СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по основам православной культуры по теме «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по основам православной культуры содержит различные виды деятельности учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по основам православной культуры по теме «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека.»»







Конспект урока

по основам православной культуры

по теме

«Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека.»





4 класс







Ковалевская И.В.

МОУ МОШ №17



г.о. Орехово-Зуево

2018г.

Цель: сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности

Задачи:

1.Образовательные:

  • - познакомить с понятиями: ценность, нравственная ценность, высшая нравственная ценность;

  • - создать условия, в которых дети ответят на вопросы: почему нужно любить жизнь, в чём ценность жизни.

2.Развивающие:

  • -способствовать развитию умения ценить свою жизнь и жизнь других;

  • - развивать умение нести ответственность за жизнь (свою и чужую), за свои поступки; - развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы

3.Воспитательные:

  • - воспитывать позитивное отношение к жизни, к творчеству, саморазвитию. - воспитывать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.





Средства: презентация, раздаточный материал (карточки), предметы для практической работы ( банка, камни, цветное драже, крупа)



Технологии: коммуникативно-диалоговые, ИКТ



Виды деятельности: игровые, наглядные, словесные, проблемно-поисковые



Формы работы: групповые, словесные (беседа, взаимообъяснение и т.д.)











План урока.

1 этап - Вводный. Организационно-мотивационный блок.

2 этап – Основной. Информационно-аналитический блок.

3 этап – Заключительный. Оценочно- рефлексивный блок.





































Ход урока:

1 этап - Вводный.

- Вступительная беседа учителя:

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим на тему “Жизненные ценности Человека” или “Ценности, которым нет цены”

- Как вы считаете, действительно ли ценности так важны в жизни человека?

- Что именно вы считаете ценностью? (ответы)

- Практическая работа.

- Ребята, перед вами лист бумаги. Согните пожалуйста верхний правый угол.

А теперь оторвите нижний правый угол. А теперь оторвите кусочек в центре.

А теперь разверните свой листок, сравните с соседями, одинаково ли у вас получилось? Есть ли у кого-нибудь точно такой же?

Вывод: у всех получилось что-то свое.

Так и в жизни: каждый человек неповторимая личность, у каждого своя цель в жизни и , конечно, жизненные ценности.

- Разбор ситуации из жизни.

- Представьте такую ситуацию: Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса,  сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: “Как вам не стыдно? ” “А что стыдного, мы же ничего не делали, - ” ответили мальчики. “Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.

Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?

(ответы)

2 этап – Основной.

- А теперь вернемся к нашему эпиграфу нашего урока:

Умрет человек в человеке – заменить его будет некем...”

- Словарная работа.

- Вот какое определение слова “ценность” я нашла в Википедии – свободной энциклопедии

Ценнность — важность, значимостьпользаполезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет  роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

(Делаем общий вывод с ребятами.)

Так что скажем проще: это индивидуально (у каждого человека они свои, особенные) особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

- Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.

- И сейчас я вам предлагаю составить свой список ценностей: что для вас наиболее важно, а что не очень. Проведем мы это с вами в виде игры.

Упражнение- игра «Необитаемый остров» (проводится в несколько этапов.)

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком.

1). На первом этапе участники группы работают индивидуально.

Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится всей группой.

Затем группа представляет свой список. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

- Какие чувства возникали по ходу упражнения?

- Как проходило обсуждение в вашей группе?

- Что оказалось самым ценным для нашей группы?

- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

- Послушайте одну древнюю притчу о каменотесах 

«Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

- Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь, -пожал плечами другой.

- Я строю храм! – гордо ответил третий.»

Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель?

(Ответы)

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

Храмы строятся по всей России. Народ, который живет в нашей многонациональной стране, как один из тех каменотёсов - преследуя самые благородные цели, приносят духовно-нравственные ценности, а они необходимы как хлеб...

- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...

- Да, ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться.

- Вот как определяли ценности философы разных времен.

1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.

Творчество.

2. Иммануил Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.

3. Лев Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.

3 этап – Заключительный.

- Практическая работа.

- А в чем состоит ценность жизни, из чего оно складывается?

( Ответы детей: Здоровье, родители, хорошая учеба и т.д.)

Вот перед вами банкаОна пуста пока. Представьте, что это наша жизнь. Вам надо наполнить нашу жизнь самыми важными вещами нашей жизни, из которых складывается ваша счастливая жизнь.

( Положить в банку – разноцветные камни). Делают это дети – называя самые важные вещи в жизни человека. Вы положите камешки аккуратно, чтобы не сломать «жизнь». (это здоровье, родители, родственники, деньги, работа, карьера, учеба, сестра, брат)

- Банка у нас полная?

- Да полная.

-Полная самыми важными ценностями жизни.

Ну, а теперь пространство попробуем заполнить цветными драже.

- Достаю пакет с драже, и начинаю засыпать его в банку. Драже начал заполнять пространство между камнями:

У нас еще осталось пространство.

Тогда достаю пакет с крупой, и начинаю засыпать его в банку, спустя какое- то время в банке не осталось свободного пространства.

- А вот теперь банка полная?

-Полная.

- А теперь попробуйте объяснить наши с вами действия.

(Банка это наша жизнь, камешки большие, а значит – это самые ценные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши родные, наши любимые, здоровье, словом, все то, что имеет для жизни огромное значение; драже – это те вещи, без которых можно обойтись, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина, квартира или карьера, круиз или турне и т.д; а крупа – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; вот из чего складывается наша жизнь!

Вывод: Значит, Жизнь складывается из больших ценностей, без чего человек не может обойтись; драже – это у нас незначительные ценности, без которых мы можем обойтись; а крупа- это те маленькие радости,которые сопровождают каждого из нас.

Притча о счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

-Какой смысл вы видите в этой притче? (Бог хотел, чтобы человек сам слепил себе счастье, т.е.- это дети, семья и т.д.)

Вывод: «Каждый человек «лепит» жизнь по - своему».

«Каждый человек – сам кузнец своего счастья.»

Рефлексия «Остров»

На доске карта с островами ( Грусти, Радости, Воодушевления, Удовольствия, Неопределенности и т.д.), ученики подходят и прикрепляют свой кораблик на соответствующий остров.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!