СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Составление алгоритма письменного деления трёхзначного числа на однозначное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Составление алгоритма письменного деления трёхзначного числа на однозначное"»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»



Конспект урока

Тема: «Составление алгоритма письменного деления трёхзначного числа на однозначное» (3 класс)

Выполнила

студентка 3 курса «А» группы

_________ Руднева Алина Алексеевна

Проверил: преподаватель математики АСПК

_________ Рябова Надежда Юрьевна

Учитель 3 Г класса СОШ №37:

_________ Елисеева Вера Вячеславовна

Оценка за урок _________

Методист АСПК Рябова Н.Ю. ________

Учитель Елисеева В.В. ________




Астрахань, 2021

Тема: Составление алгоритма письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Цель: содержательная – познакомятся с алгоритмом письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Деятельностная – составят алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Тип урока: открытие нового знания

ИКТ и средства обучения

Презентация, интерактивная доска

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный

Формы проведения

индивидуальная, фронтальная



Планируемые результаты для учащихся

Личностные

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся, прививать интерес к уроку;

- оценивать результаты своей работы.

Предметные

- составлять алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

- учиться выполнять деление трехзначного числа на однозначное, используя составленный алгоритм

- решать задачи изученных видов;

- анализировать и делать выводы.

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Формирование адекватной само- и взаимооценки; формирование интереса к учению;

Умение самостоятельно находить нужную информациюотвечать на вопросы, определять знания, которые будут сформированы, сравнивать, группировать.

Умение планировать деятельность, осуществлять контроль.

Умение вступать в диалог, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения.









Этапы

Содержание урока.
Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты (УУД)

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я, меня зовут Алина Алексеевна.

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.

- Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.(слайд 1)
(Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка)

Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные

организация рабочего места.

Познавательные

Умение воспринимать речь учителя.

Минутка
Чистописания

- Ребята, откройте свои тетради, запишите число, «классная работа».

- Какое сегодня число?

- Сколько клеточек нам нужно пропустить от последней нашей работы?

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, назовите число, которое изображено. (165)

- Что вы можете рассказать про это число?


- Назовите соседей этого числа.

- Назовите разрядные слагаемые этого числа.

- Увеличьте это число на 2 десятка.

- Уменьшите число 165 на 5 единиц

- Уменьшите число 165 на 1 сотню.

- Какие цифры используются для записи числа 165?

- Давайте запишем число 165 до конца строчки, пропуская между числами одну клеточку.

- Те, кто закончил, покажите мне свою готовность.

- А теперь давайте составим из цифр 1, 6, 5 другие трехзначные числа без повторений.

Проведение интерактивной игры «Деление трёхзначного числа на однозначное»

Открывают тетради, пишут дату и классная работа.

- 16 апреля.

- 4 клеточки, в 5 ставим точку.



- 165

- Оно натуральное, некруглое трехзначное. Состоит из одной сотни, шести десятков и пяти единиц.

- 164, 166.

- 100, 60, 5

- 185

- 160.

- 65.

- один, шесть, пять.

Пишут число 165 во всю строчку.




- 165, 156, 615, 651, 561, 516.

Коммуникативные

Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ.

Актуализация знаний. Целеполагание.

- Ребята, посмотрите на доску и назовите число, которое вы видите.


- Как мы можем устно разделить это число на 3?






- Как мы это запишем?

- Удобна ли такая запись?

- А как можно разделить это число на 3 другим способом?

- Ребята, вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?


- Давайте откроем учебник на странице 93 и прочитаем цель нашего урока?





- 369.



- Представить в виде суммы разрядных слагаемых и каждое слагаемое поделить на 3.

300:3

60:3

9:3

-369:3=300:3+60:3+9:3=100+20+3=123

- Нет.

- Письменно.


-Письменные приемы деления трехзначного числа на однозначное


- Составим алгоритм письменного деления трёхзначных чисел на однозначное.


Познавательные

Умение воспринимать речь учителя.





Регулятивные выполнение задания.

