СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)для 4 класса на тему: "Совесть"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и конспект урока по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)для 4 класса  на тему: "Совесть"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Совесть.»

Урок 23. Совесть


Цель и задачи урока: помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людейразвитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, практическая работа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.




Ход урока

  1. Организационный момент.

Ход урока

1.Организация деятельности (настрой на урок) 

Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. . Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

     изображение бабочки на ладони

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

Притча "Всё в твоих руках" раскрывает очень глубокий смысл. От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной

2.Актуализация опорных знаний по теме. 

Учитель. Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Дети. А разве мы не говорили о добре и зле? Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо?

Ученик. Можно я отвечу на этот вопрос.

Я считаю, об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.

Ученица. Можно добавить!

А мне хочется сравнить это все даже с самыми простыми правилами “Русского языка”, например: слова с жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У! Учим, учим, а некоторые дети забывают правила при письме. Я думаю, что если правила русского языка забыл - это не страшно. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Учитель. Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. 

3. Формулирование темы урока, постановка цели:

 - А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)


Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем продолжить разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.


Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»


2. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

(угрызения совести)

Да, вы правы и Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как … совесть.

И тема сегодняшнего разговора это- «Совесть»,


Слайд 1

Запишем тему урока. (Повесить на доску карточку со словом СОВЕСТЬ)

- Прочитайте эпиграф урока.

Слайд 2

«Самое главное украшение человека – чистая совесть».

Цицерон

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуем вместе разобраться. Дойти до самой сути.

Подумайте, как можно разобрать слово «совесть» по составу, какой здесь корень, какая приставка. Что можно сказать о смысле этого слова

(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).

Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой.

( Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, сосед…)

-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).

-С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)

-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни,

Команда 2. Совесть

Подумайте, на какое другое слово похоже слово «совесть». Для этого можно убрать одну или две буквы. Что можно сказать о смысле этого слова?

Подумайте, где у человека может располагаться совесть. Нарисуйте и раскрасьте так, как считаете правильным.

Попробуйте дать определение.



  • 1. Дети делают выводы о том, что такое совесть.


Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза. 

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

А вот какие высказывания существуют о совести:

Афоризмы: Слайд 3

«Закон, живущий в нас, называется совестью».

Кант И.

«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». Суворов А. В.

«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».

Пушкин А. С.

«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Совесть – это правильный суд доброго человека».

Аристотель

Работа со словарем. (работают 2 пары детей)

Слайд 4

1.Обратимся к словарю В.И. Даля. «Совесть - внутрен­нее сознание добра и зла, тай­ник души, в котором отзывает­ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ­ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери.

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

 Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.



Совестьспособность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

Задачи совести:

- Помочь сделать правильный выбор

- Указать на плохой, недостойный поступок

2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

А) - Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

- Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

Изменилось ли представление о совести в наши дни?

  1. Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Б) - Что такое стыд?

По В. Далю «Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка».

Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор)

Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)

В) Работа с текстом учебника.

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

(Объяснение детей)

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».


В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.

Как бы вы определили эти понятия? 

3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

Вот как объясняется значение этого слова «совесть»в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.





Проблемный вопрос

– А как бы вы соотнесли такие понятия как совесть и маяк, компас, солнце, карта?

(предполагаемые ответы детей: компас, маяк, карта, солнце и др. – это ориентиры на местности, а совесть – наш внутренний ориентир на жизненном пути, помогающий выбирать правильные поступки)

Беседа.

- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).

Работа с притчей. (В парах)

  • Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава. (Евгений Георгиевич Санин)-российский писатель, поэт. 10 октября 2009 года принял монашеский постриг в малую схиму с именем Варнава, в честь преподобного старца Варнавы Гефсиманского Чудотворца. Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

- Как поступит герой притчи?

-Почему он вернет кошелек хозяину?

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Е) Обобщение.

- Ребята, зачем человеку нужна совесть?

(Ответы детей).

- Мы ответили на второй вопрос урока.

  1. Практическая работа №2, нацеленная определить понятия, сопоставимые и несопоставимые с совестью:

Совесть допускает, поощряет, одобряет…

Совесть не допускает, не поощряет, не допускает…



Учитель: честь, честность, достоинство, доброта, любовь к ближнему, благородство, мужество, отвага, стыдливость, ответственность – постоянные спутники человека с совестью.

Булат Окуджава, известный советский и российский поэт, писал:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно святое наше воинство!

Протяни ему свою ладонь…

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век!

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек…

Обсуждение война

В этом году вы знаете, мы отмечаем юбилейную дату -70 летие Великой победы! Каждый год мы вспоминаем , о тех , кто ценой своей жизни спасали нашу Родину, спасали детей, свою землю, это 28 миллионов погибших( это солдаты, старики, женщины, дети). Нет ни одной семьи, куда бы ни постучала беда. Конечно, говорить о Великой победе, подвигах , о том, как люди поступали со своей совестью, наверное было бы безнравственно. Да были враги, предатели, и даже если история об этом молчит, то вряд ли совесть людей предателей дала им дожить свой век спокойно. Сегодня мы не будем углубляться теме Война, Победа, мы еще много будем встречаться.

