СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Литература", тема "А.П. Чехов-человек и писатель. "Хамелион". Живая картина нравов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Литература", тема "А.П. Чехов-человек и писатель. "Хамелион". Живая картина нравов"»

Тема: А. П. Чехов-человек и писатель. «Хамелеон». Живая картина нравов.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности стиля писателя; углубить понятие о сатире, знать различия между юмором и сатирой; формировать навыки анализа юмористического рассказа, выявить способы описания характера в произведении, развивать монологическую речь учащихся; воспитывать художественное чутье, любовь к творчеству А. П. Чехова.

Оборудование: портреты А. П. Чехова разных лет; иллюстрации к рассказу «Хамелеон».

Ход урока:

Этапы:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Напомню, меня зовут Елизавета Николаевна и сегодня я проведу у вас урок литературы. Пожелаем друг другу удачи.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Формулировка темы и цели урока.

-Ребята, 19 век подарил миру огромное количество известных имен. Среди них имя Антона Павловича Чехова (портрет на доске). Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя, вспомним, что такое сатира, начнём изучение рассказа «Хамелеон» и выявим стилевые особенности юмористических рассказов Чехова.

Антон Павлович Чехов является одним из величайших писателей русской и мировой литературы. Ему принадлежит множество рассказов, повестей, пьес. Мы сегодня перелистнём некоторые страницы его жизни, постараемся понять, что было главным в его отношении к людям, в его характере. Что помогло ему остаться человеком, несмотря на жизнь, которая была полна страданий, лишений, трудностей.

«В человеке всё должно быть прекрасно…» именно эти слова точно характеризуют самого писателя, художника слова. Сначала мы вернёмся в прошлое, в родной город А. П. Чехова - Таганрог. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради: А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов (тема на доске). Вы знаете, что такое нрав? Запишите: нравы – обычай, уклад общественной жизни).











































Учащиеся записывают число и тему урока.

Открытие новых знаний.

-Жизненный и творческий путь Чехова, запишем самое важное: А. П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге. Таганрог – это южный морской город. Длинная Полицейская улица, на которой родился писатель одним концом упиралась в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Оба его деда были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.


«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет старший брат писателя в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, - Бог благословил многочисленной семьей – у них было пятеро сыновей и одна дочь». Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные – почетные, а потому и бесплатные должности ратмана полиции, а впоследствии – члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами. Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Заботой и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «….талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери….».


-Из всего услышанного, что мы видим в личности писателя?

Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Увлечениями Чехова были: театр и литература; учась в гимназии, он участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной, и русской литературой. Обширен круг его чтения: Толстой, Пушкин, Лермонтов. На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Наш писатель увлекался театром, а дома разыгрывал с братьями спектакли, писал сценки, сказки в стихах.


Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь и высылать небольшие денежные переводы семье.

После окончания гимназии приехал в Москву, где жила его семья. В столице он стал студентом – медиком Московского университета и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя.

-А вы знаете, под какими ещё псевдонимами печатался Антон Чехов?


-Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезенки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и другие. Почти всю жизнь Чехов был практикующим врачом. «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница», - говорил он. «Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…».


Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. В них можно встретить разных героев: врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо.

-Что вы знаете о Мелиховском периоде?

-Весной 1892 года Чехов покупает имение в Мелихово и поселяется там с родителями и сестрой Марией. Именно этот период полон творческой деятельности. Помимо писательства, Чехов занимается медицинской практикой и общественными делами: строит три школы, колокольню и пожарный сарай, добивается открытия почты и телеграфа. На свои средства он открывает медицинский пункт в Мелихово, лечит местных крестьян и снабжает их лекарствами, во время холерной эпидемии служит земским врачом, обслуживает 25 деревень.


Болезнь – туберкулез – проявилась у Чехова ещё в 1884 году в возрасте 24 лет, когда он медицинский факультет университета. Все последующие годы болезнь прогрессировала. В ночь с 1 на 2 июля 1904 года Чехов умер в Беденвайлере (Германия). Гроб с телом был доставлен в Москву, 9 июля состоялись похороны на Новодевичьем кладбище.

В творчестве А. П. Чехова преобладают юмор, сатира, комизм, выражающий злость, бьющий наповал сарказм, когда писатель рисует власть имущих особ.















Учащиеся делают записи в тетрадях.













































Ответы детей.











































Ответы детей.









































Ответы учащихся.

Изучение рассказа «Хамелеон»

-«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни», - писал М. Горький.

Врач по образованию, А. П. Чехов стремился своим творчеством лечить язвы человеческие – людские пороки.

«Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», - признавался писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали (карточка на доске). Рассказ «Хамелеон» - подтверждение, что Чехов высмеял всё то, что мешало жить честно и справедливо.

-Что такое «рассказ»?

-Рассказ – это небольшое по объему прозаическое произведение, обычно посвященное отдельному событию в жизни героя. Прочитав это рассказ вы должны мне ответить на вопрос, почему он так назван.

Чтение рассказа «Хамелеон».




























Ответы учащихся.

Физминутка.



Первичное закрепление. Анализ рассказа «Хамелеон.»

-Назовите главных героев нашего произведения.




-Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите?














-Чехов использует прием говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев. Говоря об Очумелове, Чехов называет только две вещи, 2 детали, какие?

-Как вы думаете, что может быть у него в узелке?

-Какова роль шинели в рассказе? В тексте несколько раз упоминаются слова «шинель» и «пальто».

Определите лексическое значение этих слов.






-Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

-Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», здесь это слово выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, т.е. от страха его бросает то в жар, то в холод.

-Что в дальнейшем говорится о шинели? Зачем Чехов использует эту деталь?




-С какой целью Очумелов так легко меняет убеждения?

-Как характеризует Очумелова его речь? Он надзиратель, должен быть человеком грамотным. Что же на самом деле?

-В речи Очумелова в основном мы слышим приказы, его речь выражена официальными оборотами.

-Сколько раз Очумелов меняет свое мнение?

-Назовите их.
















-Что мы можем сказать о Хрюкие?






-Почему сначала на улице никого не было, а потом собралась толпа?

-Вернемся к нашему вопросу. Так почему же рассказ назван «Хамелеон»?

-Кого мы можем назвать хамелеоном?



-Т.е. это понятие перерастает в понятие хамелеонство, которое означает угодничество, приспособленчество, чинопочитание.

- «Хамелеон» - юмористический или сатирический рассказ?

-Что такое юмор (легкий, веселый смех).

-Что такое сатира (едкая насмешка, высмеивание).

-Вывод какой?


-Полицейский надзиратель Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин, городовой Елдырин, белый борзой щенок, толпа



-Очумелов – чумной, одуревший, очуметь, одуреть, потерять соображение, обезуметь, поглупеть, потерять голову. Неплохая фамилия для блюстителя порядка!

Хрюкин – свинья, хам, невежа.

Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий.

Лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.






-Новая шинель и узелок.


-Взятка.




-Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.




Ответы учащихся.















-Чтобы показать перемены в его настроении, поведении: его бросает то в жар, то в холод. Она раскрывает характер героя.


-Он не хочет попасться.



Ответы детей.







-6 раз.

-Первое решение — «А собаку истребить надо».

Второе «собака генерала Жигало­ва» — «…как она могла тебя укусить?».

Третье «нет, не генеральская» — «На­до проучить!».

Четвертое «может быть, и генераль­ская…» — «Ты отведешь ее к генералу…».

Пятое генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!» — «Истребить, вот и все».

Шестое повар продолжает: «Брат их­ний охоч…»


-Сначала он радуется, что сможет получить компенсацию, но, когда узнаёт, что собака генеральская, сразу меняется.


-Всем было любопытно.





-Хамелеоны – это и Очумелов, и Хрюкин, и городовой, и прохожие, собравшиеся на площади.








-Сатирический.






-«Хамелеон»-сатирический рассказ.

Итоги урока.

-Скажите, актуален ли этот рассказ? Есть ли такое явление, как хамелеонство, в наши дни? А можно ли его искоренить?

-К сожалению, искоренить его вряд ли возможно. Действительно, хамелеоны живут среди нас, они живут и в нас. Именно поэтому нам необходимо всю жизнь «по капле выдавливать из себя раба».



Ответы учащихся.

Домашняя работа.

-Опираясь на материал урока подготовить ответ на вопрос: Что грустно, а что смешно в рассказе Чехова «Хамелеон»?

Мини-сочинение-миниатюра «Я уважаю в себе…», «Случаи хамелеонства в нашей жизни».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!