Класс 2 «Б» МБОУ «СОШ №66» г. Астрахани
Студентка: Испусинова А.М.
Методист: Целовальникова Н.В.
Учитель: Голубничева С.В.
- научить учащихся проверять написание слов с безударными гласными в корне.
- научить подбирать проверочные слова.
Задачи:
- обучающие: сформировать представления детей о возможности проверки безударного гласного звука в корне слова, с первичным умением подбирать проверочные слова;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | - Здравствуйте, меня зовут Асия Махсатовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. - Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку. | - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность к уроку: ручки, линейки, карандаши, тетради. | Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: умение контролировать свою деятельность. |
2.Минутка чистописания | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Урок мы с вами начнем с минутки чистописания. - Вспомните правило посадки при письме. - Положите тетради с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте на место ноги. Аккуратно, красиво перепишите как на слайде. | - Записывают | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
3.Словарная работа | - Запишите ниже с красной строки с большой буквы слово «Словарь», поставьте двоеточие. Сейчас я буду называть вам слова, а вы записываете через запятую. Не забывайте, делить на слоги, ставить ударение и подчеркивать орфограммы. - Проверяем, если есть ошибки, зачеркиваем букву и пишем правильную. - Прощай, родина, рисунок, лопата, капуста. - Все, молодцы! | - По 1 выходят к доске, ставят ударение и подчеркивают орфограмму. | Предметные: умение подбирать проверочные слова; применять изученные правила орфографии, объяснять написание слов с изученными орфограммами; умение писать словарные слова без ошибок. Регулятивные: осуществлять личностную рефлексию. |
4.Сообщение темы и цели урока. | - Ребята, отгадайте загадку В небе молния сверкает, Гром в раскатах громыхает, Клонится к земле лоза. Начинается ….. - Верно, это гроза (на слайде записано) - Выделите корень в слове гроза. Поставьте ударение. - Давайте произнесем слово гроза - На что нужно обратить внимание? - Охарактеризуйте звук а? - Где находится безударная гласная буква? - Сформулируйте тему урока - Чему мы будем учиться? | - Гроза - Корень гроз, ударение падает на второй слог, на букву а. - Произносят слово - В первом слоге слышится звук а, а пишется буква о. - Гласная, безударная - В корне слова. - Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. - Научиться находить слова с безударным гласным звуком в корне и проверять их. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: передавать информацию устным способом. |
5.Работа над языковым материалом | - Прочитайте первую пару слов. - Поставьте ударение. Выделите корень. - Чем отличаются слова? - В какой позиции находится гласный звук в слове вода? - А в слове воды? - Прочитайте вторую пару слов. - Поставьте ударение. Выделите корень. - Чем отличаются слова? - В какой позиции находится гласный звук в слове волна? - А в слове волны? - Так какие это слова? - Как пишутся эти слова? - Прочитайте слова второй группы. - Поставьте ударение. Выделите корень. -Можно ли сказать, что это слова формы одного и того же слова? - Почему? - В какой позиции стоит гласный звук в слове зима? - А в слове зимушка? - Гриб – грибной – это формы одного и того же слова или это однокоренные слова? - В какой позиции стоит гласный звук в слове гриб? - А в слове грибной? - Как пишутся эти пары слова? - Давайте вспомним, какие слова называются однокоренными. - А формы одного и того же слова? - Какой вывод можно сделать? - Давайте прочитаем на стр. 95 рубрику «Обратите внимание!» - Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне. - Как вы думаете, какие из данных слов проверочные слова? - А какие проверяемые? - Почему? | - Вода – воды. - Отличаются количеством. - В слабой - В сильной - Волна – волны. - Отличаются количеством. - В слабой - В слове волны в сильной. - Это формы одного и того же слова. - Одинаково - Зима – зимушка. - Нет. - Это однокоренные слова. - В слабой - В сильной - Это однокоренные слова. - В слове гриб стоит в сильной позиции - В слабой - Одинаково - Однокоренные слова – имеют один общий корень, и вследствие чего, они становятся близкими по смыслу, но разными по значению. (разное лексическое значение) - Формы одного и того же слова имеют одинаковый смысл, являются одной и той же частью речи, но отличаются окончанием. - Высказывают свое предположение - Воды, волны, зимушка, гриб – проверочные слова. - Вода, волна, зима, грибной – проверяемые. - Ребята высказывают своё предположение | Предметные: умение читать и анализировать логическую цепочку предложений; формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударным гласным звуком в корне. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. |
Формулировка правила детьми | - Какое слово называется проверяемое? - А проверочное? | - Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук. - Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук. | Предметные: умение читать и анализировать логическую цепочку предложений. |
Работа с правилом по учебнику | - А теперь, давайте проверим наши выводы, прочитав правило по учебнику на стр.95, сначала про себя. - Теперь прочитаем правило вслух. - На сколько частей можно разделить правило? - Так, какое слово называется проверяемое, расскажите. - А какое проверочное? - Перескажите. Приведите примеры. | - Чтение правило про себя, а затем вслух - на 2 части - Ответы детей | Предметные: умение читать и анализировать логическую цепочку предложений. |
Первичное закрепление | - А сейчас, вы запишите слова в 2 столбика. В первый столбик – проверочное слово, а во второй – проверяемое. А затем мы с вами проверим. Мячи, мяч, сова, совы, дерево, деревья, тропа, тропы, ночь, ночной, плита, плиты. - Ещё раз назовите, какие слова называются проверочными. Какие проверяемыми? - А теперь, посмотрите на упражнение 145. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? - Почему? - Найдите для каждого из них проверочное слово. - Запишите пары слов: сначала проверочное, потом проверяемое. Обозначьте в них ударение. - Соедините линией буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов: горка – гора. - В корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается ….. | - Записывают слова в 2 столбика 1 столбик проверочные слова: мяч, совы, дерево, тропы, ночь, плиты. 2 столбик проверяемые слова: мячи, сова, деревья, тропа, ночной, плита. - Ответы детей - Проверяемые слова: гора, холмы, листок, сестра, свисток, врачи. - В словах с безударными гласными эти гласные надо проверять, т.к. их произношение может отличаться от написания. - горка, лист, врач, сестры, холмик, свист. - Выполняют упражнение по одному ученику у доски. Гóрка − горá, хóлмик − холмы́; лист − листóк, сёстры − сестрá; свист − свистóк, врач − врачи́. - Одинаковой буквой. | Предметные: формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударным гласным звуком в корне. Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. |
