№ Этап урока | Вид деятель- ности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организа- ционный момент
| Включение в работу | - Начнём урок. Ребята встают возле парты, отвечают на вопросы учителя, садятся. -Какое сегодня число? (Учитель показывает на иллюстрацию на доске, учащиеся произносят, какое время года, называют весенние месяцы, дни недели). - Какой по счёту урок начинается? - Какой это урок? | - Сегодня 10 октября. Время года – осень. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Дни недели: понедельник, вторник…и т.д. - Начинается по счёту четвёртый урок. - Урок «Человек и мир». |
2.Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания | - Что было задано на дом? - Проверим, получилось ли вам это сделать. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f1f3120e5e/1082007_1.png) | - Выучить строение дерева. Собирают на интерактивной доске части дерева в правильном порядке: корни, ствол, крона, ветви, листья. Называют отличительные особенности. Сравнивают с частями изученных растений. |
3.Актуализа- ция опорных знаний.
4.Объясне- ние нового материала | | - Какую тему мы изучили на прошлом уроке? | - Лиственные деревья. |
Работа на интерактив-ной доске
| - На какие две большие группы можно разделить все деревья? - Давайте разделим представленные деревья по группам. - По каким признакам мы будем это делать? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f1f3120e5e/1082007_2.png) Какие деревья вошли в группу хвойных? | - Хвойные и лиственные.
- По листьям и хвое. Делят деревья на 2 группы на интерактивной доске.
- Ель и сосна |
Сообщение темы урока | Тема нашего урока «Ель и сосна –хвойные растения». - Сегодня мы узнаем, чем похожи и чем различаются ель и сосна, будем наблюдать, сравнивать, работать в группах. | |
Сравнение ели и сосны
Рассказ об отличите- льных признаках ели и сосны Демонстра- ция изображе- ний | - Сравним два хвойных дерева: ель и сосну. Рассматривание иллюстраций ели и сосны. Сравнение. Сходные и отличительные признаки. Рассматривание веточек ели и сосны. Сравнение. Сходные и отличительные признаки. Рассматривание шишек ели и сосны. Сходные и отличительные признаки. Семена в шишках. Как называется растение? Найдите иголки. Какого они цвета? Какие они по размеру ? Какие они на ощупь? Как они пахнут? Как крепятся к ветке? Как называются зеленые иголки? Рассмотрите шишки. Какой они формы? Чем отличаются шишки? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f1f3120e5e/1082007_3.png) Давайте продолжим сравнивать сосну и ель. А сейчас послушайте еще про эти деревья. Мы с вами посмотрели, чем ветки ели и сосны отличаются друг от друга, но и сами деревья то же имеют отличия. -Посмотрите, как расположены ветви у этих деревьев? Сосна- это высокое стройное дерево. Сосна растет в борах или на открытых участках, там, где сухо, например, на опушке леса, на полянках, а ель любит тенистые сырые места. Корни у сосны и ели тоже располагаются под землей по - разному, у сосны они уходят глубоко в землю, а у ели неглубоко. - Дети, угадайте, какие корни какому дереву принадлежат? На доске корневые системы деревьев. Сосна растет быстрее, чем ель. Доживают и сосна, и ель до 350 лет. Значение: из сосны наши предки строили корабли, сейчас из сосны делают мебель, а из ели делают бумагу. в сосновых борах растут грибы и ягоды, а ещё мы все любим, когда елочка приходит к нам в дом на Новый год. (рассказ сопровождается показом слайдов) | Рассматривают раздаточный материал.
Отвечает на вопросы: (сосна, ель) (зеленые) (у ели короткие, у сосны длинные) (колючие, гладкие , приятно) (у ели одиночные, у сосны по две) (хвоя) (у ели продолговатые, у сосны округлые)
Дети слушают рассказ и отвечают на задаваемые вопросы. Ветви у сосны располагаются на стволе и подняты вверх, растут на самой макушке, а у ели наклонены вниз, (распластаны,) растут от земли.
Дети отвечают на рисунке 1-сосна, на рисунке 2-ель.
|
|
Демонстра ция репродук ций картин
| Ребята, вам нравится, когда у вас дома стоит елка? А если каждый год, мы будем вырубать много елок, то скоро их не будет совсем, потому, что елки растут очень медленно, и чтобы выросла большая, красивая ель требуется почти 50 лет. Поэтому лучше использовать искусственную елочку, которую можно купить в магазине. Ель и сосна привлекали внимание художников, про эти деревья написаны картины. Вывешиваю картины: Шишкин «Сосновый бор» и «Еловый лес». Ребята, скажите, какая картина вам понравилась больше? Да, ребята, в сосновом бору всегда светло. |
Отвечают: «Сосновый бор», она светлая.
|
Физкультур- ная минутка | | Во дворе стоит сосна. К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. Ветви гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. Будем вместе приседать – 1, 2, 3, 4, 5. Мы размялись от души И за парты вновь спешим. | Выполняют движения в соответствии со словами стихотворения. |
5.Закрепле- ние нового материала
6.Повторение изученного материала | Работа в группах | Класс делится на 2 группы. Каждой группе даётся рисунок дерева. Задание: подобрать и записать на листочке как можно больше слов – признаков. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f1f3120e5e/1082007_5.jpeg) | - Наше дерево зелёное, вечнозелёное, колючее, высокое, красивое, стройное, маленькое, огромное и т.д. |
Игра: «Опиши дерево» | Опиши дерево так, чтобы все догадались, о каком дереве ты рассказываешь. | - Это дерево хвойное, вечнозелёное, с прямым высоким стволом. Ветки расположены по всей длине ствола. На ветвях короткие колючие хвоинки. Шишки длинные, и т.д. |
Коррекционное упражне- ние на определе- ние целого по его части | - Определите по ветке, к какому дереву она принадлежит. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f1f3120e5e/1082007_6.png) | Называют и подписывают дерево, подбирают к нему подходящую ветку. |
7.Итог урока | Подведение итогов урока | - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? Выставление оценок. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/09/s_5c5f1f3120e5e/1082007_7.png) | - Учились сравнивать ель и сосну, находить сходства и различия Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке.
|
8. Домашнее задание | Объяснение домашнего задания. | Откройте учебник. - Прочтите задание. На следующий урок подготовьте рисунок и рассказ или сказку о сосне, или ели (по желанию). | Читают. Объясняют, что они должны сделать. |