Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Имя прилагательное»
Задачи:
1.Закрепить умения различать имена прилагательные, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.
2.Развивать внимание , память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь.
3. Привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи, совершенствовать культуру речи учащихся.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со схемами (работа в группах), правило работы в группах, алгоритм, карточки с домашним заданием, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Слайд)
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
Проверяется готовность к уроку, записывается число.
(Работа в тетрадях)
- Сегодняшний урок я хочу начать словами Ивана Сергеевича Тургенева: (слайд )
« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»
-Как вы понимаете его смысл? (наш русский язык-могуч, велик, он создавался и совершенствовался веками, поэтому нужно любить и беречь его, то есть учить грамматику, правильно использовать, ценить его, как свою родину, ведь наш язык- это наше богатство и достояние.)
-Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием.
2.Сообщение темы и целей урока.
-Как звучит тема сегодняшнего урока вы узнаете разгадав загадку. (слайд )
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Запишите в тетрадь. (слайд )
-Сформулируйте задачу нашего урока! (Слайд).
-Какую задачу поставить перед собой каждый из вас?
-Молодцы!
-Мы приступаем к работе над задачей урока.
-В течении урока вы будете оценивать свою работу, ставить смайлики в оценочном листе своей деятельности на уроке. (Слайд)
3.Актуализация опорных знаний
-Какие знания мы должны повторить?
-Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним, что такое имя прилагательное. Выполним задание, которое называется «Закончи предложение». (Слайд)
1. Имя прилагательное – это_______________,
отвечает на вопросы______________________,
которая обозначает________________________,
согласуется с____________________________ .
2. Имена прилагательные могут обозначать признаки предметов:……
(цвет, величина, вкус, запах, материал, характер, настроение, назначение и т.д.) (слайд )
3.Имена прилагательные изменяются по ……
( родам, числам, падежам).
4. Чтобы правильно написать гласную в безударном окончании прилагательного нужно…. (Вывешивается памятка).
5.В предложении имя прилагательное является…..
(Второстепенным членом предложения.)
6.В речи имена прилагательные нужны для того, чтобы….. .
Итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать в течение урока.
4.Орфографическая минутка.
-Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какая осень? (Поздняя) Какая погода? Какое настроение у вас вызывает зима?
-Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Бунина “ПЕРВЫЙ СНЕГ”
Зимн.м хол…дом п…хнуло
(На) п…ля и (на) л…са.
Ярк.м пурпуром зажглися
(Пред) з…катом н…б…са.
(На доске запись)
1.Какое настроение вызвали у вас эти строчки? Настроение стихотворения слегка печальное. Оно посвящено природе.
Холодом пахнуло, ….
-Какая роль у прилагательного в тексте? Роль прилагательного - придать стихотворению большую красоту.
Отрывок стихотворения понравился тем, что создал зимнее настроение и перенес в атмосферу волшебства и сказки.
2.Прочитайте четверостишье выразительно.
3.Объясните, как вы понимаете значение слова пурпуром
-А как можно узнать значение слова? (Толковый словарь, интернет, у взрослых..)
-Прочитайте значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.(1 ученик читает)
пурпуром -к пурпурным относят гамму цветов, полученных при смешивании красного цвета с синим или фиолетовым (Слайд)
4.Итак, какая задача стоит перед нами?
5. Выполнение работы. (1 ученик у доски, работа в тетрадях)
6.Какие орфограммы встретились?
7.Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
8.Найдите имена прилагательные выделите их окончания и определите род, число, падеж.
9.Докажите, что прилагательные в последнем предложении являются второстепенными членами. Что для этого нужно? (Разобрать предложение).
Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли? (Алгоритм)
-Ребята, о каком времени года говорится в этом четверостишье?
5.Минутка отдыха.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», «Ноябрь» («На тройке»).
-Какое время года изображает музыка?
-Какую картину к этой музыке вы бы нарисовали?
- А какие краски вы бы использовали?
-Какие имена прилагательные вы бы подобрали к слову «музыка»?
6.Письмо по памяти.
-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.
-О каком месяце рассказывается в музыке П.Чайковского?
О ноябре народ сложил много пословиц и поговорок, одна из них записана на доске.
-Прочитайте ее вместе.
-Как вы ее понимаете?
Ноябрь — последний месяц живой воды. (Слайд)
- Объясните правописание выделенных орфограмм.
-Еще раз прочитайте и запишите по памяти (1 ученик разбирает звуко-буквенный разбор слова «ноябрь»). (Карточки для слабых уащихся).
Проверка!
-Укажите род, число, падеж прилагательных.
7. Работа с учебником
Упражнение 112,с.86.
Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли? (Алгоритм)
8. Работа в группах «Исправь ошибку».
-Много сказочного происходит с приходом зимы.
-Недавно мы с вами писали изложение. О чём оно? В каком литературном жанре оно написано? (Сказка)
-В нём были допущены ошибки. Я вам предлагаю побывать в роли учителей и проверить ошибки.
(Слайд)
Вспомните правила работы в группах. (слайд )
Правила работы в группе:
1.Вежливо обращайтесь друг с другом.
2.Выслушивайте мнение каждого.
3.Не перебивайте говорящего.
4.Доказывайте свои версии.
5.В группе ответы дает каждый.
6.Умеешь сам - научи другого.
В глухая лесу за колючим снегами живёт лесная царь Берендей.
-Какие знания помогли нам исправить ошибки?
-Для чего нам нужно знать правила правописания падежных окончаний имён прилагательных?
9.Домашнее задание.
Карточки
Вам предлагается два варианта, каждый из вас должен выбрать одно задание , которое он будет выполнять. (1 вариант более легкий, 2- сложнее).
ЗАДАНИЕ №1.
Составить словосочетания. Выделить окончания прилагательных.
Колючий (растение, кусты, слово, ежата).
Летний (солнце, настроение, деньки, платье).
Свежий (дыхание, овощи, новости, молоко).
Синий (море, глаза, просторы, покрывало).
ЗАДАНИЕ № 2 «Четвертый лишний».
В каждом ряду найди и убери лишнее слово. Докажи свой выбор.
Морской, соломкой, узкой, звонкой.
Ключей, колючей, горячей, могучей.
В летней, за баней, с ранней, с соседней.
9.Итог урока.
Над какой темой работали сегодня на уроке?
- Какие знания закрепили об имени прилагательном?
- Что такое имя прилагательное?
-С какой частью речи согласуется?
-Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
-Как проверить правописание безударных окончаний прилагательных?
- Для чего прилагательные нужны в нашей речи?
-Справились мы с задачей нашего урока?
-Справились ли вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?
Закончи предложение:
(Слайд)
− Мне сегодня на уроке удалось …
− Я и не подозревал …
− Мне стало понятно …
− А у меня сегодня не получилось …
Какие смайлики вы себе за работу поставили? Сдайте оценочные листы.
Выставление оценок.
Наш урок я хочу закончить следующими словами Константина Паустовского : (слайд )
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
-Ребята, благодарю вас за сотрудничество на уроке. Всем большое- большое спасибо! Урок закончен. Все свободны. Отдыхайте