Изучение новой темы. Составление алгоритма деления трёхзначного числа на однозначное

- Ребята, давайте попробуем вместе составить алгоритм деления числа 748 на 2. Как вы думаете, что мы должны сделать сначала?





- Как мы будем делить число: целиком или по разрядам?


- Как мы это сделаем?

- Что будем делить вначале?

-Сколько цифр будет в частном, если мы начнем делить с сотен?

- Верно, молодцы! Поставьте три точки в частном

- Сколько сотен в данном числе?

- Что будем делать дальше?

- Куда запишем это число?

- Сколько сотен мы разделили?

- Как узнать остаток?

- Остаток меньше делителя?

- Что будем делить дальше?

- Сколько их?


- Что для этого нужно сделать?


- Какое число делим теперь?

- Разделите самостоятельно. Что запишем в частном?

- Сколько десятков мы разделили?

- Как узнать остаток?


- Что будем делить дальше?

- Сколько их?

- Разделите самостоятельно. Что запишем в частном?

- Сколько единиц мы разделили?

- Как узнать остаток?


- Прочитайте ответ.

- Как вы думаете, правильно ли мы решили пример?

- Откройте учебник на стр.93. Рассмотрите пример и прочитайте алгоритм. Сравните наш составленный алгоритм с алгоритмом в учебнике. Верно ли мы поступили?

-Читаем первый шаг алгоритма






-Что помним про остаток?

-Читаем второй шаг алгоритма






-Читаем третий шаг алгоритма






-Хорошо, продолжим нашу работу

- Рассмотрите второй пример деления числа 856 на 4. По алгоритму расскажите, как будем делить это число.

- Какое первое неполное делимое?


- Сколько точек поставим в частном?

(Учитель вызывает ученика, который полностью рассказывает алгоритм на примере)


- Что помним про остаток?

- Записать пример столбиком.


- По разрядам.


- Выделим первое неполное делимое.

- Сотни.

- Три цифры, то есть результат от деления сотен, десятков и единиц


- 7 сотен.

- Делим 7 сотен на 2.

- В частном будет 3 сотни.

- 3*2=6. Разделили 6 сотен.

- 7-6=1. Осталось 1 сотня.

- Да.

- Десятки.

- 1 сотня и 4 десятка – это 14 десятков.

- Записываем цифру следующего разряда (десятки) рядом с остатком.

- 14.

- Делим 14 на 2. В частном будет 7.


- 7*2=14. Разделили 14 десятков.

- 14-14=0. Остатка нет. Десятки разделили все.

- Единицы.

- Их 8.

- Делим 8 на 2. В частном будет 4 единицы.

- 4*2=8. Разделили 8 единиц.

- 8-8=0. Остатка нет. Десятки разделили все.

- 374.

- Да, правильно.

- Да, верно.




Ученик читает


-Остаток всегда меньше делителя

Ученик читает

Ученик читает


- Разделим 856 на 4.




- Первое неполное делимое 8 сотен.


- Три точки

Делю сотни – сотен 8. Делю 8 на 4. В частном будет 2. Умножаю 2 на 4 равно 8. Разделили 8 сотен. Вычитаю: 8-8=0. Остатка нет. Сотни разделились все.


Делю десятки – 5 десятков. Делю 5 на 4. В частном будет 1. Умножаю 1 на 4 = 4. Разделили 4 десятка. Вычитаю: 5-4=1. Остаток 1. Осталось разделить 1 десяток.

- Остаток всегда меньше делителя

Делю единицы – 1 десяток и 6 единиц – 16 единиц. Делю 16 на 4. В частном будет 4. Умножаю 4 на 4 = 16. Разделили 16 единиц. Вычитаю 16-16=0. Остатка нет. Единицы разделились все. Читаю ответ: 214.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные выполнение задания.

Физминутка

-Ребята, давайте немного отдохнём.(слайд 19)

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три - прижмем к плечам, на 4- к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная    7-я  (семья)


Повторяют за учителем.

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную;

Коммуникативные 

Умение слушать;

Работа с примером и задачей


- Прочитайте задание №2.


