Организационный момент | Учитель: -Здравствуйте ребята, сегодня у вас урок окружающего мира проведу я, зовут меня Марина Владимировна. -Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, улыбнитесь ему, подарите соседу по парте и пожелайте друг другу удачи. -Давайте проверим готовность к уроку. -У вас на партах должны быть учебник и рабочая тетрадь. | Дети: Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку. | |
Актуализация знаний | Учитель: - Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) - А вы любите свою страну? - Как вы думаете, что такое Родина? (место, страна, где человек родился) -А с чего начинается Родина? (ответы детей) -Что значит любить Родину? (любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано) Береги землю родимую, как мать любимую. Родину любить - верно Родине служить. - Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц? -Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях -Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю? -Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке. -Тема нашего урока «Патриоты России». (Слайд 2) | Дети: -Россия Ответы детей Место, страна, где человек родился Ответы детей Любить родину, означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
Изучение нового материала | Учитель: Понятие Россия тесно связано с понятием патриотизм -Как вы понимаете смысл слова «патриот», « патриотизм»? Можете обсудить это в паре «патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом, «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (Слайд 3) - Ребята, я хочу рассказать о перевороте в истории под названием «Смутное время». -Как вы думаете, почему это время назвали смутным? У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец, которого звали Дмитрий. Другой сын, Иван – умер при загадочных обстоятельствах. Также существует версия о том, что сам Грозный убил сына в приступе ярости.(Слайд 4) Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Со смертью Федора прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. После смерти Федора, царицей должна была стать его жена, Ирина Федоровна. Но Борис Годунов решил отговорить Ирину Федоровну от этого, т.к. сам хотел взойти на царский престол. И ему удалось это сделать, по причине того, что, Ирина, была его сестрой. Борис Годунов был хорошим правителем, но не везучим. Во время его правления наступил неурожай, длившийся 3 года. А во всех бедах, как известно, народ обвиняет царя. В 1605 году, Годунову, донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. (Слайд 5) И звали самозванца Лжедмитрием. После, одним из правителей стал Василий Шуйский, правление которого пришлось на 1606−1610 годы. Он взошел на престол после Лжедмитрия I, при жизни столкнулся с Лжедмитрием II. В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с царского престола. Наследников у него не было, да и бояре не желали нового царя. Была образована боярская дума, которой и предстояло править страной. В ее состав входило семь самых знатных боярских рода. Поэтому этот период истории России принято называть «Семибоярщина». - Сейчас я вам расскажу, что в это время происходило в стране, слушаем внимательно Страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. (Слайд 6) Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьма Минин и обратился к нижегородцам с призывом. (Слайд 7) -А что было дальше, мы с вами узнаем, открыв стр.87 учебника, но для начала проведем физкультминутку. | Дети: Случают учителя. | Регулятивные: осмысляют учебный материал; Познавательные: умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образующей функции познавательного мотива; Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, |
Закрепление изученного | Учитель: (Прочитать текст учебника с. 87-90) Беседа по вопросам: – Почему опустел царский престол? – Как полякам удалось войти в Москву? – Кто призвал русских людей постоять за родную землю? – Где брали средства на вооружение? – В каком городе собиралось народное ополчение? – Кто возглавил народное ополчение? – Расскажите о битве за Москву. – Как отблагодарил русский народ своих патриотов? – Кто был избран на престол в 1613 году? - Откройте рабочую тетрадь на с.28, №2. Опишите картину. -Ребята, мы с вами сегодня узнали о некоторых патриотах нашей страны, ноя хочу рассказать вам еще о кое-ком. - А знаете ли вы кто такой Иван Сусанин? В феврале польский отряд искал Михаила Романова и его мать. Это был реальный претендент на престол. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение, будущий царь, узнав о приближении поляков, спрятался в доме Сусанина. Поляки налетели на дом Сусанина, пытали старика, но тот его не выдал, после чего поляки его изрубили. -Как вы думаете это поступок? -Хорошо, вы все молодцы! | Дети: Опираясь на текст в учебнике отвечают на вопросы. Ответы детей | Познавательные: умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, |
Подведение итогов. Рефлексия | Учитель: -Кто такой патриот? -О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке? - Почему всех этих людей можно назвать патриотами? -Ребята, у вас на партах лежат цветы, если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно им неинтересно, то ваш цветок – белый. | Дети: Отвечают на вопросы Оценивают себя | Регулятивные: осмысляют учебный материал; Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |