СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы "Окружающий мир". Тема: «Основной закон России и права человека». Методист: Осипова Л.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы "Окружающий мир". Тема: «Основной закон России и права человека». Методист: Осипова Л.В.»

Министерство образования и науки Астраханской области 

ГАПОУ АО « Астраханский социально-педагогический колледж»

 



Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Конспект пробного урока




Класс 4 «В» МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №32»

Тема: ««Основной закон России и права человека»»

Выполнила студентка 2 «АС» группы: Семенченко Юлия Сергеевна





Допуск к проведению урока

Студентка: Семенченко Ю.С

____________

Методист: Осипова Л.В.

____________

Учитель: Липилина Е.В.

____________

Оценка за урок:

____________ 

 

Астрахань, 2022

Программа

«Школа России».

Класс

4 «В»

Тема урока

«Основной закон России и права человека»

Вид деятельности

Введение нового знания

Цель

Сформировать представления учащихся о Конституции РФ и правах человека.


Задачи:

А)Образовательная


Б)Развивающая




В)Воспитательная

*-обогащать и расширять словарный запас

*формировать умения выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения

*-развивать   познавательный интерес, умение работать с   учебным текстом

*учить наблюдать, сравнивать, развивать речь учащихся

-формировать толерантность в отношениях учащихся в группе 


Планируемые результаты

Личностные

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • осознавать личностный смысл учения.


Предметные

 

  • знать, что такое Конституция РФ, права человека и конвенция о правах ребенка;

  • уметь правильно отвечать на вопросы



Метапредметные

Личностные

проявлять познавательный интерес

Познавательные

Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы.


Регулятивные

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные

Работать в парах и малых группах.





Тип урока

Открытия новых знаний.

Форма проведения

Ознакомление с новым материалом

Оборудование для учителя

Компьютер, проектор, презентация ,учебник «Окружающий мир 4 класс» (2 часть), А.А. Плешаков  УМК «Школа России».

Оборудование для учащихся

Учебник,тетрадь.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок ,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем!


- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Юлия Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.


-Ребята, проверьте ,пожалуйста, свое рабочее место . У вас на столах должен лежать учебник окружающего мира.
Если готовы, то сядьте правильно, чтобы я поняла, что мы можем начинать урок.


Приветствуют учителя. Садятся. Настраиваются на работу.


Регулятивные организация рабочего места.

Познавательные Умение воспринимать речь учителя.


II.Актуализация знаний.

- Чтобы освежить свои знания , которые вы получили на прошлом урокаке окр.мира , давайте решим тест.

Тест

1. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?

а) кошка б) попугай в) собака

2. Первую собаку, побывавшую в космосе, звали:

а) Звёздочка б) Цыган в) Лайка г) Стрелка

3. Как назывался первый космический корабль

а) «Мир» б) «Союз» в) «Восток»

4. В каком году человек впервые полетел в космос?

а) 1951 год б) 1961 год в) 1957 год

5. Сколько минут длился космический полёт?

а) 56 минут б) 108 минут в) 320 минут г) 60 минут

6. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?

а) Юрий Гагарин б) Алексей Леонов в) Герман Титов

- Время вышло. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Сверьте свои ответы по эталону, представленному на слайде.

- Поднимите руку, у кого не было ошибок в тесте? У кого были ошибки?

Решают тест и проверяют по эталону.

Коммуникативные

формулировать свое мнение и позицию

III.Самоопределение к деятельности.

- Ребята, послушайте стихотворения внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока.


Нет без колокола звона,
Нет порядка без закона.
Это правила для всех,
Чтоб в делах был лишь успех.
Чтоб хозяйствовать умело,
Чтоб народ здоров был, целым,
Чтобы прямо шёл, не криво,
По труду и справедливо
Чтоб ценился в дело вклад,
А в стране был мир и лад.



Права человека — великая сила,
О них говорят и пишут в веках,
И будет страна в самом деле красива,
Когда она помнит об этих правах.


-О чем идет речь?



- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Определяют тему и цели урока.



















-О законе и правах человека



- Тема урока: «Основной закон России и права Человека».

- Цель:узнать информацию про законы и права человека


IV.Открытие нового знания.





























-Как называется страна, в которой мы живем?

- Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области.

- Давайте посмотрим на административную карту России!

- Кто покажет границы нашей страны?

- Россия – это демократическая республика! Как вы понимаете эту фразу – демократическая?

- Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента.

- Какие символы нашей страны вы уже знаете?

- О гербе, гимне и флаге, вам уже рассказывали, на прошлых уроках, мы же просто повторим и вспомним, как они выглядят, посмотрите на слайд.

- Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю. (Показ по карте России)

- Назовите столицу России. (Находят её на карте в учебнике с.154-155)

- Что на карте в учебнике отмечено разными цифрами и цветами?

- Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов.

- Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей.

- Не смотря на то, что мы все разные, мы все живём в дружбе.

Откройте учебник. Прочитайте статью «Ты живешь в России» 156–157.

Вопросы по тексту

-Назовите другое название нашей страны?

-Что обозначает слово «федерации» в переводе с латинского?

-Сколько в России проживает народов?

-Назовите несколько из их.



-Хорошо



- А теперь каждый ряд передайте с передних парт предмет на последние, и верните вновь на передние.

- Любой предмет (стёрка, линейка, карандаш и тд)

- У вас соревнования.

- Выявление 1,2 и 3 места. 1 Место занимает ряд, который закончили передавать предмет самые последние. 2 место, те, кто были 2, а первое место те, кто был самыми быстрыми.



