СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету «Культура родного края» на тему: «Делу время, а потехе час».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету «Культура родного края» на тему: «Делу время, а потехе час».»

Технологическая карта урока:

Класс: 4

Тема: «Делу время, а потехе час»

Тип урока: Урок закрепления знаний

Цель: Продолжить знакомить детей с православными и народными праздниками, познакомить с такими как Пасха, Иван Купала, Троица.

Задачи: 1. Дать представление о праздновании Пасхи на Руси, Ивана Купала, Троицы об их обычаях и традициях;

2. Прививать бережное отношение к культурным традициям народа;

3. Воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям.

Познавательные:

- Продолжить знакомить детей с православными и народными праздниками и культурой своего родного края.

Регулятивные:

  • учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • осуществлять итоговый контроль по результату.

Коммуникативные:

  • учащиеся учатся выслушивать разные точки зрения;

  • аргументировать свою позицию;

  • осуществлять контроль за своей деятельностью и деятельностью одноклассников.

Источники: учебник «Культура родного края» 4 класс, интернет — источник.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, «Культура родного края» 4 класс, карточки с изображениями продуктов и рефлексией.
















Этапы урока

Речь и деятельность педагога

Речь и деятельность учащихся

I. Организационная часть




II.Мотивация учебной деятельности учащихся







III.Актуализация знаний





















































IV.Первичное усвоение новых знаний

- Встали все.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

- Сегодняшнее занятие проведу у вас я, зовут меня Виктория Владимировна.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

– Проверим готовность к уроку.

  • Как называлась тема предыдущего урока?

  • Как вы понимаете эту пословицу?

- Правильно ребята, наши предки не только работали, но и находили время для отдыха и веселья. Отдыхали и веселились они во время праздников церковных и православных.

- О каких праздниках вы говорили на предыдущем уроке?


- Давайте с вами вспомним что же вы изучали на предыдущем уроке, предлагаю вам разгадать кроссворд.

  • Внимательно слушаем мои вопросы, поднимаем руку и отвечаем на него.

1.Какой праздник отмечается 7 января?

2.Как называется день перед Рождеством?

3.Как всегда под Рождество

В каждом доме — торжество,

Угощений много сладких

Ходят дети на ….


4.Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем.


5.Желтый, круглый, ароматный,

И на вкус такой приятный,

И с вареньем и с медком,

Со сгущенным молоком!


6.Что провожает Масленица?

7.Что является основным атребутом Масленицы?


8.Что встречает Масленица?


9.Какое дерево считается символом рождественских праздников?


10.Кто с небес спустился

И сказал, что бог родился?


-Молодцы, вы справились с кроссвордом.

- Каковы были традиции праздника Рождества?

- Как долго праздновали Масленицу?

- Назовите мне названия каждого дня во время Масленой недели. Можете воспользоваться учебниками.

- И так какое же название имел понедельник?

Пролжаем …




- Почему именно блины люди пекли на Масленицу?


- Чем завершалась Масленица?


- Молодцы, сегодня мы продолжим знакомиться с православными и народными праздниками. А что это будут за праздники вы скоро узнаете.

- Какие праздники отмечаются весной?

Ребята! Представьте себе такую картину.

- Весна, Апрель. За окном уже расстаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для куличей, и на столе в широком блюде зеленеет проросший овёс, а в него уложены разноцветные яички.

- Какого праздника эти приметы?

- Правильно!

- А что вы знаете о Пасхе?

- А сейчас послушайте что я вам рассказу о Пасхе.

Пасха - это христианский праздник.

Русские люди связывают Пасху с весной - жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единение людей, с надеждой на будущее счастье. Христиане верят, что с воскрешением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и бессмертия над злыми силами ада.

Семь недель до Пасхи длится Великий пост, для верующих людей период строгости, святости, воздержания сразу после масленичного веселья.

Шестая неделя Великого поста –Вербная. Верба - растение, которое к этому времени распускает свои почки-серёжки и возвещает о приходе весны.

На последней неделе перед Пасхой верующие усердно молились. Чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму. Отсюда название Чистый четверг. «В этот день мыли и украшали избу, обливались, купались, мылись в бане. Воду надо было брать рано утром, до восхода солнца. Желая увеличить очистительную силу этой воды, в неё иногда опускали серебро, чтобы жить богато».

