СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы "Окружающий мир". Тема "Мы граждане - России". Методист: Осипова Л.В.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы "Окружающий мир". Тема "Мы граждане - России". Методист: Осипова Л.В.»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «Г»

Автор УМК: Плешаков А.А.; Крючкова Е.А.

Тема урока: Мы – граждане России

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с работой главы государства, Федерального собрания; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, что значит быть гражданином; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, историческими картой, документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.

Технологии

Технология обучения в сотрудничестве (групповая), ИКТ - технологии, здоровьесберегающие

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная,

Оборудование

Проектор, экран, компьютер, презентация, учебники, ручки и тетрадь.

Основные
понятия

Президент Владимир Владимирович Путин, законы, Государственная Дума, Совет Федерации, гражданин.



Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Вдаль идёт дорога –

Будет знаний много.

Так дерзай, дружок, учись,

Не болтай и не ленись,

Не отлёживай бока –

Путь дорога нелегка.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут, Асия Махсатовна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Я рада приветствовать вас, присаживайтесь.

- Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните что-нибудь очень-очень хорошее и улыбнитесь! Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

- Ведь главное – доброе начало.

- Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход».

Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!

- Итак, какие здесь ключевые слова в соответствии нашей теме урока? Сформулируйте тему урока.

- Какие цели мы поставим на данном уроке?




Сегодня на уроке мы узнаем, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное собрание и Правительство России. Узнаем, что значит быть гражданином.

- Давайте, откроем тетради, запишем число. Сегодня у нас 15 апреля. И тема урока сегодня «Мы - граждане России»

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку.






























- Мы граждане России


- Узнаем, что значит быть гражданином, что такое права и обязанности гражданина, президент России, Федеральное Собрание и Правительство РФ.





- Записывают тему

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для

человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация опорных

знаний

- Но прежде, чем приступить к новой теме. Мы проверим, как вы справились с домашним заданием.

- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

- Сейчас мы с вами повторим тему прошлого урока в виде графического диктанта. На листочках ставим в столбик цифры от 1 до 10. Сейчас я буду читать вам утверждения, а вы должны поставить плюс если согласны с моим утверждением, а если нет то минус.

Графический диктант (вопросы).

1. Название нашей страны – Российская Федерация.

2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».

3. На территории России живет 180 народов.

4. Основной закон страны – Конституция.

5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».

6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.

7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».

8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.

9. О детях-сиротах заботится государство.

10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.

11. До 18 лет человек считается ребенком.

12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».

СЛАЙД

- А теперь давайте с вами проверим, поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте ответы по слайду, посчитайте баллы. Каждый правильный ответ 1б. И поставьте оценку в соответствии с критериями оценивания:

11-12 баллов –«5»

9-10 баллов –«4»

6-8 баллов –«3»

5 и менее баллов –«2»

- Поднимите руку у кого 11-12 баллов. Молодцы. Поднимите руку у кого 9-10 баллов, хорошо. У кого меньше баллов, значит, вам необходимо сделать выводы, что вы должны готовиться к уроку лучше.

Ответы: 1 (+). 2 (–). 3 (+). 4 (+). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (–). 11 (+). 12 (+).

СЛАЙД. 2.Кроссворд.

- А теперь, давайте разгадаем кроссворд.

1. В каком месяце отмечается День прав человека? (Декабрь.)

2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление». (Декларация.)

3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства. (Конституция.)

4. Название нашей страны. (Россия.)

5. Главный город государства. (Столица.)

6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране. (Правительство.)

7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным. (Закон.)

Ключевое слово: детство.



- Основной закон России и права человека





Ответы:

1 (+).

2 (–).

3 (+).

4 (+).

5 (–).

6 (+).

7 (–).

8 (+).

9 (+).

10 (–).

11 (+).

12 (+).








Взаимопроверка.

Критерии оценивания:

11-12 баллов –«5»

9-10 баллов –«4»

6-8 баллов –«3»

5 и менее баллов –«2»

















Отгадывают кроссворд

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

III. Изучение
нового материала

СЛАЙД.

