Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Вдаль идёт дорога – Будет знаний много. Так дерзай, дружок, учись, Не болтай и не ленись, Не отлёживай бока – Путь дорога нелегка. - Здравствуйте, ребята, меня зовут, Асия Махсатовна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. - Я рада приветствовать вас, присаживайтесь. - Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните что-нибудь очень-очень хорошее и улыбнитесь! Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. - Ведь главное – доброе начало. - Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход». Кто по улице идет? Hеобычный пешеход. У него пятьсот имен: Hа заводе слесарь он, В яслях он - родитель, В кинотеатре - зритель, А пришел на стадион - И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он - мечтатель в дни весны, Он - защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду - Гражданин своей страны! - Итак, какие здесь ключевые слова в соответствии нашей теме урока? Сформулируйте тему урока. - Какие цели мы поставим на данном уроке? Сегодня на уроке мы узнаем, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное собрание и Правительство России. Узнаем, что значит быть гражданином. - Давайте, откроем тетради, запишем число. Сегодня у нас 15 апреля. И тема урока сегодня «Мы - граждане России» | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. - Мы граждане России - Узнаем, что значит быть гражданином, что такое права и обязанности гражданина, президент России, Федеральное Собрание и Правительство РФ. - Записывают тему | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация опорных знаний | - Но прежде, чем приступить к новой теме. Мы проверим, как вы справились с домашним заданием. - С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? - Сейчас мы с вами повторим тему прошлого урока в виде графического диктанта. На листочках ставим в столбик цифры от 1 до 10. Сейчас я буду читать вам утверждения, а вы должны поставить плюс если согласны с моим утверждением, а если нет то минус. Графический диктант (вопросы). 1. Название нашей страны – Российская Федерация. 2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья». 3. На территории России живет 180 народов. 4. Основной закон страны – Конституция. 5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон». 6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН. 7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление». 8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту. 9. О детях-сиротах заботится государство. 10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН. 11. До 18 лет человек считается ребенком. 12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение». СЛАЙД - А теперь давайте с вами проверим, поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте ответы по слайду, посчитайте баллы. Каждый правильный ответ 1б. И поставьте оценку в соответствии с критериями оценивания: 11-12 баллов –«5» 9-10 баллов –«4» 6-8 баллов –«3» 5 и менее баллов –«2» - Поднимите руку у кого 11-12 баллов. Молодцы. Поднимите руку у кого 9-10 баллов, хорошо. У кого меньше баллов, значит, вам необходимо сделать выводы, что вы должны готовиться к уроку лучше. Ответы: 1 (+). 2 (–). 3 (+). 4 (+). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (–). 11 (+). 12 (+). СЛАЙД. 2.Кроссворд. - А теперь, давайте разгадаем кроссворд. 1. В каком месяце отмечается День прав человека? (Декабрь.) 2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление». (Декларация.) 3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства. (Конституция.) 4. Название нашей страны. (Россия.) 5. Главный город государства. (Столица.) 6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране. (Правительство.) 7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным. (Закон.) Ключевое слово: детство. | - Основной закон России и права человека Ответы: 1 (+). 2 (–). 3 (+). 4 (+). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (–). 11 (+). 12 (+). Взаимопроверка. Критерии оценивания: 11-12 баллов –«5» 9-10 баллов –«4» 6-8 баллов –«3» 5 и менее баллов –«2» Отгадывают кроссворд | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, |
III. Изучение нового материала | СЛАЙД. – У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки. Но у всех у нас есть один общий дом. – наша страна, наша Россия. СЛАЙД. Россия – необъятна в своём неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далёких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом. - А теперь, ребята подберите прилагательные к букве про нашу Россию. Начинаем с буквы Р. - А теперь, послушайте мои варианты ответов. СЛАЙД - Р - родная, русская, решительная. - О – особенная, огромная. - С – славная, сильная. - С – смелая, свободная. - И – историческая, идеальная. - Я – ясная, яркая. - Итак, ребята, как вы понимаете, что такое демократия? - А как мы можем управлять страной? СЛАЙД. Право участвовать в управлении страной Граждане выбирают главу государства и представителей органов государственной власти. Мы граждане России. Что же значит быть гражданином? Граждане должны исполнять законы, они имеют права. Гражданин - житель страны, который признаёт её законы. Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой. Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться. Толковый словарь. СЛАЙД - Итак, давайте запишем в тетради определение «гражданин» Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое определёнными правами и обязанностями. С.И. Ожегов - Какие права имеют граждане нашей страны? – Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится. Мать с отцом голосовали, Старший брат голосовал, Я один остался дома. – Ты еще, – сказали, – мал. Это все-таки обидно: Все – на выборах, я – нет, Разве скоро соберешь их – Восемнадцать полных лет? | Вот уйду я плавать в море, А когда вернусь назад, Будут славным капитаном Все гордиться, даже брат! И однажды, утром рано, Скажут мне отец и мать: – Надевай парадный китель И пойдем голосовать. | (В.Лукс.) Граждане России имеют право участвовать в управлении страной (Одно из важнейших прав граждан – избирать и быть избранным на государственные посты) | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. - подбирают примеры - Право участвовать в управлении страной. Граждане выбирают главу государства и представителей органов государственной власти. (Депутатов, глав городов, мэра, президент) Дети высказывают мнение. - Записывают определение Дети называют права | |
