Орг. момент. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Николаевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и пожелайте друг другу удачи. Я не случайно так необычно начала наш урок. Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. | Учащиеся приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний. | -Закончите, пожалуйста, фразу: “Друг – это ...” -Молодцы! Очень важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это, к сожалению, не всегда удаётся. Некоторые люди не могут похвастаться этими качествами. Как вы думаете, почему? -Доброта и милосердие вырабатывалось в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. | -Человек, готовый помочь в беде, умеет хранить тайну, добрый, чуткий человек, тот, кто посочувствует, верный и преданный, честный. Ответы детей. |
Формулировка темы и цели урока. | -Сегодня мы поговорим о дружбе о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ? -А цели урока какие мы поставим? | -С Анной что-то случилось, и она грустит. -Читать рассказ, узнать, что случилось с Анной. |
Открытие новых знаний. | Чтение рассказа, первичное восприятие произведения: -Какое чувство вызвало это произведение? -Что понравилось? Чем? -Что не понравилось? -Хорошо! Итак, сейчас мы будем читать по цепочки, но перед эти нужно сделать словарную работу, чтобы вам было легче, согласны? Словарная работа (карточка на доске): Спе-ци -аль-ная – специальная. Про-ко-ря-бал – прокорябал. Полу-ле-жа-ла – полулежала. Встре-пе-ну-лась – встрепенулась. Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную. Трол-лей-бус – троллейбус. За-пла-кан-ное – заплаканное. | -Грустное. Потому что, Катя упала и сломала ногу. -Понравилось тем, что Аня навещала Катю, купила ей раскраску. Они общались с помощью записок и гримас. -Не понравилось, что Катя попала в больницу и одна играет с утёнком. И что другие дети тоже лежат в больнице. -Да. |
Первичное закрепление. | Чтение по цепочке по одному предложению. -Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? -Почему больницу называют особой, строгой? -Почему Катя стала счастливая? -Подберите похожие слова к слову «печальная». -Почему Аня заплакала, увидев Катю? -Как девочки разговаривали через стекло? -Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце? -Чему радовалась Катя, лёжа в больнице? -А почему Аня оставалась печальной? -Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? -Молодцы, ребята! А теперь пора познакомиться с автором рассказа «Анна, не грусти!». Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал «Аня и Катя». Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе эта книга заняла второе место в номинации «Лучшая детская и юношеская книга». Чему учит нас Булгаков своим рассказом? -В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду. Посмотрите на иллюстрацию к рассказу и скажите, всё ли художник смог передать нам с помощью картины? | Дети читают по цепочке. -Они с Аней катались с горки, и Катя упала. -Потому что там лежат дети с переломами на жёстких кроватях, им нельзя много ходить и часто вставать. -Потому что к ней пришла Аня и они смогли пообщаться. -Грустная, тоскливая, горькая, жалобная. -Она была рада увидеть Катю, но ей было её очень жалко, потому что она одна играла. -Сначала они кричали друг другу, а потом писали записки и гримасничали. -Печальную, потому что она сломала ногу. -Она радовалась, потому что Аня пришла её навестить. -Аня грустила, потому что сама может идти домой, ходить по улицам. -Катя написала записку «Анна, не грусти!». -Он учит дружить и сочувствовать другим, делить переживания друг с другом. -Да, на картинке видно, как Аня показывает раскраску Кате. |