- Что нужно сделать в этом номере?


- Чем мы воспользуемся при решении примеров?


- Прочитайте первый пример.

(Учитель вызывает ученика к доске).

- Сейчас (имя ученика) будет решать пример на доске, а остальные пишут в тетрадях.

- Как будем решать этот пример?


- Что будет первым неполным делимым?


- Сколько поставим точек в частном?



















- Ребята, проверьте свой ответ с ответом на доске. Правильно ли (имя ученика) решил пример? Есть ли ошибки?

- (имя ученика) решил все правильно. У вас получилось также?

- Где вы ошиблись? Что сделали неправильно?

- Прочитайте второй пример.

(Учитель вызывает ученика к доске).

- Как будем решать этот пример?



- Назови первое неполное делимое?


- Сколько цифр будет в частном?

- Сколько поставим точек?


- Верно, продолжаем работу по алгоритму









- Что помним про остаток?








- Ребята, проверьте свой ответ с ответом на доске. Правильно ли (имя ученика) решил пример? Есть ли ошибки?

- (имя ученика) решил все правильно. У вас получилось также?

- Где вы ошиблись? Что сделали неправильно?

- Прочитайте третий пример.

(Учитель вызывает ученика к доске).

- Как будем решать этот пример?


- Назови первое неполное делимое?


- Сколько цифр будет в частном?

- Сколько поставим точек?


- Верно, продолжаем работу по алгоритму







- Что помним про остаток?













- Ребята, проверьте свой ответ с ответом на доске. Правильно ли (имя ученика) решил пример? Есть ли ошибки?

- (имя ученика) решил все правильно. У вас получилось также?

- Где вы ошиблись? Что сделали неправильно?



- Ребята, прочитайте задачу №3.

Читает учитель

Найди длину стороны квадрата, периметр которого 76 см.

- О чем говорится в задаче?

Какая фигура называется квадратом?


- Чему равен периметр квадрата?

Что такое периметр?


- Что нам необходимо найти?

- Запишите на доске условие задачи.



- Сколько сторон у квадрата.

- Что мы знаем о сторонах квадрата?

- Что нам это дает?



- Какую формулу мы используем для нахождения периметра?

- Можем ли мы найти сторону квадрата?

- Как?



- Запишите решение на доске.


- Запишите ответ.



- Решить пример письменно и объяснить.

- Алгоритмом, который мы составили в начале урока.

- 968:4





Ученик комментирует

- Записываем 968:4 столбиком.

- Первым неполным делимым будут 9 сотен

- Три точки, так как в частном будут сотни, десятки, единицы

Разделим 968 на 4. Делю сотни – сотен 9. Делю 9 на 4. В частном будет 2. Умножаю 2 на 4 будет 8. Разделили 8 сотен. Вычитаю: 9-8=1. Остаток 1. Осталось разделить 1 сотню.

Делю десятки – 1 сотня и 6 десятков – 16 десятков. Делю 16 на 4. В частном будет 4. Умножаю 4 на 4 равно 16. Разделили 16 десятков. Вычитаю: 16-16=0. Остатка нет. Десятки разделились все. Делю единицы – 8 единиц. Делю 8 на 4. В частном будет 2. Умножаю 2 на 4 равно 8. Разделили 8 единиц. Вычитаю 8-8=0. Остатка нет. Единицы разделились все. Читаю ответ: 242.

Дети проверяют работу.



- Да/нет.


Ученики высказывают свое мнение.

- 496:2

Ученик комментирует

- Записываем 496:2 столбиком. Разделим 496 на 2.

- Первым неполным делимым будут 4 сотни.

- Три цифры

- Три точки, так как в частном будут сотни, десятки, единицы

Делю сотни – сотен 4. Делю 4 на 2. В частном будет 2. Умножаю 2 на 2 равно 4. Разделили 4 сотен. Вычитаю: 4-4=0. Остатка нет. Сотни разделились все.

