СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по повести М.Горького " Детство"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по повести "Детство" посвящён дружбе Алексея и  персонажа Хорошее Дело, акцентирует внимание на формирование правильного отношения ребят к дружбе, пониманию дружеских отношений между людьми.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести М.Горького " Детство"»

Конспект урока по повести М.Горького «Детство»

Урок, на котором мы сегодня работаем, является продолжением разговора по уже известной вам теме. Проверим, насколько вы были внимательны. Соберите тему из словарного материала, находящегося на доске (Яркое, свинцовые, жизни, здоровое, мерзости, и, творческое) / (Свинцовые мерзости жизни и яркое, творческое, здоровое)

Какие из образов мы соотносим с определениями «яркое, здоровое, творческое»? (Дядя Михаил, бабушка Акулина Ивановна, дядя Яков, дед Каширин, Цыганок, Григорий Иванович, Сашка Яковов, Сашка Михайлов, Хорошее Дело – выбрать)

С какими образами мы уже обстоятельно познакомились? (Бабушка, Цыганок)

Какие качества позволяют видеть в них «яркое, здоровое, творческое»?

(Записать на доске)

Бабушка

Цыганок

Доброта

Любовь к ближним

Талант рассказчицы

Умение танцевать

Храбрость

Находчивость

Доброта

Сострадание

Актёрский талант

Любовь к танцу, песне



Какой образ будет сегодня в центре нашего внимания? Какие задачи мгут стоять перед нами?

Итак, главный герой признаётся: «Но особенно крепко захватил и потянул меня к себе нахлебник Хорошее Дело» (+ словарь «нахлебник» - на карточке, находящейся на доске изнаночной стороной: развернуть её)

Почему герой получил такое прозвище?

Приведите примеры из текста, показывающие, чем мог «захватить» ХД Алексея – работа в парах

Вывод: странным поведением, странными занятиями, странными предметами в комнате

Подберите синонимы к слову «странный» я9загадочный, необычный, непонятный, таинственный)

Может ли это быть привлекательным?

Но вообще в тексте немало загадок. Например, меловой нос, аптекарь, колдун, чернокнижник, фармазон.

О ком это всё?

Почему ХД так называли (+ словарь: «чернокнижник», «фармазо»)

А это отталкивало или привлекало героя?

Чем закончились попытки Алексея подружиться с ХД? («Я тебе налиток сделаю. А ты за это не ходи ко мне. Хорошо?») + словарь: «налиток»: битки для игры в козны или бабки – игра на ловкость бросания косточек или биток

Понял ли Алексей тогда, почему ХД откупался от него?

А в доме жизнь шла своим чередом. И иногда в нём проходили «интереснейшие бабушкины собрания»

Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? Что это были за собрания? Что на них происходило?

(На доске – слова: бабушка, чай, хлеб, конфеты, орехи, малиновое варенье, хлеб, домочадцы, гости)

Какую атмосферу это создавало? Но самым главным было что? (рассказы бабушки)

Вспомните, какой рассказчицей была бабушка.

А какими бывают слушатели? (на лекции, на уроке, концерте: внимательными, рассеянными, неблагодарными, благодарными)

Каким слушателем был ХД?

Задание по группам: кто больше найдёт в тексте особенностей описания ХД как слушателя (~ 3 мин.)

Вывод: Так каким слушателем был ХД?

Вам понятна такая особенность восприятия?

Каким людям это свойственно?

Бывает ли у вас такое обострённое восприятие? Когда?

А какой была реакция окружающих? (Блиц!) Быстро приведите примеры реплик.

Прокомментируйте эту реакцию.

О чём она говорит?

Сталкиваемся ли мы в жизни с такой реакцией окружающих на чьё-то эмоциональное состояние?

Но один человек всё же испытывал другие чувства. Кто это?

Зачитать. («Было жалко его№)

Мы знаем, что одним из элементов характеристики героя является его речевая характеристика.

Чтение диалога «Бабушка – ХД»

Что позволяет нам понять этот диалог о бабушке, о ХД?

Главного героя оттолкнула эта история? (Нет: «а меня снова потянуло к нему»)

Прочитайте два последних абзаца выразительно, стараясь передать чувства героев, их эмоциональное состояние

Разговариваои ли герои после того, как ХД заметил Алексея? А что они делали?

Молчали!

Говорить мы можем с разными людьми, а вот молчать вместе не совсем получается. «Тот человек хорош, с кем можно хорошо помолчать»

У вас на партах листы с высказываниями о дружбе? Почему?

Подумайте над их смыслом, советуясь друг с другом в паре + комментирование высказываний

А какие из них более всего соотносятся с описанием дружбы ХД и Алексея?

«Наконец его выжили»

Этой фразой автор прерывает дружбу маленького человека с его взрослым другом.

Почему «наконец»?

Какую тайну раскрыл Алёше ХД, прощаясь с ним? Почему он просил не ходить к нему

Как ответил ХД на вопрос Алексея: «Почему они так не любят тебя?» («Чужой – понимаешь?»)

Что он имел в виду?

Как проявил Алёша свою обиду, боль?

Зачитайте реплики героя.

Зачитайте последние строки главы и прокомментируйте их.

Алексей, отправленный дедом Кашириным «в люди», прошёл через многие испытания, стал замечательным русским писателем М.Горьким. Одна из последних глав повести «Детство» - это размышления писателя, вспоминающего «свинцовые мерзости жизни»

Прочитайте выразительно эту главу.

Какой вопрос задаёт писатель?

Как отвечает на него?

Философский итог урока с возвращением к эпиграфу урока:

«Посейте поступок – и вы пожнёте привычку. Посейте привычку – и вы приобретёте характер. Посейте характер – и вы приобретёте привычку» (У.Теккерей)

Как повлияли люди, окружавшие главного героя повести на формирование его привычек, становление характера? (Вернуться к списку персонажей)

А какой вывод для себя вы можете сделать из этого урока?

Как стоит относиться к жизненным испытаниям и тому «яркому, здровому, творческому», что сопровождает вашу жизнь?





Приложение №1

Высказывания

Единомыслие создаёт дружбу. (Демокрит)

Человеку нужен другой человек (Ральф Эмерсон)

Глаза дружбы редко ошибаются (Вольтер)

Искренность отношений, правда в общении – вот дружба. (А.Суворов)

Дружба – это когда с человеком хорошо просто так. (Ю.Нагибин)

Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твоё сердце. (Г.Маркес)

У меня есть друг, я люблю – значит, я существую (М.Пришвин)



Приложение №2

Лист самооценки (от 0 до 5 баллов по каждому критерию)

Фамилия, имя –

  • Знание текста –

  • Умение работать с текстом (выразительное чтение, примеры из текста, комментирование эпизодов) –

  • Умение анализировать поведение, состояние героев –

  • Умение делать выводы и обобщения –

  • Совместная работа друг с другом (умение слушать, дополнять, исправлять) –

Общая сумма баллов –

Оценка:

22-25 – «5»

18-21 – «4»

15-17 – «3»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя