СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Истоки" Мастер-кузнец.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок понравился детям!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Истоки" Мастер-кузнец.»

Тема урока: «Мастер-кузнец»


Виноградова Н.П., учитель начальных классов

МКОУ «Василёвская средняя

общеобразовательная школа»

Костромского муниципального района,

Зыкова Г.А, учитель истории МКОУ

«Василёвская средняя общеобразовательная

школа» Костромского муниципального района


Цель: знакомство детей с трудом кузнеца и его мастерством.

Задачи:

-расширить знания и представления учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;

‑ развивать у учащихся интерес к истории своего посёлка;

- вызвать гордость за трудовые успехи своих предков;

‑ воспитывать уважение к людям труда.

Художественно-педагогическая идея урока:

Кузнец.

Подгорный мастер, рудознатец,
Куёт он латы и мечи.
И никогда не потухает
Живой огонь в его печи.

Стоит у горна чёрн и грязен,
Металла славный чародей,
Но гордый лик его прекрасен –
В глазах горит огонь идей!

Он властелин огня и стали.
Всегда в труде, всегда в поту.
Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.

Гефеста ученик упорный,
Ему от бога дан талант.
В его руках звенит покорный,
В огне рождаемый, булат! ( Н. Забурунный)

Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися: кузница, ковать, кузнец, меха, щипцы, наковальня, молот.

Оборудование:

1.Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентационное сопровождение.

2.Набор «Металлы»

3.Учебник «Истоки» 2 класс, рабочая тетрадь «Истоки» 2класс


Основные этапы урока:

1.Вводный этап.

Добрый день, ребята! Я очень рада приветствовать всех вас и рада тому, что мы снова собрались все вместе. Желаю всем нам хорошо поработать, стать ещё дружнее, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, высказывать своё мнение и выслушивать других. Желаю всем нам удачи! Пусть вашими помощниками будут внимание и находчивость.


Присоединение.

Учитель включает запись звуков удара молота по наковальне.

-Ребята, где вы могли услышать эти звуки?

-Как называется профессия человека, который работает в кузнице?

Об этом мы и будем беседовать сегодня на уроке.(слайд 2)


2. Основной этап.

Посмотрите, что я принесла на урок. Что это такое? (детям предлагается железо из набора «Металлов») Правильно - это металл. Как сказал российский учёный М.В.Ломоносов «Металлом называется твердое, непрозрачное тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно».

Дети рассматривают коллекцию.

Ребята, чтобы получился из неказистого куска железа какой -либо продукт требуется труд очень сильного и терпеливого труженика- кузнеца.(сл.3) (сл.4)

Так кто же такой кузнец ? (сл.5) Для того чтобы узнать как работает кузнец давайте отправимся на экскурсию в кузницу.

В старину кузницу можно было распознать по внешнему виду, по звукам и запахам. Она была покрыта копотью. Из её открытых дверей доносился металлический перезвон. Пахло дымом и раскалённым железом.

Давайте заглянем в такую кузницу и понаблюдаем, как обычный металл превращается в обычные и необычные предметы.

(Учитель рассказывает, как работает кузнец.)

6 слайд. В кузнице стоял выложенный из кирпича горн – кузнечная печь.

7,8слайд . К горну пристроены кожаные мехи. Они непрерывно сжимались и раздувались.

Струи воздуха из мехов направлялись на горящие в горне угли, чтобы они не гасли. Там нарастал нестерпимый жар. В этом жару докрасна раскалялась железная заготовка.

9 слайд Длинными щипцами заготовку из горна переносили на наковальню. Кузнец и его помощники начинали ковать.

10 слайд Первый - маленьким молотком показывал место, второй - большим молотомкувалдой, ударял. А иногда ковали и втроём.

11 слайд. И, вот уже вместо бесформенной металлической заготовки из-под ловких рук появляется на свет знакомая всем подкова.

12 слайд. Тут и гвозди, и ножи, и ножницы, вилы и лопаты, топор, серпы, дверные петли и засовы

13 слайд. От водяного пара и постоянно горящих в горне углей в кузнице было нестерпимо жарко. Кузнецы прикрывали грудь кожаными фартуками, чтобы защититься от брызг раскаленного железа.

14 слайд. Сколько чудес может сотворить кузнец, сильный, ловкий, выносливый, уверенный настоящий богатырь – мастер своего дела, каждое его движение чётко размерено продумано. Крепкие, ловкие руки выполняют каждое движение без суеты. Кузнецы знали свойства разных металлов: чёрных, цветных, драгоценных. Одни металлы они ковали, другие – отливали, третьи - чеканили.

15 слайд. Кузнецы-умельцы могли отлить различных размеров колокола. Выковать, изготовить и замок с секретом,

16-18 слайд и самые настоящие произведения искусства.

19 слайд. В наше время кузнечное дело не пропало. На металлургических заводах горн заменила огромная доменная печь, вместо ручного молота и наковальни - сложные машины. Ручная ковка и художественная ковка также востребованы, как и в старые времена.

20 слайд. 14 ноября — день памяти святых Кузьмы и Демьяна, считающихся покровителями кузнецов. Поэтому этот день называют Днём кузнеца.

Ребята, в нашем посёлке тоже когда-то была кузница. В ней работал дедушка Миши Иванова. Вы все его знаете. Он работал кузнецом. Михайлов А.М. очень общительный человек, разговорчивый. Он часто гуляет на детской площадке со своей внучкой. При встрече вы можете его расспросить о том, как он работал в кузнице.

Что вы увидели и запомнили в кузнице? Какие инструменты нужны кузнецу для его работы?

Верно. Но только этих инструментов будет недостаточно. Давайте попробуем определить, какие ещё инструменты могут потребоваться кузнецу.

Откроем тетради на странице18. Рассмотрите рисунок, и, попробуйте, работая в паре, определить, какие же инструменты потребуются нашему кузнецу-умельцу. (Работа в парах.)

Какие же инструменты на ваш взгляд потребуются? Что вы выбрали? Перечислите и и объясните свой выбор. Какие действия ими совершаются?

Учитель обобщает высказывания детей

- Да, действительно, для работы кузнецу были нужны и наковальня, и молоток, и клещи со щипцами, чтобы держать горячие заготовки, и напильники и ковш на длинной ручке для того, чтобы расплавить металл, а ещё кроме инструментов нужен был прочный кожаный фартук, чтобы уберечься от грязи, копоти, сажи, от ожогов, порезов и ссадин.

Откройте учебники на странице

3. Заключительный этап.

А сейчас я предлагаю прослушать русскую народную песню «Во кузнице». Потом мы попробуем исполнить эту песню под караоке самостоятельно. (слушают, поют)

Ресурсный круг.

Ребята, представьте, что мы вошли с вами в кузницу. Там горит горн, рядом стоит подмастерье и кузнец с молотом в руке.

(Дети по кругу высказываются)

Я вижу...

Я слышу...

Я чувствую ..

Рефлексия.


-Сегодня мы побывали в гостях у кузнецов-умельцев, которые могут обычный металл преобразить в чудесные вещи или в полезные и нужные нам предметы. Труд кузнеца тяжёл, он требует не только силы, но и знаний, умений, ловкости и сноровки. Продолжите фразу

-Сегодня на уроке я……

Домашнее задание.

Расспросить родителей о кузнецах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!