  • Что такое Пасха?

  • Что делали верующие люди на последней неделе перед Пасхой?

  • Как назывался четверг на последней недели перед Пасхой?

  • Чего придерживались верующие люди за семь недель до Пасхи?

- Молодцы, вы внимательно меня слушали?

- Ребята, скажите, а что является главными атрибутами Пасхи?

- Что люди делаю с яйцами и куличами во время пасхи?

- А сейчас, давайте приготовим с вами пасхальный кулич.

- На доске в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль. Ваша задача оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

- Молодцы ребята, кулич мы с вами испекли.


- А сейчас ребята, откройте учебники на странице 72, давайте прочитаем с вами текст, вставляя в него пропущенные слова.

Вопросы по тексту:

1.Как по — другому называют Пасху?

2. Какие главные атрибуты Пасхи?

3.С каким именем связано крашение яиц? И почему?(Находят в книге отрывок и зачитывают его)

4.Какие предназначения у пасхального яйца?


- С Пасхой мы с вами познакомились, сейчас вы узнаете еще об одном праздник.

Встали.

Поздоровались. Сели



Слушают









« Делу время, а потехе час.»

Объясняют значение пословицы





Рождество и Масленица




Разгадывают кроссворд



1.Рождество

2. Сочельник


3. Колядки





4. Масленица





5.Блины



6. Зиму



7.Чучело


8. Весну


9.Елка


10. Ангел




Отвечают

- Неделю.


- Встреча,Вторник — заигрыши

Среда — Лакомка, Четверг — Разгул, Пятница — Тёщины Вечёрки,Суббота — Заловкины посиделки,Воскресенье — Проводы, целовник, прощанья


Блины ассоциировались у людей с солнцем

Сожжение чучела





Перечисляют весенние праздники


Слушают учителя




Пасхи


Рассказывают



Слушают рассказ учителя




















Это христианский праздник

Перед Пасхой верующие усердно молились. Чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму.

Чистый четверг


Придерживались Великого поста



Пасхи и куличи, яйца

Освещают их в церкви


Учащиеся выходят к доске и распределяют картинки








Открывают учебники и читают текст





Отвечают на вопросы по прочитанному тексту













































Я предлагаю посмотреть вам видео, смотрите внимательно, я буду задавать вам вопросы.

- О чем это видео?

- Что делали люди в этом видео в этот праздник?

Что вы знаете об это празднике?

- Ребята скажите, а вы знаете что является главными атрибутами праздника Ивана Купала?

- А сейчас послушайте некоторые традиции при проведении праздника Ивана Купала.

- Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) – народный языческий праздник, отмечается в ночь с 6 на 7 июля.

Иван Купала мистический и загадочный праздник, но в то же время веселый и разгульный. С этим праздником связано множество обрядов, связанными с водой, огнем и травами.

Основная часть купальских обрядов проходила на ночное время. Обязательным обычаем на Ивана Купала было купание в реках и озерах.

Существует поверье, что с этого дня выходит из рек вся нечисть, и вплоть до Ильина дня (2 августа) можно было купаться без опасений. Считается, что вода наделяется живительными свойствами. Но не во всех районах России купались. На Русском Севере в Иванов день топили бани, заваривали собранные в этот день травы.

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто выше и удачней прыгнет, тот будет счастливее. Молодёжь и дети, напрыгавшись, обязательно устраивали веселые игры и бег наперегонки. Одной из любимых игр была игра «Горелки», и вот что они при этом приговаривали:


Гори, гори ясно Чтобы не погасло.
Стой подоле - гляди в поле.
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо – звезды горят,
Журавли кричат – гу, гу, гу – убегу.
Раз, два, не воронь, беги, как огонь.

Основная примета праздника Ивана Купала связана с растительным миром. Именно в эту ночь травы и цветы наполняются целебной и исцеляющей силой. Но главный цветок на Ивана Купала считается папоротник.
Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-Марья, который символизирует союз огня и воды.

В ночь на Ивана Купала девицы опускают в реку венки, сплетенные из цветов, трав, лопухов, с зажженными лучинками или свечками. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывает, та девушка будет всех счастливее, а у кого свеча дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

- Ну, а сейчас я хочу проверить как хорошо вы меня слушали предлагаю провести викторину, за правильные ответы вы будете получать жетоны.

