Тема | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо) |
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий с закруглениями внизу (влево), (вправо); рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки, деления слова на слоги, определения места ударения в слове, слога-слияния |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии с закруглениями внизу (влево), (вправо); рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы, делят слово на слоги, определяют место ударения в слове, слоги-слияния |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, пальчиковая гимнастика, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии с закруглением внизу (влево), (вправо); узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, слово, слог, ударение, ударные и безударные гласные, слог-слияние, схема слова |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки : упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 / авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2007 |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 15–17. – Подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий с закруглением внизу (влево), (вправо), рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы, учиться делить слово на слоги, определять место ударения в слове, слоги-слияния. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают | |
III. Актуализация опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/27/s_5c9afeaabaaf1/1123734_1.png) Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Работа со схемами слов (с. 15–17)* | Фронтальная, индивидуальная; беседа с опорой на схему слова; словесный, практический | – Откройте с. 16. Посмотрите на рисунок в верхней части страницы. Кто изображен на картинке? – Почему кот сидит в зонтике? – Что делает старушка? – Найдите схему слова кот. – Определите количество слогов в слове. – Определите место ударения в слове кот. – Почему на схеме слова ударение не обозначено? – Сколько звуков в слове кот? – Какие звуки образуют слог-слияние? Назовите. – Как на схеме слова обозначен слог-слияние? – Какой звук произносится быстро, отрывисто? – Как на схеме слова обозначен этот звук? – Может отдельно произносимый звук составлять слог-слияние? | Отвечают на вопросы: – Кот, бабушка. – Он попал под дождь и сел в зонт, чтобы не намочить лапки. – Она зовет любимого кота вернуться. Выполняют задание. – Один. – Ударение падает на гласный звук в слове кот. – Над словом, состоящим из одного слога, ударение не ставится. – Три. – -Ко. Согласный и гласный. – Прямоугольником, разделенным чертой. – [Т]. – После слога-слияния – маленький квадратик. – Нет | Формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают содержание иллюстраций, соотносят схему со словом, определяют количество слогов в слове, место ударения в слове, слог-слияние | Индивидуальный. Соотнесение схемы и слова, определение количества слогов, ударного слога |
3. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Упражнение «Помощники мои». Вот помощники мои! Их, как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять, Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Поработают немножко, Мы дадим им отдохнуть. Постучали, повертели И обратно в путь. Вот помощники мои, Ты, дружок, их похвали | Исходное положение: основная стойка – прямая спина, руки вытянуты вдоль туловища. Руки вперед, пальцы выпрямить и развести. Ладони повернуть вверх, вниз. Пальцы резко сжимать и разжимать в такт стиха. Руки вперед, вверх, вперед, в стороны, вперед. Затем к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуть. Три хлопка в ладоши. Три круговых движения кистями рук. Четыре раза сжать и разжать пальцы рук. Шаги на месте. Четыре раза сжать и разжать пальцы рук. Легкие взмахи кистями рук. Сесть, руки положить на стол. Дружно хлопают в ладоши | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Рисование узоров (с. 15–17) | Индивидуальная; практический | – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш. Выберите, обведите по контурным линиям и продолжите написание узоров из известных вам элементов на с. 15–17. – По окончании работы определите, какой предмет в узоре у вас получился лучше, обведите его в круг карандашом красного цвета | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Обводят предметы по контурным линиям, самостоятельно рисуют узоры, ориентируются в рабочей строке | Индивидуальный. Рисование узоров |
2. Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (влево) (с. 15–17) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 15. – Скажите, какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Длинную наклонную линию с закруглением внизу (влево) начинаем писать сверху с точки на дополнительной пунктирной линии рабочей строки, на счет -раз ведем прямую наклонную вниз, сильно нажимая на карандаш, не доводя до нижней линии рабочей строки, на счет -и закругляем, не нажимая на карандаш, касаемся нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать элемент чуть выше нижней линии рабочей строки. Затем учащиеся пишут данный элемент в воздухе. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по пунктирным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Отвечают на вопросы: – Длинная наклонная линия с закруглением внизу (влево). Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя; ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом и положение тетради | Индивидуальный. Письмо длинной и короткой прямой наклонной линий с закруглением внизу (вправо), (влево), проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Учитель проводит физкультминутку (см. урок 8) | Выполняют движения физкультминутки | | |
3. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (влево) (с. 15–17) | | – Откройте с. 17. Какой элемент дан в нижней части страницы? – Расскажите, как правильно писать элемент. Учитель обращает внимание на то, что начинать писать элемент надо чуть выше нижней линии рабочей строки. – Обведите и продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы отметьте самый лучший из написанных вами элементов, обведя его в круг карандашом красного цвета. – Откройте с. 16. Какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Короткую наклонную линию с закруглением внизу (вправо) начинаем писать с точки на верхней линии рабочей строки, на счет -раз ведем вниз прямую наклонную линию, сильно нажимая на карандаш, не доводя до нижней линии рабочей строки, на счет -и закругляем, не нажимая на карандаш, касаясь нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Затем учащиеся пишут данный элемент в воздухе. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по пунктирным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | – Короткая наклонная линия с закруглением внизу (влево). Рассказывают правильное написание элемента (см. урок 7). Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего. – Короткая наклонная линия с закруглением внизу (вправо). Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | | |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Что помогло вам выполнить задания? – Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 15–17, разукрасить рисунки. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв, делили слова на слоги, определяли ударный слог. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой на урок | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку | |