СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по повести А.Грина «Алые паруса» . Алые паруса мечты

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по повести А.Грина «Алые паруса"      

 Алые паруса мечты

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести А.Грина «Алые паруса» . Алые паруса мечты»

Конспект урока по повести А.Грина

«Алые паруса»


Тема: Алые паруса мечты


Он пришёл на время, ненадолго,

Он пришёл, чтоб нас предупредить –

Разобьётся сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

Цели урока:

  • развитие ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;

  • формирование умения определять авторскую позицию и анализировать авторские отступления, сюжет и внесюжетные элементы;

  • воспитание культуры восприятия художественного текста, произведений живописи и музыки;


Оборудование:

  • репродукции картин: П. Миервалдис “Мечта”, Сесар Леаль Хименес “Мысли без желания- мечты”, Т. Пяэсуке “Мальчик со скрипкой”;

  • фрагменты из оперы А.Богословского “Алые паруса”

  • «Лунная соната» Бетховена

  • Фрагменты фильма «Алые паруса»


ХОД УРОКА

IВведение в тему.

Звучит «Лунная соната» Бетховена. На фоне музыки учащийся читает стихотворение В.В.Маяковского «Послушайте!»

Послушайте!

Ведь если звёзды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянётся –

не перенесёт эту беззвёздную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!

Послушайте!

Ведь, если звёзды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Учитель литературы  А в 1985 году Академия наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневия в честь Александра Грина.

…Он пришёл на время, ненадолго,

Он пришёл, чтоб нас предупредить –

Разобьётся сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

«Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить…» - этими словами мне хотелось бы начать на урок, посвященный «Алым парусам» А.Грина и назвать его «Алые паруса мечты».

Глядя на тему, сформулируйте, пожалуйста, цели урока.

Да, вы правы, однако это не все. Нас ждет множество сюрпризов, потому что урок я буду проводить не одна, а вместе с Ольгой Сергеевной. Поэтому, кроме литературы, мы окунемся сегодня в мир живописи и музыки.


Учащийся  читает стихотворение

Мне встречи с ним судьба не подарила,

И лишь недавно поздние цветы

Я положил на узкую могилу

Прославленного рыцаря мечты.


Но с детских лет, с тех пор, когда впервые

Я в мир чудес, им созданных, проник,

Идут со мною рядом, как живые,

Весёлые герои его книг.


Они живут в равнинах Зурбагана,

Где молодая щедрая земля

Распахнута ветрам и ураганам,

Как палуба большого корабля.


Учитель литературы  

Автор стихотворения – неизвестный студент. Он был восхищён творчеством А.Грина.

- Вы запомнили, кем этот юноша считает писателя? (Рыцарем мечты).

Вглядимся в портрет писателя. (Первый слайд). Попробуем оформить устную зарисовку.

«Воображаемый» портрет А.Грина.

Учащийся. Я представляю себе человека на портрете грустным, ранимым, интересным, наивным. Его морщины – следы испытаний, трудно отвести глаза от этого печального лица. Мне кажется, он хорошо знает людей, много повидал.

Учащийся. Мне кажется, что он упрям, молчун, мечтательный, философ, с грустью в глазах и застенчивой улыбкой, но мудрец, писатель и странник.

Учащийся. Улыбка А.Грина застенчивая, мудрая, мечтательная, задумчивая, открытая, сдержанная, печальная.

Учитель. А вот как вспоминают о Грине его современники.

Учащийся. «Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремимся отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир» (Всеволод Рождественский).

Учащийся. Лев Гумилев вспоминал, «что у Грина «суровое лицо, угрюмый взгляд». О сумрачном взгляде «очень серьёзных, неулыбавшихся глаз» Грина пишет и Михаил Слонимский.

Учащийся. Жена и верный друг Грина Нина Николаевна признаётся: «Грин редко смеялся».

Учитель. Облик писателя говорит о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности.

Учитель искусства:

Ребята, наш урок мы начали стихотворением В.Маяковского «Послушайте». А что кроме поэтического текста, помогло нам создать эмоциональное настроение созвучное теме урока? (Музыка). Давайте еще раз окунемся в мир этих чарующих звуков. (Звучит «Лунная соната» Бетховена)

Узнали ли вы это произведение?

Может ли кто-то назвать композитора?

Лю́двиг ван Бетхо́вен немецкий композитор 18 века. Один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах включая оперу. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты.

  • Какое у вас возникло ощущение при прослушивании этой мелодии? С чем она ассоциируется?

(Ощущение безмятежности, спокойствия, хочется посидеть у огня, помечтать).

  • При помощи каких средств композитор смог передать это настроение?

( мелодии, силы звука, ладовое развитие)

  • Посмотрите на репродукции картин. Найдите среди этих полотен прослушанную мелодию? Какие картины оживают под эти звуки? Чем они созвучны?


Учитель литературы:

  • Какое единое название можно было бы дать этим картинам? (Мечта)

  • Какое настроение рождает слово МЕЧТА? Вслушайтесь в него. Подберите к нему синонимы.

(Грезы, видение, фантазия).

  • Дайте толкование этим словам. Оно одинаково?

(Работа с “Толковым словарем” Ожегова).

Мечта – 1 – нечто, созданное воображением;

2 – предмет желаний, стремлений.

Грезы – мечта; первоначально “призрачное видение, сон”.

Видение – призрак, привидение, что- нибудь, возникшее в воображении.

Фантазия – 1 – способность к творческому воображению;

2 – мечта, продукт воображения.


Учитель искусства:

  • Какое прилагательное вы употребили бы со словом “мечта”?

(Голубая, розовая, хрустальная).

  • Можно употребить в словосочетании со словом “мечта” прилагательные “серая”, “черная”, “тяжелая”? Почему?

(Мечта – это что-то светлое, доброе. Прилагательные “серый, черный, тяжелый” можно употребить со словом “думы”, но не “мечта”).

  • Ф. Сологуб сказал: “Я бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах”. А хорошо ли быть мечтателем? Что дает мечта человеку? Может быть это бесполезное занятие?

  • Вспомните фольклор. О чем мечтали люди? Исполнились ли их мечты?

(Мечтали летать – летают. Мечтали попасть в подводное царство – попали. Мечтали о сапогах-скороходах – имеем автомобили, поезда, сверхзвуковые самолеты).

  • Возможно ли было это без мечты?

  • Значит, мечта материализуется в конкретные дела, она созидает жизнь. Не зря говорят, что человек без мечты, что птица без крыльев. Если человек о чем- то мечтает, то говорят, что он окрылен. У человека, не умеющего мечтать, душа бескрыла.


Учитель литературы

II. Работа с текстом.

  • Это ваше восприятие слова “мечта”. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, что вкладывает в это слово А. Грин.

На прошлых уроках я познакомила вас с некоторыми фактами биографии писателя. Расскажите, что вам запомнилось.

Учащийся.

Александр Степанович Гриневский родился 11 (24 августа) 1880 году в городе Слободском Вятской губернии. Вскоре семья переехала в Вятку. Отец его, «вечный поселенец», дворянин, за участие в польском восстании был сослан в Сибирь. В 1868 году ему разрешено жить в Вятской губернии. Мать Грина, дочь мелкого чиновника, умерла, когда Грину было 13 лет. С мачехой Александр не поладил. Может, поэтому его герои зачастую сироты, не помнящие материнской ласки, а образ матери овеян в его произведениях ореолом любви, святости.

Учащийся. Вятка конца XIX века не являлась глухим медвежьим углом. В ней были общественные и частные библиотеки, свой театр, гимназии, городские училища. Однако из-за строптивого характера Грин не мог ужиться с наставниками и сверстниками в школе. ОН вспоминает: «Меня сверстники не любили, друзей у меня не было». От одиночества и обид он уже с детства «уходил в мир вымысла и фантазии, грезил о далёких странах, морских путешествиях, необыкновенных подвигах».

Учащийся. С 16 лет он скитался по Руси, испытал голод, болезни, разочарования в любви.

В 1896 он отправился к морю в Одессу. Матросом он проплавал совсем немного, а в заграничном порту был всего один раз. Рухнула мечта стать моряком.

Его скитальческая жизнь очень похожа не трудную жизнь М.Горького. Та же перемена мест, профессий в поисках заработка, голод, бесприютность, революционная работа, тюрьма, ссылка. Может быть, поэтому М.Горький помог Грину выжить в голодном послереволюционном Петрограде.

Учащийся. И всё-таки в 1924 году уже признанным мастером Грин возвращается к морю. Он прожил в Феодосии до 1930 года, а осенью переехал в Старый Крым. Он любил этот город за тишину, за то, что стоит он на горе, откуда видно море.

Умер Грин 8 июля 1932 года.


Учащийся. (подходит к карте Гринландии и рассказывает о ней). На одной из стен зала музея в г. Кирове (Вятке) – карта страны, созданной воображением писателя. Критик К. Зелинский назвал её «Гринландией». В этой стране свои материки, бухты, острова, архипелаги, проливы, свои города – Лисс, Зурбаган, Гертон, Покет, населённые мужественными и добрыми, сильными и смелыми людьми. Эти названия отсутствуют на географической карте, они остаются в нашем сознании, будят стремление к Красоте, Мечте, Добру, Любви, Вере. «Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом», - писал К. Паустовский.

Учащийся. Но Гринландия – это не бегство писателя от действительности, а умение подняться над реальностью жизни и выразить заложенный в ней «блистающий мир» и противостоящую ему мещанскую Каперну с ее грубостью, пошлостью, лицемерием. В 1965 г. Возникли палаточные городки почитателей А.Грина – «Зурбаганов». Они были созданы на теплой и доброй земле Грина – в Крыму. Среди трещин скал, сухой травы и вечно бьющейгося о скалы моря выросли дома-палатки «Президент», «Арамея», «Секрет», Роза ветров».


Учитель. Творческий путь А.Грина продолжался с 1906 по 1932 год, за это время он создал около 500 произведений (новеллы, повести, романы, стихи). Грин художник чрезвычайно многообразный: он и тонкий психолог, и мастер детективной интриги, и пленительный сказочник, и глубокий мыслитель, и своеобразный поэт.

«Алые паруса» сам автор назвал феерией, то есть сказочным, волшебным действием.

Писатель вынашивал эту повесть 5 лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».


Учитель искусства:

Вспомните, как тщательно выбирал Грэй ткань для парусов «Секрета».

Итак, слово найдено, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение Мечты в жизнь, - это символ «духовного отражения». Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир.


Учитель литературы

Грин назвал своё произведение феерией. Слово феерия в словаре С.И.Ожегова имеет два значения (третий слайд):

Феерия – 1. театральное или цирковое представление сказочного

содержания, требующее пышной постановки и

сценических эффектов;

  1. перен. волшебное, сказочное зрелище.

Какое значение соответствует произведению, аргументируйте свой ответ.

Учащийся. «Алые паруса» - это сказка о воплощённой в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.

Учащийся. Это символ веры, надежды. Это символ всего самого прекрасного на Земле.

Учащийся. Наверное, А.Грин назвал «Алые паруса» феерией потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль, и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу её создателя.

Учитель литературы. Да, ребята, феерию «Алые паруса» Грина можно с уверенностью отнести к «совершенной классике», потому что это произведение победно прошло, как корабль Грэя «Секрет» под алыми парусами, все рифы литературной критики, все идеологические мели, все повороты литературных течений, все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей, не разочаровав их в ожиданиях и надеждах.

А сейчас мы с вами сделаем небольшую «экскурсию» в содержание произведения. И по ходу работы заполним таблицу со сравнительной характеристикой героев. Работать вы будете по группам, а в конце озвучите то, что у вас получилось.

 

Ассоль

Жители

поселка

Грей

Внешний вид




Имя




Внутренний мир




Отношение к окружающему миру




Цветовые эпитеты




Музыка




  • Всмотримся в портрет Ассоль. Что же особенное увидел, почувствовал в ней Эгль? Стр. 58-59

(“Каждая черта Ассоль выразительно легка и чиста, как полет ласточки…”, “кроткая улыбка”, “глаза с оттенком грустного вопроса”.)

  • С помощью каких художественных средств донес до нас Грин самобытность Ассоль?

(“Кроткая улыбка”, “прекрасная неизвестность”, “милая”, “что-то особенное”, “крошка”, “дивное художественное полотно”, “…ее образ оригинально мил”, “растение…”)

  • С каким растением ассоциируется образ Ассоль? Почему?

(С цветком, беззащитным, приносящим радость и не требующим ничего взамен)

  • Имя главной героини не кажется вам необычным? С чем оно созвучно?

(Эгль: “Хорошо, что оно такое странное”, “музыкальное, как свист стрелы или шум морской раковины”. Созвучно с нотой “соль”. Это имя легче пропеть, чем произнести.)


- Как складывались отношения Ассоль со сверстниками? ( Заполняем таблицу про Ассоль)


- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему доброй девочкой?

Учащийся. Рядом с ней всегда был Лонгрен, - её отец, большой и сильный человек. Он учил её «уметь любить», рассказывал ей «своеобразные фантастические лекции о жизни и людях», поэтому голова её была полна чудесных снов». Она больше жила в мире мечты.


