-Открываем учебник на стр. 119 -Обратим внимание , что тут нам тоже представлены изображения веретена , прялки и ткацкого станка -Перед вами представлен текст -Сейчас ребята вы будете читать по одному абзацу -Так как первый абзац на стр. 119 у нас маленький , то первые два абзаца начинай читать (спрашиваю одного ученика) -Все остальные слушают внимательно Беседа по прочитанному: -Кто занимался прядением нитей, изготовлением ткани, окраской и шитьем? -В какое время года выполняли эту работу? Как вы думаете, почему именно осенью и зимой? (заканчивались работы в поле, было больше свободного времени) - В каком веке в каждом доме на Руси появились прялки? -А когда появились деревянные ткацкие станки? - Ребята, а вы знаете, как называют человека, который работает за ткацким станком? -А когда появилась такая профессия «ткач»? -Чтобы ответить на это вопрос. начинаем читать третий абзац (спрашиваю одного ученика) -Когда появляются мастерские по изготовлению тканей? -Как вы представляете себе такую мастерскую, опишите -Кто работал в этих мастерских ? -И читаем последний абзац на стр. 120 (спрашиваю одного ученика) - В каком веке стали открываться большие ткацкие фабрики ? -Когда таких фабрик в России стало очень много? -А как продолжали изготавливать ткани в деревне? Отлично, ребята, вы внимательно слушали текст, поэтому ответили на все мои вопросы -А теперь представим, что мы находимся в картинной галерее, увидели картину Маковского «Свидание» (вывожу картину на слайд) (дети могут рассматривать репродукцию в учебнике на стр. 120) -А теперь объясните мне, как вы понимаете название картины ? -Внимательно рассмотрите картину -Хорошо, все ваши ответы были очень интересны , но сейчас я вам скажу свое предположение Я думаю ,что название картины «Свидание» говорит нам о том, что ребёнок не живёт вместе со своей мамой. Они встретились на короткое время и скоро опять расстанутся. Судя по тёплой одежде, именно мать пришла в гости к сыну, который, видимо, в силу нужды, не может находиться вместе со своей семьёй. Свидание происходит в простой комнате. Пол и стены в ней деревянные, коричневые. В углу стоит большая бочка с водой, она накрыта. Сверху стоит глиняный кувшин. Напиться воды - это все, что могут себе позволить те, кто живут здесь. Возле бочки стоит светлая котомка женщины и ее палка. Одежда на ней простая, крестьянская: черный кафтан да темный платок. Мать с тоской и грустью смотрит на сына, которого давно не видела. Она не может жить с ним, ей нужно работать. Да и ему учиться зарабатывать себе на хлеб. Все, что она может - это изредка его навещать. Мальчик также одет просто, в грязную рубаху и брюки. Поверх всего этого надет фартук. Мальчик работает в подмастерьях. Он босой, на обувь, видимо, денег нет. Он с жадностью ест калач, который принесла ему мать. Лицо мальчика сонное и усталое. Герои картины – самые бедные представители русского народа, мать и сын. Юноша, из-за нехватки средств, был отдан в город в подмастерья, а это тяжёлая многочасовая и мало оплачиваемая работа. Его мать пришла его навестить, привезя из гостинцев лишь лепёшку хлеба. - Ребята, откройте учебник на странице 121, давайте прочитаем 2 задание. Нам нужно составить словесные портреты этих героев, используя приведенные слова. Кто хочет попробовать? - Дети, сегодня вы узнали много новых слов. Сейчас мы с вами приступим к следующему заданию. Вам нужно будет объяснить значение этих слов, используя эти карточки. ( Карточки расположены вразброс на доске, учащиеся соединяют карточку и определение) Волокно (клетка животной или растительной ткани) Веретено (утолщенный стержень для прядения) Прялка (приспособление для ручного прядения) Ткач (мастер, который ткет из нитей ткань) |