– У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки. Но у всех у нас есть один общий дом. – наша страна, наша Россия.

СЛАЙД.

Россия – необъятна в своём неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далёких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.

- А теперь, ребята подберите прилагательные к букве про нашу Россию. Начинаем с буквы Р.

- А теперь, послушайте мои варианты ответов.

СЛАЙД

- Р - родная, русская, решительная.

- О – особенная, огромная.

- С – славная, сильная.

- С – смелая, свободная.

- И – историческая, идеальная.

- Я – ясная, яркая.

- Итак, ребята, как вы понимаете, что такое демократия?

- А как мы можем управлять страной?

СЛАЙД.

Право участвовать в управлении страной

Граждане выбирают главу государства и представителей органов государственной власти.

Мы граждане России.

Что же значит быть гражданином?

Граждане должны исполнять законы, они имеют права.

Гражданин - житель страны, который признаёт её законы. Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой. Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.

Толковый словарь.

СЛАЙД

- Итак, давайте запишем в тетради определение «гражданин»

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства,

пользующееся его защитой и наделённое

определёнными правами и обязанностями.

С.И. Ожегов

- Какие права имеют граждане нашей страны?

– Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.

Мать с отцом голосовали,

Старший брат голосовал,

Я один остался дома.

– Ты еще, – сказали, – мал.

Это все-таки обидно:

Все – на выборах, я – нет,

Разве скоро соберешь их –

Восемнадцать полных лет?

Вот уйду я плавать в море,

А когда вернусь назад,

Будут славным капитаном

Все гордиться, даже брат!

И однажды, утром рано,

Скажут мне отец и мать:

– Надевай парадный

китель

И пойдем голосовать.

(В.Лукс.)


Граждане России имеют право участвовать в управлении страной

(Одно из важнейших прав граждан – избирать и быть избранным на государственные посты)




Отвечают
на вопросы.


Внимательно слушают.






- подбирают примеры










- Право участвовать в управлении страной. Граждане выбирают главу государства и представителей органов государственной власти. (Депутатов, глав городов, мэра, президент)














Дети высказывают мнение.









- Записывают определение

















Дети называют права





















СЛАЙД


– Как сказать, одним словом: «Глава государства, который, избирается путем голосования граждан»?

– Кто является нашим президентом?

– А, знаете ли вы, что такое Правительство России?

Если не ответят: Правительство России - Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом.











Отвечают
на вопросы.

- Президент


Владимир Владимирович Путин.

- Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом.












Познавательные: высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

IV. Физкультминутка









V. Продолжение темы

СЛАЙД. ФИЗМИНУТКА

Дети, прямо все вставайте,

Руки вверх все поднимайте.

Их немножко потрясите,

Медленно вниз опустите.

Плечи прямо вы держите,

А головку поверните

То налево, то направо…

Ох, как здорово, как браво!


Перед нами стоит задача – выяснить, какие права и обязанности у граждан России, кто является главой нашего государства, чем занимается правительство Российской Федерации.

Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю провести небольшое исследование, будем работать в группах.

- Кто напомнит правила работы в группе?






Работа в группе.

Алгоритм работы в группе:

1.Прочитай текст.

2.Выбери, отметь главные мысли.

3.Обсуди в группе.

1 группа. Что такое права и обязанности гражданина. (с. 164-165)

2 группа. Президент России.(с.165-166)

3 группа. Федеральное собрание и правительство Российской Федерации.(с.166)

- Итак, ребята время на подготовку вышло.

- Итак, слушаем 1 ряд, перескажите, что вы прочитали? – Что такое права и обязанности гражданина? Какие права у нас есть? С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Какие обязанности?

СЛАЙД

1 группа

- Хорошо, теперь 2 ряд. Кто является главой нашего государства? Как работает Президент?

2 группа

- Отлично, теперь 3 ряд. Как вступают в силу новые законы?