- Давайте обсудим, какая задача стояла перед вами?

- А ещё я вам, что-либо говорила?

- Верно, а что я забыла вам объяснить?

- Правильно ребята, я вам совсем не объяснила правила, и вы не поняли, что от вас требовалось, поэтому получилась неразбериха и несправедливость.

- Так и в реальной жизни. Что нужно, чтобы дружно жить?

- Всё правильно, у нас с вами для того чтобы дружно жить, есть правила, которые находятся в отдельном документе. Вы знаете, как он называется?

- Правильно, а вы знаете, что такое Конституция?

- Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». Законы — это правила,
обязательные для всех жителей страны.

Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить.

- Прочитайте статью «Конституция – основной закон страны» на с.157-158

-Какова главная мысль конституции России?



- Главные слова Конституции, «Миру мир». Как вы понимаете эти слова?

- Давайте посмотрим на наш документ, так выглядит обложка. В конституции есть преамбула, слово для вас новое, кто-нибудь знает, что это такое?

Преа́мбула (фр. préambule,— идущий впереди чего или кого-либо, предшествующий, ср. лат. preambulo — предшествую) в праве — вводная или вступительная часть нормативного акта.

- Давайте посмотрим на статьи, которая содержит в себе конституция.

- Ребята, а какие вы знаете основные права человека?

- Вы большие молодцы, но мы назвали не все, давайте прочитаем со слайда все права человека.











- Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным?

- Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.

- Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным?

- Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41.

- Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму.

-Давайте прочтем статью на стр 159 «Что такое права человека»

-Что такое декларация?

-Когда она была принята?

-Что в ней говорится?


-Выполните задание(на слайде)

Вставь в стихотворение подходящие по смыслу слова:

В мире есть закон, что знает _______,

Все ____________ его зовут.

Охраняет жизнь, здоровье _________,

Их права на отдых и на ___________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.


Слова для справок:

Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан.




- Страна, в которой мы живем, называется Россия.










Ученик показывает у доски границы нашей страны.

- Люди имеют право голоса и слова.




- Герб, гимн, флаг.










- Москва.



- Области и субъекты РФ.















-Российская Федерация

-Союз,объединение

-160

-Русские ,татары,якуты,башкиры,калмыки,арцы и др








 





Учащиеся задают вопросы, а почему так произошло.









-Передать предмет.

- Нет, вы просто распределили места.

- Правила соревнований.







- Нужно соблюдать правила.








-Конституция – это книга с законами и правами человека.










-Человек, его права и свободы являются высшей ценностью

-То что, в мире все государства должны жить в согласии, мирно, без войны.



- Нет.















- Право на жизнь.

- Право на свободу.

- Право на личную неприкосновенность.

- Право на труд.

- Право на отдых.

- Право на свободу слова.

- Право на свободу совести.

- Право на образование.

- Право на медицинское обслуживание.




- Право на жизнь.






- Право на охрану здоровья и медицинского обслуживания.




















-Заявление

-10 декабря 1948г

-У каждого есть права ,которые никто не может отнять.













V.Физкультминутка

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья. Выполним физкульминутку.


Мы сидеть уже устали.

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавно.

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши?

Наклоняемся до пола,

Прогибаемся поглубже.

Вправо, влево три наклона

Повторяем снова дружно.

От души мы потянулись

И за парты вновь вернулись.






Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

VII. Работа по новой теме.
































-Как вы думаете, все эти права есть и у детей?

- Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах.

Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием.

Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.

- Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.

- Но, не смотря на то, что вы ещё маленькие. У вас есть свою собственный праздник. Как он называется?

- Да верно, 1 июня отмечает День защиты детей, ваш праздник, когда все показывают вам свою любовь, оберегают и заботятся.

-Давайте прочитаем статью на стр 160-161»Дети имеют право на особую заботу и помощь»


-А теперь сыграем давайте сыграем в игру.

Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».(на слайде)

1. «Колобок» (Право на жизнь).

2. «Три поросенка» (Право на неприкосновенность жилища).

3. «Дюймовочка» (Право на свободу вступления в брак).

4. «Золушка» (Право на отдых и досуг).

5. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Жестокое, бесчеловечное обращение с детьми, эксплуатация детского труда).


-Обязательно это есть и у детей.







































- День защиты детей.


 


 

 

 

 















Коммуникативные

Умение вступать в диалог, умение вести и поддерживать беседу.

VIII. Закрепление изученного.

– Как называется наша страна?



– Что обозначает слово «федерация»?



– Сколько народов живет на территории России? Давайте найдём этот ответ в учебнике.

– Что такое конституция?



– Что такое законы?



– Назовите главную мысль конституции.







– Какое право имеет человек?







– Какие документы были приняты после Второй мировой войны?



– Когда и где была принята «Всеобщая Декларация прав человека»?




Российская Федерация.



- Федерация – это союз.



- 160 народов живет на территории РФ.

- Конституция – это устройство.



- Правила обязательные для всех жителей страны.

- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.





- Человек имеет право жить в мире, устроенном на началах добра, справедливости, безопасности.







- Всеобщая декларация прав человека.

- 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.





IX. Подведение итогов урока

-Кто скажет, как звучала тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили?

- О чем мы узнали сегодня на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?


Высказывания детей.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли в устной форме.

X. Рефлексия

-Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

Спасибо вам за урок. До свидания!

Высказывания детей.

Коммуникативные: Умение слушать учителя. Самооценка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!