Учитель искусства. Что такое любовь? Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Любовь – 1. чувство самоотверженной, сердечной привязанности;

2. склонность, пристрастие к чему-либо.

Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других,

ради общего блага, героический и благородный.

Значит, любить – жертвовать своими интересами, собой ради других.

Лонгрен, успокаивая Ассоль, обиженную детьми из Каперны, говорит «Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут».

Ассоль умеет любить людей? Да, она жалеет их, любит всё живое на земле.

Посмотрим фрагмент фильма «Алые паруса», это советская романтическая киносказка, поставленная Александром Птушко с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях. Фильм был снят в 1961 году.


Почему Ассоль поверила в сказку?


Учитель литературы:

- Как в Каперне отнеслись к этой сказке?

  • А что сказочник говорил о жителях поселка? Стр.60

(“Я был в той деревне…, они не поют песен, они не рассказывают сказок…)

  • Могут ли они понять Ассоль? Какими душевными качествами они наделены?

(Это люди без романтики, без мечты, грубые приземленные)

  • Были ли единомышленники у Ассоль и Лонгрена среди жителей поселка? Насколько одиноки они были?

(Жители Каперны не понимали отца и дочь, потому что им не дано “вознестись над суетой”. Тем не менее Ассоль не отгораживается от мира. Она живет в нем, чувствуя тесную связь со всем окружающим. Ассоль общается с природой. Природа – ее друг и единомышленник.) Заполняем таблицу про жителей Каперны.

Учитель искусства:

  • Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) сказал: “Человек в ночи себе “свет” зажигает собой”. Как вы понимаете эти слова? О каком свете идет речь? О какой ночи?

(Свет внутренний. Им должен быть освещен жизненный путь и сделать это должен сам человек.)

  • О ком из героев можно сказать, что он “свет” в ночи себе зажигает собой? Почему?

(Грей)


- Какие поступки Грэя, совершённые в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных? Стр.64,66

Учащийся. «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу», - объяснил свой поступок Грэй, когда замазал голубой краской раны Христа на картине.

Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку. Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда».

- Как и Ассоль, Грэй вынужден играть один. Чем же был заполнен мир его детства? Какую роль сыграла в судьбе Грэя картина, висящая над дверью библиотеки?

- Как представлял он себе профессию капитана?

- Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грэя?

Учитель литературы:

Все тяготы корабельной жизни испытал и сам Грин, поэтому так точно его описание. Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает в «Алых парусах» о себе больше, чем в каком-либо другом произведении. Наводит на размышление и похожесть инициалов: Александр Грин – Артур Грэй. (Заполняем таблицу про Грэя)

Итак, мы проследили судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грэя.

Случайно ли они встретились в жизни?

Чем близки эти герои?

Учитель искусства:

  • Давайте посмотрим при помощи каких художественным средствам А.Грин сумел передать настроение произведения ?

(Цветовым эпитетам, или цветописи)

  • Какими красками он рисует Ассоль, Грея, жителей Каперны?

(В рассказе о Каперне и ее жителях Грин не использовал ни одного цветового определения. Говоря об Ассоль и Грее, он использует много красок. Основные – красный белый цвета.)

  • Как вы думаете, почему “белый корабль”, “алые паруса”, “глубокая розовая долина”?

(Белый цвет – цвет совершенства; красный цвет – цвет жизни, энергии; глубокая розовая долина – теплый, нежный цвет; глубокий – духовная глубина?)

  • Найдите в тексте, как Грей выбирает ткань. Какую ткань он выбрал? Стр.79

(“…совершенно чистый, как алая утренняя струя,…гордый цвет… цвет смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков… нет ни синевы, ни тени, нет ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка прелестного духовного отражения”.)

  • “Духовного отражения…”! Да ведь это отражение их душ: чистых, гордых, прелестных, не ведающих сомнений в том, что их мечта исполнится!

  • Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?

(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как “глубокая розовая долина”.)

  • Что значит для А.Грина и его героев музыка?

(Это неотъемлемая часть их жизни, мечты, поэтому Грей собирает оркестр. Это необходимо для свершения мечты. В душе героев постоянно звучит музыка.)

  • С какими инструментами сравниваются герои?

(Циммер говорил, что он любит два инструмента – виолончель и скрипку. “Виолончель – это моя Кармен, а скрипка – Ассоль – перебивает Грей”.)

  • “Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи…” Почему?