Делю десятки – 9 десятков. Делю 9 на 2. В частном будет 4. Умножаю 4 на 2 равно 8. Разделили 8 десятков. Вычитаю: 9-8=1. Остаток 1.

- Остаток всегда меньше делителя. Осталось разделить 1 десяток. Делю единицы – 1 десяток и 6 единиц - 16 единиц. Делю 16 на 2. В частном будет 8. Умножаю 8 на 2 равно 16. Разделили 16 единиц. Вычитаю 16-16=0. Остатка нет. Единицы разделились все. Читаю ответ: 248.

Дети проверяют работу.

- Да/нет.

Ученики высказывают свое мнение.




- 655:5

Ученик комментирует

- Записываем 655:5 столбиком. Разделим 655 на 5.

- Первым неполным делимым будут 6 сотен.

- Три цифры

- Три точки, так как в частном будут сотни, десятки, единицы

- Записываем 655:5 столбиком. Разделим 655 на 5. Делю сотни – сотен 6. Делю 6 на 5. В частном будет 1. Умножаю 1 на 5 равно 5. Разделили 5 сотен. Вычитаю: 6-5=1. Остаток 1. Осталось разделить 1 сотню.

- Остаток всегда меньше делителя.

Делю десятки – 1 сотня и 5 десятков – 15 десятков. Делю 15 на 5. В частном будет 3. Умножаю 3 на 5 равно 15. Разделили 15 десятков. Вычитаю: 15-15=0. Остатка нет. Десятки разделились все. Делю единицы – 5 единиц. Делю 5 на 5. В частном будет 1. Умножаю 1 на 5 равно 5. Разделили 5 единиц. Вычитаю: 5-5=0. Остатка нет. Единицы разделились все. Читаю ответ: 131.

Дети проверяют работу.



- Да/нет.


Ученики высказывают свое мнение.



- Найди длину стороны квадрата, периметр которого 76 см.



- О квадрате.

Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны

- Его периметр равен 76 см.

- Периметр – это сумма длин всех сторон фигуры - Найти длину стороны квадрата.

Ученик записывает условие:

Р=76 см

а-?см

- 4 стороны.

- Все стороны квадрата равны.

- Значит, каждая сторона квадрата будет равна одинаковому количеству см.

- Р=4*а


- Да.

- Нужно значение периметра разделить на количество сторон квадрата.

а=Р:4

а=76:4

а= 19 (см)

- Ответ: 19 см - сторона квадрата.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные выполнение задания.

Самостоятельная работа

-Молодцы. Ребята посмотрите на слайд. Первый вариант решает самостоятельно примеры из первого столбика, второй вариант – из второго.

Задание: Письменно решите примеры.

1 вариант 2 вариант

582:3 741:3

974:2 645:5

- Проверьте свое решение с решением на слайде. Если вы выполнили решение правильно – поставьте плюс. Если допустили 1-2 ошибки – восклицательный знак. Если решение неверно – поставьте минус.

- Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!


- Что вызвало затруднение? Где возникли ошибки?

Решают примеры.






Высказывают свое мнение.

Регулятивные выполнение задания.

Итог урока
Рефлексия

-Ребята, вот наш урок и подошёл к концу. Вспомните, какая была тема урока.


- Какая была цель урока?



- Достигли ли мы цели урока?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Посмотрите на слайд: на ней изображены смайлики. Возьмите в руки карандаши зелёного и красного цвета. Зелёный смайлик означает, что вы все поняли, со всем справились. Красный смайлик означает, что у вас возникли трудности, вам было тяжело и непонятно.

- У кого сегодня красный смайлик? Какие у вас были трудности?

- А у кого зелёный?

-Урок окончен, спасибо за урок, до свидания!

- Письменное деление трехзначного числа на однозначное

- Составление алгоритма письменного деления трёхзначного числа на однозначное

- Да.

Высказывают свое мнение.








Высказывают свое мнение.


Регулятивные

Выделение и осознание материала, усвоенного на уроке.

Актуализация усвоенных знаний.

Анализирование и самоанализирование проделанной работы.

Коммуникативные

Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!