Работа в группах.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

Ситуация 1.

Вы оплачиваете покупки на кассе. Кассир ошибается и дает вам 100 рублей лишних. Вы вышли из магазина и заметили ошибку. Ваши действия? Почему?

Ситуация 2.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «4», а вам «5», потому что не заметил грубой ошибки, которую увидел в ее тетради. Ваши действия? Ситуация 3.

У вас в классе планируется праздник. Но накануне кто-то из класса вскрывает датчик пожарной тревоги и срывает уроки. Учитель грозит отменить праздник. Вы знаете, что это совершил ваш товарищ. Ваши действия? Почему?

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.



Притча Видеоролик «Воробей»

Обсуждение.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Очень важно попросить прощения. В жизни иногда бывает так. Что не успеваешь просить прощения и с этим грузом приходится жить всю жизнь.

      Все знают такой праздник, как Масленица.

Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить  у всех прощения. Люди при встрече целуются  и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Если есть кому у кого-то за что-то попросить прощения, не откладывайте это.

Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.


Работа в макбуках. Работа в парах.

«Собиралки»

Нужно собрать пословицы

Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)

Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)

В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)


         «Синквейн» (напомним, что это) Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Совесть

  • Вечная, мудрая

  • Спрашивает, учит, мучит

  • Главный судья

  • Слушай её

V. Творческое применение знаний.

Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  5. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

  6. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

  7. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).



На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

Яна Кузовлева


Вывод: не все так просто. Сколько споров о том, как правильно поступить. Но мы с вами люди, и мы должны развивать в себе умение делать честный и правильный выбор.

А может, я не права, и жить без совести было бы легче?

Совесть – это в какой-то степени душа человека. А человек не может жить без души. Будьте совестливы, развивайте в себе умение выбирать правильные, честные, достойные поступки – и ваша жизнь будет прекрасна!

Вывод: Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор.

Дети слушают песню А. Дольского «Уважаемая совесть».

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

-Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.



VІІІ. Домашнее задание.

  1. Подобрать пословицы о совести и стыде.


Просмотр содержимого документа
«Совесть без муки»

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!



Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!



Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!



Просмотр содержимого презентации
«Презентация для урока. Совесть»

«Самое главное украшение человека–чистая совесть» Цицерон

«Самое главное украшение человека–чистая совесть» Цицерон

« СОВЕСТЬ -внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла».           В.Н.Даль       « СОВЕСТЬ -  чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».       С . И.Ожегов

« СОВЕСТЬ -внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла». В.Н.Даль

« СОВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». С . И.Ожегов

« Стыд  – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение,  совесть  – это стыд перед самим собой».

« Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение,

совесть – это стыд перед самим собой».

ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять  о своих поступках С О В Е С Т Ь КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ  свои поступки ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания о долге НАПОМИНАЕТ   об обязанностях  об ответственности ЗАСТАВЛЯЕТ  говорить о себе правду

ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять

о своих поступках

С

О

В

Е

С

Т

Ь

КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ

свои поступки

ИГНОРИРУЕТ

хитрые оправдания

о долге

НАПОМИНАЕТ

об обязанностях

об ответственности

ЗАСТАВЛЯЕТ говорить

о себе правду

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ ДОПУСКАЕТ,  ПООЩРЯЕТ,  ОДОБРЯЯЕТ … НЕ ДОПУСКАЕТ,  НЕ ПООЩРЯЕТ,  НЕ ОДОБРЯЯЕТ …

СОВЕСТЬ

ДОПУСКАЕТ,

ПООЩРЯЕТ,

ОДОБРЯЯЕТ

НЕ ДОПУСКАЕТ,

НЕ ПООЩРЯЕТ,

НЕ ОДОБРЯЯЕТ

Он все делает по совести, стыдится поступать…  Это – человек…  Он не совершает поступков …  Он не пройдет мимо …  Совестливый человек, если и совершает какие- то несправедливые поступки, то ….,  и они вызывают у него…  Совесть выражается в …  Она побуждает человека следовать…  Отвращает его от…
  • Он все делает по совести, стыдится поступать…
  • Это – человек…
  • Он не совершает поступков …
  • Он не пройдет мимо …
  • Совестливый человек, если и совершает какие- то несправедливые поступки, то ….,
  • и они вызывают у него…
  • Совесть выражается в …
  • Она побуждает человека следовать…
  • Отвращает его от…
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Урок дал мне для жизни…
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Урок дал мне для жизни…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!