СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по поэме Гоголя "Мертвые души"Приезд Чичикова в губернский город№

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по поэме Гоголя "Мертвые души"Приезд Чичикова в губернский город№»





Тема урока: "Приезд Чичикова в губернский город NN …”. (Анализ 1 главы поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”).



Цели урока: знакомство с идейно-художественым содержанием поэмы Гоголя; обучение характеристике литературного героя; развитие навыков анализа текста; воспитание высоких нравственных качеств, культуры умственного труда.

Предварительная подготовка: содержание и план 1 главы; понятие характеристики литературного героя; словарная работа; индивидуальные сообщения: “Н. В. Гоголь: страницы жизни”; “История создания поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.



Ход урока



1. Организационный момент. Мотивация.



2. Реализация домашнего задания:



1. Перенести на доску:



план 1 главы:



(1. Приезд Чичикова в губернский город



2. Встреча с чиновниками и помещиками



3. Подготовка почвы для авантюры);



словарную работу:



Трактир - “ресторан” низшего разряда.



Сбитенщик - продавец сбитня.



Коллежский советник - гражданский чиновник (средний чин в табели рангов).



2. Дать определение характеристики героя литературного произведения. (Речевая характеристика показывает, как общается человек с другими людьми, каков его образ мыслей, уровень знаний. Иногда присоединяют речевую характеристику к портретному описанию героя).



3. Изучение нового материала. Работа с текстом. Анализ 1 главы.



Слово учителя.



Глава 1 - вступление в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором.



“Путешествие” по губернскому городу начинается.



На доске и в тетрадях начинаем заполнение таблицы “Характеристика литературного героя” опорной лексикой, характеризующей персонаж.



Главным героем поэмы Н. В. Гоголя является Чичиков Павел Иванович - господин “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.



Слайд 3. Павел Иванович Чичиков. Рисунок П. Боклевского. 1866 г.



Чичиков Павел Иванович: “… не красавец,… и не дурной наружности; ни…толст, ни…тонок, ни стар, ни молод…”



Он “восседает на красивой рессорной бричке”. Въезд Чичикова в губернский город изобразил художник А.М. Лаптев (1951-1953 гг.)



- Что изображено на иллюстрации?



Слайд 4. Въезд Чичикова в губернский город. Художник А. М. Лаптев (1951- 1953 гг.)



Стоявшие у гостиницы мужики обратили внимание не на нашего господина, а на колесо брички.



Читаем диалог по ролям:



- Вишь, ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?



- Доедет.



- А в Казань- то, я думаю, не доедет?



- В Казань не доедет.



Как Чичиков характеризуется автором? Кто ездят в таких бричках? (Гоголь даёт характеристику Чичикова через описание его брички)

Продолжаем заполнение таблицы:



Холостяк, помещик среднего достатка, “господин средней руки”…



Какими показывает нам Гоголь жителей уездного города?

Внимание на записанную на доске словарную работу.



1) “… встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах...”



2) “…господин был встречен…”



3) “…сбитенщик с самоваром…”



Как характеризует Гоголь жителей города? (при описании жителей города звучит мягкий юмор)

Слайд 5. Юмор - вид комического, добрая форма насмешки.



Чичиков уже в гостинице.



Осматривает свою комнату. “…гостиница была тоже известного рода…”



Какой покой может быть в комнате с тараканами и любопытным соседом за дверью? Даже если тараканы не какие- нибудь, а как чернослив? Юмор постепенно переходит в иронию.

Слайд 6. Ирония - скрытая насмешка, нередко употребление слова в противоположном значении.



Далее Чичиков следует в общую залу. “… Какие бывают эти общие залы - всякий знает…”



Что подали на обед Чичикову? “… подавались разные обычные в трактирах блюда…”

А как характеризует Чичикова то, что он после обеда “… с чрезвычайной точностью расспросил…”?

Это простое любопытство?