(Феи исполняют мечты.)

  • Поэтому и корабль с музыкой! Корабль- это метафора. Это исполнение мечты.

(А́лые паруса́ — опера-феерия, записанная в 1976 году вокально-инструментальным ансамблем «Музыка» на музыку Андрея Богословского.)


  • Что вы услышали?

(Великолепный дуэт Ассоль и Грея. Ассоль – это скрипка, а Грей – это виолончель.)

(По ходу беседы заполнялась таблица. Она может иметь примерно такой вид.) 

 

Ассоль

Жители поселка

Грей

Внешний

вид

Тоненькая, невысокая, хрупкая.

Каждая черта ее выразительно легка и чиста, как полет ласточки.

У нее кроткая улыбка и глаза с оттенком грустного вопроса.

“Ее образ оригинально мил”

Крупные, мясистые, кряжистые.

У них грубые лица.

широк костью и крепок мускулами, с темным загаром, уверенная меткость руки, думающие глаза с блеском, как у человека, смотрящего на огонь. Речь стала краткой и точной.

Имя

Странное. “Музыкальное, как свист стрелы и шум морской раковины”.

Оно созвучно с нотой “соль”.

“Благозвучны, но нестерпимо привычны, чужды “Прекрасной Неизвестности”

Музыкальное, романтичное, не смотря на одну гласную, мягкое

Внутренний мир

Живая, поэтическая, “странно летящая душа”. Постоянно в ожидании прекрасного. Умеет видеть в обычном необычное, сделать мир чуть-чуть лучше. “Работа моя не скучная, только все хочется придумать что-то особенное”

В душе ее всегда звучит мелодия. “Музыка смолкла, но Ассоль была во власти ее звонкого хора”

Мечта – ее естественное состояние.

Им не дано “вознестись над суетой”.

Это приземленные люди, не способны чувствовать прекрасное, могут соврать, их раздражает необычность Лонгрена и Ассоль.

Не поют песен, не рассказывают скаок, а если рассказывают, то о хитрых мужиках, жульничестве.

Это люди без романтики, без мечты.

Родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания..."   "...Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика начала сказываться на восьмом году его жизни; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца


Отношение к окружающему миру

Чувствует окружающий мир “всей душой”. Можно сказать, что она обладает духовным зрением, духовным слухом, ее душа отражает все краски окружающего мира.

Любит все живое.

Полное слияние с природой.

Одинока среди людей, но природа стала ее настоящим другом.

“Глухи к окружающему миру”

 

 

 

“Да разве они умеют любить?”

Не замечают природу.

“… как стая хищников”

«Я понял нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками… Сделай это чудо, если ты в состоянии, новая душа будет у него и новая у тебя.» говорит Грэй удивленному своему матросу Патену. В этой фразе весь Артур – настоящий принц, с широким сердцем и пламенной душой.

Цветовые эпитеты

Говоря об Ассоль и Грее, автор использует много красок: прекрасный цвет лица, алая заря, алые паруса, белый корабль, глубокая розовая долина. Ассоль – “Дивное художественное полотно”

В рассказе о Каперне и ее жителях Грин не использовал ни одного цветового определения

Говоря об Грее, автор использует много красок: синий – главный цвет в его судьбе, голубой – цвет радости и моря, жёлтый - символ солнца и избранности героя, его необычной судьбы, вишневый – богатства и величия, оттенки черного – семейные и жизненные трудности. 

Музыка

“Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи…”. Ассоль – это скрипка, а Грей- это виолончель. В их душе всегда звучит музыка.

Они не слышат музыку

Грей- это виолончель. В его душе всегда звучит музыка.



Учитель литературы:

  • Ассоль и Грей – оба мечтатели, у них обоих “странно летящая душа”. Что значит мечта для Ассоль и для Грея?

(Для Ассоль- естественное состояние души, для Грея- созидание, умение делать чудеса своими руками)


Учитель литературы

В.Г.Короленко устами своего героя сказал слова, ставшие крылатыми: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Порой мы забываем о своём предназначении: быть счастливым самому и постараться сделать счастливыми окружающих. Грин же всем своим повествованием утверждает, что если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своём пути.

- Почему же люди противостоят Ассоль и Грэю? Встречаемся ли мы с подобными противостояниями в наши дни?

Учащийся. Многим недоступна мечта, они готовы издеваться над любым человеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как они. Поэтому Ассоль с её внутренним миром, с её волшебной мечтой, они (жители Каперны) считали деревенской дурочкой.

