Конспект урока по предмету «Домоводство». 4 класс.
Тема: «Посуда. Виды посуды. Уход за посудой».
Цель: - сформировать понятие «Посуда», дать представление о её разновидностях и о способах ухода за ней.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о посуде, её предназначении и уходом за ней, расширить словарь, развить коммуникативные качества.
Коррекционные: коррекция внимания, воображения, слухового и зрительного восприятия, памяти, развитие навыков устной и письменной речи, коррекция процессов мышления.
Воспитательные : формирования бытовых навыков, расширение представлений об окружающем мире.
Оборудование: разрезная азбука, условные обозначения погодных условий, таблички со словами, иллюстрации, ребус, картинка к методике «4-ый лишний», компьютерная презентация, материалы из библиотеки МЭШ.
Ход урока.
Организационный момент.
Готовность к уроку.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Упражнение 1.
Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2.
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3.
- Вытягиваем губы вперед трубочкой и произносим звук «у», растягиваем губы, произносим звук «и», широко открываем рот, произносим звук «а», округляем губы, произносим звук «о».
Беседа.
- Ребята, скажите какое сегодня число? Какой месяц?
Загадка:
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(ответ: ноябрь)
Ответ собрать на доске из разрезной азбуки.
К какому времени года относится ноябрь? Какие еще времена года вы знаете? Какой это по счету месяц осени? Какие еще вы знаете месяцы осени? Расскажите о погоде осенью. Расскажите о сегодняшней погоде.
На доске висят таблички с условным изображением погодных условий. Ученик выходит к доске и выбирает из них те, которые подходят к сегодняшней погоде. Называет вслух название. Следующий ученик выходит к доске и составляет предложение с каждым словом. После этого составляется рассказ (устно).
Сообщение новых знаний.
Вводная беседа. Часть 1.
- Ребята, расскажите, когда вы сегодня завтракали, из чего вы пили? Из чего ели? Как вы думаете, все эти предметы чем-то похожи? Как можно назвать их одним словом? Правильно. Тема нашего урока сегодня – посуда. На доску табличку со словом «посуда».Но посуда нужна нам не только для того, чтобы из неё есть. Кто знает для чего еще можно использовать посуду? Правильно, чтобы хранить и готовить в ней еду. Это значит, что посуда может различаться по назначению.
Работа с презентацией.
- Ребята, посмотрите на экран и перечислите названия посуды, которая на нем изображена. (Слайд с изображением чайника, чашки, блюдца, вазочки для варенья и т.д.) Для чего используется эта посуда? Правильно. Мы назовем эту группу «чайная посуда». (На доске составляется схема из табличек. От главного слова «посуда» стрелочки с названиями групп, на которые она делится.)
Далее также с остальным слайдами. В итоге схема:
П ОСУДА
ЧАЙНАЯ СТОЛОВАЯ КУХОННАЯ
На доску вывешиваются 3 картинки (чайник, тарелка и сковорода). Ученики хором называют эти предметы. По очереди выходят, берут одну картинку и прикрепляют на доску в нужный столбик.
Вводная беседа. Часть 2.
Идет рассказ о том, что посуда также делится на группы по материалу, из которого она сделана. (Деревянная, стеклянная, железная, пластмассовая, керамическая.)
Работа с презентацией.
Выполняется также как и в первой части. (Показ слайда, схема на доске)
П ОСУДА
ДЕРЕВЯННАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ
СТЕКЛЯННАЯ ПЛАСТМАССОВАЯ
Беседа об уходе за посудой.
- Ребята, как вы думаете, за посудой нужен уход? Как можно за ней ухаживать? Вы делаете это дома?
Слайды презентации.
Беседа о том, как правильно использовать посуду.
Закрепление.
Демонстрация настоящей посуды.
Задание 1.
Работа по схеме: показ – ученик отвечает название – выбирает к какой группе из первой схемы – выбирает куда отнести во второй схеме. Работа идет с опорой на доску.
Задание 2.
Перед детьми стоят все предметы посуды.
- Найдите и покажите мне тот предмет, который подходит под описание. (Например: это стеклянный предмет. Из него пьют чай или воду.)
Физкультурная минутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Игры и задания на закрепление знаний.
Задание 1.
Отгадать ребус. (На доске). Ответ: посуда. Сделать звуко-буквенный анализ этого слова.
Задание 2.
Придумать предложение со словом «посуда».
Записать на доске. Расставить ударения. Сделать схему.
Задание 3.
Игра «4-ый лишний».
Ребята, давайте поиграем в игру «4-ый лишний». Я покажу вам картинку, на которой один предмет лишний. Найдите его.
Далее по такому принципу еще 2 ряда предметов называть устно.
Подведение итогов.
- Ребята, расскажите мне, какую тему мы изучали сегодня на уроке? Для чего нам нужна посуда?
Комментирование оценок.
Домашнее задание.