Викторина:

1. Что такое Иван Купала?

2. Когда отмечается этот праздник?

3. Что являлось обязательным обычаем на Ивана Купала?

4. Чем занимались люди возле костра во время празднования Ивана Купала?

5. Что являлось главным символом Иванова дня?

6. Что девушки пускали по воде?

7. Как назвалась любимая игра у людей во во время празднования Ивана Купала?

- Посчитайте у кого сколько жетонов.


Смотрят видео

Отвечают

Рассказывают


Одеяние, венки, костер, хоровод, песни




Слушают рассказ учителя






















Кто- то из учащихся читает текст со слайда.























Отвечают на вопросы викторины и получают за это жетоны


Народный языческий праздник

В ночь с 6 на 7 июля

Купание в реках и озерах


Водили хороводы и прыгали через него

Цветок Иван-да-Марья

Венки


Горелки

Считают жетоны


- Ребята, вы наверное устали, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Вновь у нас физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Выполняют физкультминутку









- С какими праздниками мы с вами уже познакомились?

- Давайте откроем с вами учебники на странице

77, и прочитаем с вами текст « Троицкие хороводы»

- Про что этот текст?

  1. - Что же такое Троица?

  2. - В каком поселке празднуют «Троицкие хороводы»?

  3. - Какое дерево является самым уважаемым на Троицу?

  4. - Что делали люди возле березы?

  5. Троица - христианский праздник, празднуется через семь недель после Пасхи.

  6. Глубинный смысл праздника Троицы состоит в том, что Бог открывался людям не сразу, а постепенно:
    сначала Он в качестве Бога Отца создал землю и всё живое, затем Он послал на землю Своего Сына - Иисуса Христа, и в самом концепослал на Апостолов Христа Духа Святого.

  7. Таким образом, православный праздник Святой Троицы символизирует ТриЕдиный Образ Бога, когда Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой представляют собой единое, неразрывное целое - Господа Бога, Святую Троицу.

  8. Трапеза на Троицу

Столы на праздник по традиции должны быть обильными.
Это символизирует плодородие,
будущий отменный урожай, благодать и радость.
Преимущественно трапеза состоит из всевозможной зелени,
блинов, яиц, яичниц, хлеба и пирогов
с начинкой в основном растительного происхождения.
Употребляется также куриное мясо и рыба.

Наши предки пекли пироги с крапивой, с луком и яйцами,
с оставшимся с зимы вареньем, с рыбой.
Делали кулебяки с капустой, с солеными грибами.
Специально для этого праздника варились меды,
готовились сбитни, морсы, квасы.
Особое место на столе занимали всевозможные ритуальные и обычные каши.

- Что вы узнали из этого рассказа?


- Давайте сейчас посмотрим с вами поговорки, которые связаны с праздником Троицей.

Поговорки

Бог Троицу любит.
Троица – граница между весной и летом.
Троица три дня строится.
Троица тремя праздниками богата - цветами, травами и румяным летом.
Троица Троицей, а трех свечей на стол не ставят.
Без Троицы дом не строится.
Троица перстов крест кладет.
На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.

Перечисляют праздники



Про « Троицкие хороводы»

Праздник

Комаричи

Береза

Водили хороводы....








Слушают рассказ
























Отвечают что запомнили





Читают пословицы со слайда

Рефлексия








Итог

  1. - Предлагаю вам сейчас украсить пасхальные яйца.

  2. У вас на партах лежат листочки с изображением яйца,

  3. вам необходимо украсить его различными узорами.

  4. - Посмотрите на слайд, как люди украшают пасхальные

  5. яйца. Приступайте к работе.

  6. - Кто желает показать что у вас получилось?



  1. Вот наш урок и подошел к концу, о чем мы сегодня говорили?

- С какими праздниками мы познакомились на уроке?

  1. - Что являлось главными атрибутали Пасхи? Троицы? Ивана Купала?

  2. - Что вам понравилось на уроке?

  3. Всем спасибо за урок!

  4. До свидания!


Украшают пасхальное яйцо




Показывают что у детей получилось



О праздниках


Троица, Иван Купала, Пасха


ъ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!