Учитель искусства

Что же мы утратили и приобрели в области человеческих отношений, если сравнивать их с изображёнными в «Алых парусах»?

Учащийся. По сравнению с миром, который описывается в «Алых парусах», мы потеряли чистоту, радость от жизни и благородные стремления, которые были у Ассоль и Грэя… Но в нашем мире всё ещё остаётся чувство любви… Хотя люди сейчас больше думают о деньгах и удовольствиях, и с каждым днём эти желания становятся всё сильнее.


Просмотр фрагмента фильма «Алые паруса» (Грэй говорит о чудесах, которые «нужно делать своими руками»)


Учитель литературы. Чему же учит эта повесть-феерия?

Учащийся. По-моему, «Алые паруса» могут научить очень важному – верить в свою мечту, несмотря ни на что.

Учащийся «Алые паруса» помогают в трудных ситуациях не пасть духом, взглянуть на всё с какой-то новой стороны. Такие произведения учат верить в счастье, в справедливость. Ведь стать счастливым можно, исполнив заветную мечту другого человека.

Учащийся Грин убеждает в том, что можно «делать так называемые чудеса своими руками…»

Учитель литературы 

Алый парус на горизонте – это чудо. Но Грин говорит и о других «не меньших» чудесах: это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово». Только поняв это, мы поймём смысл повести. Научившись этим чудесам, мы сможем быть счастливыми, ведь «владеть этим – значит владеть всем». Стр.82

  • Какими же мы увидели А.Грина- человека через его произведение?

(Это мечтатель, с душой живой и тонкой, любящего мир, с глубиной философского отношения к жизни, бесконечно верящего в человека и его возможности)

  • А каким предстал перед нами А.Грин как художник слова?

(А.Грин – чрезвычайно многообразный писатель. Он и тонкий психолог, и великолепный мастер интриг, и чудесный сказочник. Его произведения написаны ярким, живым языком.)


Учитель литературы 


Сегодня мы с вами пытались понять: что значит «делать чудеса своими руками?». Естественно, сразу на этот вопрос не ответить и жизнь еще не раз заставит вас искать ответ на него. Но если Грин своим произведением заставил вас размышлять над этим вопросом - это уже хорошо. Я желаю каждому из вас исполнения вашей крылатой мечты. Найдите свою точку приложения сил, чтобы наиболее полно реализовать собственную личность. Не идите за сверхчеловеком, равняйте шаг по идущему рядом хорошему человеку.

Учитель искусства

Феерия вызывает желание «творить так называемые чудеса своими руками».

И давайте попробуем сегодня совершить маленькое чудо для окружающих вас людей помните : «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово» способно творить чудеса. Перед вами лежат кораблики, на которых можно написать пожелания для учителей и учащихся нашей школы или для близких вам людей, для которых хотелось бы совершить хоть маленькое, но всё таки чудо.


Учащийся

Грин похоронен на старокрымском кладбище под разросшейся алычой.
На высоком холме над кладбищем - пирамида из серых и желтых камней,
похожая на парус. На одной из плит высечен корабль с алыми парусами. Все,
кто приезжает сюда поклониться писателю, приносят камень и пирамида
растет.

23 августа на холме горит костер памяти. А на родине Грина, в маленьком городе Слободском - другой памятник. В основание его заложена капсула с обращением к людям 20 18 года.

Звучит музыка (песня «Ребята надо верить в чудеса»).




























Ребята, надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон,

И алый парус правда гордо реет,

В той бухте, где отважный Грей

Нашел свою Ассоль,

В той бухте, где Ассоль

Дождалась Грея.

В той бухте, где отважный Грей

Нашел свою Ассоль,

В той бухте, где Ассоль

Дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась,

А без друзей на свете

Было б очень трудно жить,

И серым стал бы даже алый парус.

А без друзей на свете

Было б очень трудно жить,

И серым стал бы даже алый парус.

Узнаешь зло, без этого нельзя,

Ведь люди не всегда бывают правы,

Но зла вы никому не причиняйте никогда,

И пусть не станет серым алый парус.

Но зла вы никому не причиняйте никогда,

И пусть не станет серым алый парус.

Когда-то, где-то счастье ты найдёшь,

Узнаешь Грея и Ассолью станешь,

В свою мечту ты веришь,

И её ты не предашь,

Гори, гори под солнцем алый парус.

В свою мечту ты веришь,

И её ты не предашь,

Гори, гори под солнцем алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!