3 группа















- Проявляй активность. Слушай друга, не перебивая. Говори спокойно и ясно; Говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени.









после чтения отвечают
на вопросы.










Личностные: забота о здоровье. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.




Познавательные: высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

VI. Практическая деятельность

– Послушайте стихотворение.

Откуда начинается Россия?

Откуда начинается?

С Курил? С Камчатки?

Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью,

К правде, к доброте.

Вот в чём её зведда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя!

(В.Боков. 1962г.)

- О чем данное стихотворение?

- Что значит быть гражданином?



- А кого выбирают граждане России?

– А когда вы будете иметь право пойти на голосование?

–Кто является главой государства? Чем он занимается?

- А, знаете, ли вы в каком году был избран В.В.Путин в первый раз? (в 2000 г)

– Какой путь проходит закон, прежде, чем его исполняют граждане?

























- Дети отвечают

- Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства

- Президента, депутатов, мэра, губернатора.

- С 18 лет

- Президент, он управляет страной.

- В 2000г

- Государственная дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент подписывает, закон вступает в силу.

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.


- Ребята, а есть права у детей?

- А теперь, ребята, я вам прочитаю отрывки из литературных произведений, а вы мне скажите о каких правах детей идет речь?

1) Мы не просто так играем

В трактористов врачей.

Мы не просто так взлетаем

Над родной страной своей.

Мы не просто так мечтаем

На земле растить сады.

Потому, что твердо знаем –

Наши сбудутся мечты.

(Право на игры и отдых детей.)

2) Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы,

Вы идете в первый раз,

В первый раз учиться.

(Право на образование.)

3) Запели капели,

Вернулись грачи.

Берем мы гантели,

Ракетки, мячи.

На старты зовут

Ребят стадионы.

Воспитывай волю,

Характер крепи.

Все мы – спортсмены!

Все – чемпионы!

(Право на занятие спортом.)

- Да

слушают стихотворения, отрывки
из литературных произведений и рассказывают, о каких правах детей
в них говорится.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.


4) Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Право на охрану здоровья детей. Дети всех
национальностей, всех стран имеют равные права.)

5) Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге

и в каждой пещере

Злого обжору клянут.

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребенка –

Медвежонка, волчонка,

слоненка, –

Чтоб ненасытное чучело

Бедную крошку замучило!

(Право детей на жизнь.
Право на заботу родителей.)

6) Талантливые дети

Надежды подают:

Участвуют в концертах –

Танцуют и поют.

А детские рисунки

На тему «Мир и труд»

Печатают в журналах,

На выставки берут.

(Право на занятия искусством.
Право на участие в культурной жизни.)

7) У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

(Ребенком считается каждый юный житель до 18 лет.)






















Выполняют
задания

Коммуникативные:

аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия
со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело.

V. Итоги

урока.

Рефлексия

– Чувствуете вы себя гражданами России?

– Какие чувства вы испытываете по отношению
к своей Родине?

– Какие права вам больше всего нравятся?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Оцените свою работу по шкале:


- Хорошо. Ребята, оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

Я сегодня узнал….

Мне было трудно….

Теперь я могу…..

Мне было интересно….

Отвечают
на вопросы учителя, читают вывод
в учебнике

(с. 163)

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

VI. Домашнее задание

Учебник, с. 164–167. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Задание№1, подготовьте сообщение «какие права имеют дети»

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Ребята, ваша работа на уроке меня порадовала, вы были большие молодцы, всем большое спасибо за урок, до свидания!

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач























Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока

«Окружающий мир»

студентки 2 «АС» группы

Испусиновой Асии Махсатовной

Тема: «Мы - граждане России»

Класс 4 «Г» МБОУ «СОШ №32» г. Астрахани




Допуск к проведению урока:

Студентка: Испусинова А.М.

____________________(Подпись)

Методист: Осипова Л.В.

____________________(Подпись)

Учитель: Яковенко Е.П.

____________________(Подпись)

Оценка за урок_______________




Астрахань, 2022



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!