Жизнь складывается из больших ценностей, без чего человек не может обойтись; драже – это у нас незначительные ценности, без которых мы можем обойтись; а крупа- это те маленькие радости,которые сопровождают каждого из нас.
Притча о счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
-Какой смысл вы видите в этой притче? (Бог хотел, чтобы человек сам слепил себе счастье, т.е.- это дети, семья и т.д.)
Вывод: «Каждый человек «лепит» жизнь по - своему».
«Каждый человек – сам кузнец своего счастья.»
Рефлексия «Остров»
На доске карта с островами ( Грусти, Радости, Воодушевления, Удовольствия, Неопределенности и т.д.), ученики подходят и прикрепляют свой кораблик на соответствующий остров.