СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" во 2 классе СКО по теме "Птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перья у разных птиц имеют самую разнообразную окраску. Перья украшают птиц.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" во 2 классе СКО по теме "Птицы"»

Конспект урока по предмету «Мир природы» по теме «Птицы» во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: Птицы

Цели: формировать представление учащихся о птицах, как о животных особой группы;

познакомить с разнообразием птиц;

учить определять принадлежность животного к своей группе;

развивать моторику рук;

воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: рисунки с изображением птиц (сова, воробей, дятел, ласточка, утка, синица, страус, пингвин, павлин, колибри, райская птица, попугай); силуэты рыб (сом, щука, акула, ерш, камбала); перья птиц; ножницы, стакан с водой, цветные карандаши; конверт с письмом; энциклопедия «Тайны живой природы».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Игра «Узнай рыб».

По силуэтам дети называют рыб и расселяют их в море или реку. (Река: сом, ерш, щука. Море: акула, камбала)

- Кто такие рыбы? По каким признакам вы это определили? (Живут в воде, двигаются с помощью плавников и хвоста, тело покрыто чешуей, развиваются из икринок)

- Что ещё интересного вы знаете о рыбах? (Рассказы детей).

III. Изучение нового материала.

Беседа.

- Ребята, от муравьишки Вопросника пришло письмо: «Дорогие второклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного. Я слышу столько разных песен! Догадайтесь, кого я встретил в лесу?». (Птиц)

- Давайте, определим тему нашего урока (Птицы)

- Как вы думаете, кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать)

- Муравьишка встретил бабочку в лесу. Она умеет летать? (Да)

- Значит, она птица? (Нет)

- Почему? (Бабочка – насекомое. У неё 6 ног)

- По каким признакам мы отнесем птиц в отдельную группу? (Тело покрыто перьями)

- Каких птиц вы знаете?

- Что у них общего?

IV. Работа по рисунку (Возможна демонстрация слайдов)

- Каких животных вы узнали? (Летучая мышь. Ночная бабочка, курица, белка)

- Что у них общего? (Они умеют летать)

- Можно ли отнести их к одной группе?

- Кто из них птица? (Курица, У неё есть крылья, тело покрыто перьями)

- Курица летает плохо, но ее относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы – перья. Умение летать не является главным признаком группы. Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? (Читается вывод)

- Рассмотрите рисунок ниже. Какую птицу вы узнали? (Голубя)

- Рассмотрим тело птицы. Из каких частей оно состоит?

- Каких ещё птиц вы видите на рисунке? (Гусей)

- Найдите части тела. Каких частей тела не видно? (Ног)

- Почему? (Они летят)

- Докажите, что голуби и гуси – птицы.

V. Практическая работа.

(На столе перья разной формы, цвета, размера)

- Чем различаются эти перья?

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где он? Покажите.

- У пера есть бородка. Давайте её найдем.

- Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие)

- Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего) Перо внутри полое, поэтому оно очень легкое.

- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет. Вода скатилась капельками) Перья защищают птицу от воды и сырости.

- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать)

- Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)

- Почему перо часто рисуют рядом с чернильницей?


Беседа.

- Перья у разных птиц имеют самую разнообразную окраску. Перья украшают птиц. Как украсила себя Мудрая Черепаха?

- Чьи это перья?

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес … (павлин)

(Дети рассматривают рисунок)

- В природе можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Этим они привлекают к себе внимание самок. Самки же чаще всего имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов при высиживании яиц.

(Показывается рисунок райской птицы)

- Посмотрите на самца райской птицы. Яркое, ослепительное оперение привлекает серую, невзрачную самку.

Большинство птиц способны летать: многие их них уверенно себя чувствуют именно в воздухе. В мастерстве полета с ними могут соперничать лишь только некоторые насекомые.

(Рисунок колибри)

- Колибри с рубиновым горлышком (длиной около 9 см) совершает перелеты на 3000 км. Колибри прекрасно летает, причем не только вперед, но и назад, и в любую сторону, даже вниз головой. Она может висеть в воздухе на одном месте, высасывая своим длинным клювиком нектар из цветков. (Колибри-пчела – 0,6 см)

Музыкальная физминутка

VI. Загадки

  • Ночь, как смола, черным - черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает … (сова).

  • Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор (дятел).

  • Спереди – шильце, сзади – вильцы,

Сверху – черное суконце, снизу – бело полотенце (ласточка).

  • Пестрая крякушка ловит лягушек,

Ходит вразвалочку и спотыкалочку (утка).

  • Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

По полям ночует, коноплю ворует (воробей).

  • Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика (синица).

- Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали? Закрасьте кружки около тех птиц, которых вы видели в природе.

- Посмотрите, что делает муравьишка Вопросник? (летает)

Муравьишка решил найти новых друзей высоко-высоко в небе. Он взлетел на дельтоплане, чтобы познакомиться с новыми друзьями – птицами.

- Вспомните, каких животных называют птицами?

- Умение летать не является главным признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать. Наш муравьишка не сможет встретиться с ними высоко в небе. Рассмотрите рисунки в учебнике и на доске. Прочитайте названия птиц.

- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Их тело покрыто перьями)

Страусы не умеют летать. У них очень длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым, непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птенцам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, и крылья выполняют другую роль.

- Почему нужно беречь птиц? (Они уничтожают вредных насекомых, красиво поют).

- Как мы можем заботиться о птицах? (Развешивать кормушки, скворечники).

- Много интересного о птицах вы сможете узнать из энциклопедий и журналов, например, прочитать о коронованной птице – венценосном журавле, о цаплях, которые ловят рыбу на приманку, о пеликанах – пастухах рыб, об американском дятле, который набивает на зиму дерево желудями и орехами так туго, что даже белка не может вытащить ни одного орешка.


VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!