| СЛАЙД – Как сказать, одним словом: «Глава государства, который, избирается путем голосования граждан»? – Кто является нашим президентом? – А, знаете ли вы, что такое Правительство России? Если не ответят: Правительство России - Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом. | Отвечают на вопросы. - Президент Владимир Владимирович Путин. - Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом. | Познавательные: высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
IV. Физкультминутка V. Продолжение темы | СЛАЙД. ФИЗМИНУТКА Дети, прямо все вставайте, Руки вверх все поднимайте. Их немножко потрясите, Медленно вниз опустите. Плечи прямо вы держите, А головку поверните То налево, то направо… Ох, как здорово, как браво! Перед нами стоит задача – выяснить, какие права и обязанности у граждан России, кто является главой нашего государства, чем занимается правительство Российской Федерации. Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю провести небольшое исследование, будем работать в группах. - Кто напомнит правила работы в группе? Работа в группе. Алгоритм работы в группе: 1.Прочитай текст. 2.Выбери, отметь главные мысли. 3.Обсуди в группе. 1 группа. Что такое права и обязанности гражданина. (с. 164-165) 2 группа. Президент России.(с.165-166) 3 группа. Федеральное собрание и правительство Российской Федерации.(с.166) - Итак, ребята время на подготовку вышло. - Итак, слушаем 1 ряд, перескажите, что вы прочитали? – Что такое права и обязанности гражданина? Какие права у нас есть? С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Какие обязанности? СЛАЙД 1 группа - Хорошо, теперь 2 ряд. Кто является главой нашего государства? Как работает Президент? 2 группа - Отлично, теперь 3 ряд. Как вступают в силу новые законы? 3 группа | - Проявляй активность. Слушай друга, не перебивая. Говори спокойно и ясно; Говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени. после чтения отвечают на вопросы. | Личностные: забота о здоровье. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Познавательные: высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
VI. Практическая деятельность | – Послушайте стихотворение. Откуда начинается Россия? Откуда начинается? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, К правде, к доброте. Вот в чём её зведда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней – Россия Не с гор берёт начало, а с тебя! (В.Боков. 1962г.) - О чем данное стихотворение? - Что значит быть гражданином? - А кого выбирают граждане России? – А когда вы будете иметь право пойти на голосование? –Кто является главой государства? Чем он занимается? - А, знаете, ли вы в каком году был избран В.В.Путин в первый раз? (в 2000 г) – Какой путь проходит закон, прежде, чем его исполняют граждане? | - Дети отвечают - Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства - Президента, депутатов, мэра, губернатора. - С 18 лет - Президент, он управляет страной. - В 2000г - Государственная дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент подписывает, закон вступает в силу. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. |
| - Ребята, а есть права у детей? - А теперь, ребята, я вам прочитаю отрывки из литературных произведений, а вы мне скажите о каких правах детей идет речь? 1) Мы не просто так играем В трактористов врачей. Мы не просто так взлетаем Над родной страной своей. | Мы не просто так мечтаем На земле растить сады. Потому, что твердо знаем – Наши сбудутся мечты. | (Право на игры и отдых детей.) 2) Листья желтые летят, День стоит веселый. Провожает детский сад Ребятишек в школу. | Отцвели цветы у нас, Улетают птицы, Вы идете в первый раз, В первый раз учиться. | (Право на образование.) 3) Запели капели, Вернулись грачи. Берем мы гантели, Ракетки, мячи. На старты зовут | Ребят стадионы. Воспитывай волю, Характер крепи. Все мы – спортсмены! Все – чемпионы! | (Право на занятие спортом.) | - Да слушают стихотворения, отрывки из литературных произведений и рассказывают, о каких правах детей в них говорится. | Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. |
| 4) Приезжайте, доктор, В Африку скорей | И спасите, доктор, Наших малышей! | (Право на охрану здоровья детей. Дети всех национальностей, всех стран имеют равные права.) 5) Бедные, бедные звери! Воют, рыдают, ревут! В каждой берлоге и в каждой пещере Злого обжору клянут. Да и какая же мать | Согласится отдать Своего дорогого ребенка – Медвежонка, волчонка, слоненка, – Чтоб ненасытное чучело Бедную крошку замучило! | (Право детей на жизнь. Право на заботу родителей.) 6) Талантливые дети Надежды подают: Участвуют в концертах – Танцуют и поют. | А детские рисунки На тему «Мир и труд» Печатают в журналах, На выставки берут. | (Право на занятия искусством. Право на участие в культурной жизни.) 7) У меня растут года, Будет и семнадцать. | Где работать мне тогда, Чем заниматься? | (Ребенком считается каждый юный житель до 18 лет.) | Выполняют задания | Коммуникативные: аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело. |
V. Итоги урока. Рефлексия | – Чувствуете вы себя гражданами России? – Какие чувства вы испытываете по отношению к своей Родине? – Какие права вам больше всего нравятся? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Оцените свою работу по шкале: - Хорошо. Ребята, оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения: Я сегодня узнал…. Мне было трудно…. Теперь я могу….. Мне было интересно…. | Отвечают на вопросы учителя, читают вывод в учебнике (с. 163) | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний |
VI. Домашнее задание | Учебник, с. 164–167. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Задание№1, подготовьте сообщение «какие права имеют дети» -Итак, наш урок подходит к концу. -Ребята, ваша работа на уроке меня порадовала, вы были большие молодцы, всем большое спасибо за урок, до свидания! | Задают уточняющие вопросы | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Класс 4 «Г» МБОУ «СОШ №32» г. Астрахани
Студентка: Испусинова А.М.
Методист: Осипова Л.В.
Учитель: Яковенко Е.П.