IV.Открытие нового знания. | -Как называется страна, в которой мы живем? - Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. - Давайте посмотрим на административную карту России! - Кто покажет границы нашей страны? - Россия – это демократическая республика! Как вы понимаете эту фразу – демократическая? - Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента. - Какие символы нашей страны вы уже знаете? - О гербе, гимне и флаге, вам уже рассказывали, на прошлых уроках, мы же просто повторим и вспомним, как они выглядят, посмотрите на слайд. - Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю. (Показ по карте России) - Назовите столицу России. (Находят её на карте в учебнике с.154-155) - Что на карте в учебнике отмечено разными цифрами и цветами? - Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. - Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. - Не смотря на то, что мы все разные, мы все живём в дружбе. Откройте учебник. Прочитайте статью «Ты живешь в России» 156–157. Вопросы по тексту -Назовите другое название нашей страны? -Что обозначает слово «федерации» в переводе с латинского? -Сколько в России проживает народов? -Назовите несколько из их. -Хорошо - А теперь каждый ряд передайте с передних парт предмет на последние, и верните вновь на передние. - Любой предмет (стёрка, линейка, карандаш и тд) - У вас соревнования. - Выявление 1,2 и 3 места. 1 Место занимает ряд, который закончили передавать предмет самые последние. 2 место, те, кто были 2, а первое место те, кто был самыми быстрыми. - Давайте обсудим, какая задача стояла перед вами? - А ещё я вам, что-либо говорила? - Верно, а что я забыла вам объяснить? - Правильно ребята, я вам совсем не объяснила правила, и вы не поняли, что от вас требовалось, поэтому получилась неразбериха и несправедливость. - Так и в реальной жизни. Что нужно, чтобы дружно жить? - Всё правильно, у нас с вами для того чтобы дружно жить, есть правила, которые находятся в отдельном документе. Вы знаете, как он называется? - Правильно, а вы знаете, что такое Конституция? - Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить. - Прочитайте статью «Конституция – основной закон страны» на с.157-158 -Какова главная мысль конституции России? - Главные слова Конституции, «Миру мир». Как вы понимаете эти слова? - Давайте посмотрим на наш документ, так выглядит обложка. В конституции есть преамбула, слово для вас новое, кто-нибудь знает, что это такое? - Преа́мбула (фр. préambule,— идущий впереди чего или кого-либо, предшествующий, ср. лат. preambulo — предшествую) в праве — вводная или вступительная часть нормативного акта. - Давайте посмотрим на статьи, которая содержит в себе конституция. - Ребята, а какие вы знаете основные права человека? - Вы большие молодцы, но мы назвали не все, давайте прочитаем со слайда все права человека. - Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? - Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом. - Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? - Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41. - Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму. -Давайте прочтем статью на стр 159 «Что такое права человека» -Что такое декларация? -Когда она была принята? -Что в ней говорится? -Выполните задание(на слайде) Вставь в стихотворение подходящие по смыслу слова: В мире есть закон, что знает _______, Все ____________ его зовут. Охраняет жизнь, здоровье _________, Их права на отдых и на ___________ . Нам с тобою тот закон __________ В жизни нам поможет очень_______. Слова для справок: Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан. | - Страна, в которой мы живем, называется Россия. Ученик показывает у доски границы нашей страны. - Люди имеют право голоса и слова. - Герб, гимн, флаг. - Москва. - Области и субъекты РФ. -Российская Федерация -Союз,объединение -160 -Русские ,татары,якуты,башкиры,калмыки,арцы и др Учащиеся задают вопросы, а почему так произошло. -Передать предмет. - Нет, вы просто распределили места. - Правила соревнований. - Нужно соблюдать правила. -Конституция – это книга с законами и правами человека. -Человек, его права и свободы являются высшей ценностью -То что, в мире все государства должны жить в согласии, мирно, без войны. - Нет. - Право на жизнь. - Право на свободу. - Право на личную неприкосновенность. - Право на труд. - Право на отдых. - Право на свободу слова. - Право на свободу совести. - Право на образование. - Право на медицинское обслуживание. - Право на жизнь. - Право на охрану здоровья и медицинского обслуживания. -Заявление -10 декабря 1948г -У каждого есть права ,которые никто не может отнять. | |
VII. Работа по новой теме. | -Как вы думаете, все эти права есть и у детей? - Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их. - Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же. - Но, не смотря на то, что вы ещё маленькие. У вас есть свою собственный праздник. Как он называется? - Да верно, 1 июня отмечает День защиты детей, ваш праздник, когда все показывают вам свою любовь, оберегают и заботятся. -Давайте прочитаем статью на стр 160-161»Дети имеют право на особую заботу и помощь» -А теперь сыграем давайте сыграем в игру. Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».(на слайде) 1. «Колобок» (Право на жизнь). 2. «Три поросенка» (Право на неприкосновенность жилища). 3. «Дюймовочка» (Право на свободу вступления в брак). 4. «Золушка» (Право на отдых и досуг). 5. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Жестокое, бесчеловечное обращение с детьми, эксплуатация детского труда). | -Обязательно это есть и у детей. - День защиты детей. | Коммуникативные Умение вступать в диалог, умение вести и поддерживать беседу. |