6.Физкультминутка | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. | - Выполняют движения | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
7. Наблюдение над языковым материалом | - А теперь давайте рассмотрим, как правильно оформить орфограмму безударная гласная в корне слова. - Для этого мы записываем проверяемое слово. - Например м…осты. Ставим ударение. Выделяем корень. Подчеркиваем безударную гласную. Ставим тире. Записываем проверочное слово мост. Ставим ударение. Выделяем корень. Подчеркиваем букву, которую проверяли (о). Вписываем безударную гласную о. - Выполним задание теперь вместе. Прочитайте слово. - Запишите в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире. Подберите проверочное слово из предложенных слов. - Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркиваем букву, которую проверяли - Прочитайте следующее слово. - Запишите в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире. Подберите проверочное слово из предложенных слов. - Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркиваем букву, которую проверяли. | - Выполняют упражнение - Холмы - Слово холм. - Холмы - холм - Поля - Слово поле - Поля - поле | Предметные: формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударным гласным звуком в корне Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
Формулировка правила детьми | - Какой вывод можно сделать? Как проверить безударный гласный в корне? - В проверочном и проверяемых словах гласные в ударном и безударном слогах корня как пишутся? | - Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне. - В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково. | Предметные: Умение читать и анализировать логическую цепочку предложений. |
Работа с правилом по учебнику | - Теперь прочитаем правило вслух на стр. 96. - Так, как подобрать проверочное слово? - А что еще сказано в правило? - Перескажите правило, приведите примеры. - У вас на столах лежат карточки, давайте еще раз закрепим алгоритм проверки слов с безударными гласными. Прочитайте. | Чтение правило про себя, а затем вслух - Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, так чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. - В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково. - Пересказывают, приводят примеры - Читают алгоритм - Читает 1 ученик | Предметные: умение читать и анализировать логическую цепочку предложений. Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные: передавать информацию устным способом. |
Первичное закрепление 8. Домашнее задание | - Теперь давайте закрепим наши знания, посмотрите на упр.146. Кто желает прочитать упражнение? - Запишите в тетради упр.146 - Рассмотрите первую пару слов. Назовите проверяемое слово. - Какое слово является проверочным? - Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Назовите безударную гласную в слове словарь. - Прочитайте следующее слово. - Поставьте ударение. Выделите корень. Определите безударную гласную. - Подберите проверочное слово. - Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму. - Следующее слово листок. Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. - Подберите проверочное слово. - Запишите сначала проверочное, а затем проверяемое слово. Выделите орфограмму. - Прочитайте следующее слово. - Поставьте ударение. Выделите корень. Определите безударную гласную. - Подберите проверочное слово. - Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму. - Вы подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова? - Рассмотрите первую пару слов в следующей строке. Назовите проверяемое слово. - Какое слово является проверочным? - Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Назовите безударную гласную в корне слова. - Прочитайте следующее слово. - Поставьте ударение. Выделите корень. Определите безударную гласную. - Подберите проверочное слово. - Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму. АНАЛОГИЧНО СО СЛОВАМИ СЛЕДЫ, СТРИЖИ. - Вы подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова? - Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? - Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится. Стр.95, 96 правило выучить. | - Словарь - Слово - Слово - словарь - Буква о. - Моряк - Буква о. - Море - Море – моряк. - Буква и. - Лист - Лист - листок - Лесник - Буква е. - Лес - Лес - лесник - Подбирали однокоренные слова. - Земля - Земли. - Буква е. - Земли – земля. - Врачи - Буква а. - Врач - Врач – врачи - Изменяли форму слова - Они пишутся одинаково. - Слушают учителя | Предметные: формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударным гласным звуком в корне. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. Предметные: формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударным гласным звуком в корне. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. |
9. Подведение итогов. Рефлексия | Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока, которые мы ставили перед собой и ответим на вопросы: - С какой темой урока мы сегодня познакомились? - Что вы узнали? - Какое слово называется проверяемое? - А проверочное? - Как проверить безударный гласный звук в корне? - А теперь, ребята, давайте оценим вашу деятельность на уроке. У вас на партах 3 смайлика: зеленый, желтый, красный. -Поднимите, зеленый смайлик, кто все понял, при изучении темы и кому понравилась работа на уроке. - Опустите. - Поднимите желтый смайлик, кому понравилась работа на уроке, но были небольшие трудности. -Отпустите. -Поднимите красный смайлик, кому не понравилась работа на уроке и кто ничего не понял. -Опустите. -Итак, наш урок подходит к концу. -Ребята, ваша работа на уроке меня порадовала, вы были большие молодцы, всем большое спасибо за урок, до свидания! | - Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. - Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук. - Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук. - Надо подобрать такое проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. | Регулятивные УУД: осуществлять личностную рефлексию Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение. |