СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".«Это был один из тех характеров…». Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".«Это был один из тех характеров…». Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев.»

Урок 2.

«Это был один из тех характеров…». Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев.


Цель: познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.


Ход урока


1.Оргмомент.Мотивация.

1. Выявление читательского восприятия.


  • Чья смерть, Андрия или Остапа вызвала более глубокое сочувствие?

  • Кому из героев повести сочувствует автор, а кто вызывает у него

осуждение?

  • Опишите, каким вы видите Тараса, когда он смотрит на Андрия,

летящего на коне с поляками, и на мертвого сына.

  • Почему Тарас спасается в бою под Дубно и гибнет из-за трубки?

  • Почему описание природы сопутствует казакам, а не полякам?

  • Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?


2. Краткий исторический экскурс.

Дается подготовленным учеником.


3. Комментированное чтение первых глав повести с пояснением

непонятных слов и бытовых реалий описываемой эпохи.


  • Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем?

В чем различие?

  • Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.

  • В каких эпизодах вы можете обнаружить приемы гиперболизации

  • (повт. по словарю).

  • Почему автор столь подробно в описании натуры Тараса Бульбы рассказывает о причинах, породивших такую натуру?

  • Как вы думаете, Гоголь считает казачество национальным слоем или

  • выражением «русского духа»?

4. Реализация домашнего задания. Составление портрета Тараса по группам.

На доске нарисован круг, разделенный на три сектора. Круг – знак

законченности, завершенности.

Первая группа составляет самохарактеристику героя, вторая – собирает

материал об авторских отступлениях, третья – о сопоставлениях, косвенных характеристиках героя. Пейзаж, интерьер, рассказы о товарищах, размышление сыновей об отце отношение к дому, образ жены

Результат: проверка знания текста практически у всего класса, выявление представлений о сюжетно-динамических способах создания образа и внесюжетных (авторских и косвенных характеристиках) и невозможности их осуществления вне взаимосвязи друг с другом.

5.Творческие задания.

а) Сравните запорожцев в повести Гоголя и на картине И.Е.Репина

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

б) Инсценируйте сцену избрания нового кошевого.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1. Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первым главам.

2.Найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!