Конспект урока по предмету «Мир природы» по теме «Птицы» во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тема: Птицы
Цели: формировать представление учащихся о птицах, как о животных особой группы;
познакомить с разнообразием птиц;
учить определять принадлежность животного к своей группе;
развивать моторику рук;
воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: рисунки с изображением птиц (сова, воробей, дятел, ласточка, утка, синица, страус, пингвин, павлин, колибри, райская птица, попугай); силуэты рыб (сом, щука, акула, ерш, камбала); перья птиц; ножницы, стакан с водой, цветные карандаши; конверт с письмом; энциклопедия «Тайны живой природы».
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Проверка домашнего задания.
Игра «Узнай рыб».
По силуэтам дети называют рыб и расселяют их в море или реку. (Река: сом, ерш, щука. Море: акула, камбала)
- Кто такие рыбы? По каким признакам вы это определили? (Живут в воде, двигаются с помощью плавников и хвоста, тело покрыто чешуей, развиваются из икринок)
- Что ещё интересного вы знаете о рыбах? (Рассказы детей).
III. Изучение нового материала.
Беседа.
- Ребята, от муравьишки Вопросника пришло письмо: «Дорогие второклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного. Я слышу столько разных песен! Догадайтесь, кого я встретил в лесу?». (Птиц)
- Давайте, определим тему нашего урока (Птицы)
- Как вы думаете, кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать)
- Муравьишка встретил бабочку в лесу. Она умеет летать? (Да)
- Значит, она птица? (Нет)
- Почему? (Бабочка – насекомое. У неё 6 ног)
- По каким признакам мы отнесем птиц в отдельную группу? (Тело покрыто перьями)
- Каких птиц вы знаете?
- Что у них общего?
IV. Работа по рисунку (Возможна демонстрация слайдов)
- Каких животных вы узнали? (Летучая мышь. Ночная бабочка, курица, белка)
- Что у них общего? (Они умеют летать)
- Можно ли отнести их к одной группе?
- Кто из них птица? (Курица, У неё есть крылья, тело покрыто перьями)
- Курица летает плохо, но ее относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы – перья. Умение летать не является главным признаком группы. Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? (Читается вывод)
- Рассмотрите рисунок ниже. Какую птицу вы узнали? (Голубя)
- Рассмотрим тело птицы. Из каких частей оно состоит?
- Каких ещё птиц вы видите на рисунке? (Гусей)
- Найдите части тела. Каких частей тела не видно? (Ног)
- Почему? (Они летят)
- Докажите, что голуби и гуси – птицы.
V. Практическая работа.
(На столе перья разной формы, цвета, размера)
- Чем различаются эти перья?
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где он? Покажите.
- У пера есть бородка. Давайте её найдем.
- Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие)
- Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего) Перо внутри полое, поэтому оно очень легкое.
- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет. Вода скатилась капельками) Перья защищают птицу от воды и сырости.
- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать)
- Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)
- Почему перо часто рисуют рядом с чернильницей?
Беседа.
- Перья у разных птиц имеют самую разнообразную окраску. Перья украшают птиц. Как украсила себя Мудрая Черепаха?
- Чьи это перья?
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес … (павлин)
(Дети рассматривают рисунок)
- В природе можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Этим они привлекают к себе внимание самок. Самки же чаще всего имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов при высиживании яиц.
(Показывается рисунок райской птицы)
- Посмотрите на самца райской птицы. Яркое, ослепительное оперение привлекает серую, невзрачную самку.
Большинство птиц способны летать: многие их них уверенно себя чувствуют именно в воздухе. В мастерстве полета с ними могут соперничать лишь только некоторые насекомые.
(Рисунок колибри)
- Колибри с рубиновым горлышком (длиной около 9 см) совершает перелеты на 3000 км. Колибри прекрасно летает, причем не только вперед, но и назад, и в любую сторону, даже вниз головой. Она может висеть в воздухе на одном месте, высасывая своим длинным клювиком нектар из цветков. (Колибри-пчела – 0,6 см)
Музыкальная физминутка
VI. Загадки
Ночь, как смола, черным - черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (сова).
Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор (дятел).
Спереди – шильце, сзади – вильцы,
Сверху – черное суконце, снизу – бело полотенце (ласточка).
Пестрая крякушка ловит лягушек,
Ходит вразвалочку и спотыкалочку (утка).
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям ночует, коноплю ворует (воробей).
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика (синица).
- Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали? Закрасьте кружки около тех птиц, которых вы видели в природе.
- Посмотрите, что делает муравьишка Вопросник? (летает)
Муравьишка решил найти новых друзей высоко-высоко в небе. Он взлетел на дельтоплане, чтобы познакомиться с новыми друзьями – птицами.
- Вспомните, каких животных называют птицами?
- Умение летать не является главным признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать. Наш муравьишка не сможет встретиться с ними высоко в небе. Рассмотрите рисунки в учебнике и на доске. Прочитайте названия птиц.
- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Их тело покрыто перьями)
Страусы не умеют летать. У них очень длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым, непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птенцам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, и крылья выполняют другую роль.
- Почему нужно беречь птиц? (Они уничтожают вредных насекомых, красиво поют).
- Как мы можем заботиться о птицах? (Развешивать кормушки, скворечники).
- Много интересного о птицах вы сможете узнать из энциклопедий и журналов, например, прочитать о коронованной птице – венценосном журавле, о цаплях, которые ловят рыбу на приманку, о пеликанах – пастухах рыб, об американском дятле, который набивает на зиму дерево желудями и орехами так туго, что даже белка не может вытащить ни одного орешка.
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.