Продолжаем запись: хитрый, любопытный



Отдохнув, написал на бумажке: “Коллежский советник… помещик…”



Для чего написал? (он осторожный) и отправился осматривать город

Работаем в группах (по рядам):



1-я группа:



Что мы видим, путешествуя вместе с Чичиковым по городу? Анализ текста. (Мы видим мостовую, дома, магазины, улицы, заборы, вывески, сад…)

2-я группа:



Каким находит город Чичиков? (“… город ничем нечем не уступал другим губернским городам…”

3- я группа:



А каким видит город автор поэмы? (Унылый вид российской провинции).

Чичиков держит путь в городской сад. Последуем за ним.



Физкультминутка:



Встали. Идем по аллее сада. Шаг на месте. Энергично. Не сутулимся.



Яркое летнее солнце слепит глаза. Быстро поморгали. Закрыли глаза. Открыли.



Сели на скамейку в саду. Ноги врозь. Ноги вместе.



Наслаждаемся воздухом. Вдох - выдох.



Слушаем голоса птиц, шелест ветра. Медленный поворот головы направо - налево - на меня.



Продолжаем работу с текстом. Перечитаем описание сада:



“ … городской сад…состоял из…”, а в газетах -



“…Город наш украсился…”



Что слышим за строчками Гоголя?

Слайд 7. Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческие достоинства.



Продолжаем путешествие. “… оторвал прибитую к столбу афишу…”



Зачем? (Изучает город как поле будущего сражения)

Какая характерная черта при этом проявляется у Чичикова? (Продолжаем запись: внимательный, деловой, пунктуальный)

Вот и настал следующий день.



Куда же отправился Чичиков?

1) Чиновники города:



- губернатор



- вице- губернатор



- прокурор



- председатель палаты



- полицмейстер



- откупщик



- начальник над казёнными фабриками



- инспектор врачебной управы



- городской архитектор



2) Окрестные помещики



Что явилось следствием визитов? “ …следствием этого было то, что…” Почему? (Очаровал всех, потому что льстил чиновникам “В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому…”

Какую характерную черту Чичикова выявляем и добавляем к его характеристике? (Лесть, льстец)

А вот Чичиков на вечеринке, где собрался цвет губернского города. “…Чёрные фраки носились врозь и кучами и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору июльского лета”.



С чем сравнивает общество автор? (Гоголь сравнивает чиновников с мухами (паразитами), летящими на сахар. Их привлекает запах сладкого (возможность поживиться).

А это уже сарказм.



Слайд 8. Сарказм - едкая, язвительная насмешка.



Довольны чиновники приездом Чичикова? (“… Все чиновники довольны приездом Чичикова…”)

Каковы манеры, речь Чичикова?

Порядочный человек



Чем объясняется успех Чичикова? (Чичиков - зеркало любого из собеседников, так как в нём есть все те качества, которые составляют основу их характеров).

Как писатель рисует чиновников, помещиков? (Гоголь показывает, что под внешней оболочкой культурных людей скрывается в них духовное убожество, преступные действия, грубая животная натура).

А вот такими увидел губернских чиновников художник П. Боклевский. В 1866 году он написал иллюстрацию под названием “Губернский Олимп (чиновники губернского города NN)”.



Слайд 9. Губернский Олимп. Художник П. Боклевский. 1866 г.



Что изображено на данной иллюстрации?

Слайд 10. “Мёртвое царство мёртвых душ” А. Герцен.



Согласимся с данной характеристикой?

4. Домашнее задание:



1) Характеристика героя литературного произведения.



2) изображение жизни российских помещиков.



3) Вопросы и задания учебника



4) Индивидуально: сообщения “Интересы и занятия городского общества”; “События общественной жизни России 30- х годов 19 века”.



5. Подведение итогов. Рефлексия - размышления о своём внутреннем состоянии, самоанализ.



Список литературы:



1. Литература. 9 класс: учебн. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Коровин, Коровина.



2. Н.В. Гоголь. Мёртвые души. Издательство “Детская литература”. М., 2010.



3. Фогельсон И.А. Литература учит.: 9 кл.: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!