Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я, меня зовут Алина Алексеевна. Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок. Будем дружно мы считать, И делить, и умножать. - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.(слайд 1) (Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка) | Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные организация рабочего места. Познавательные Умение воспринимать речь учителя. |
Минутка Чистописания | - Ребята, откройте свои тетради, запишите число, «классная работа». - Какое сегодня число? - Сколько клеточек нам нужно пропустить от последней нашей работы? - Посмотрите, пожалуйста, на слайд, назовите число, которое изображено. (165) - Что вы можете рассказать про это число? - Назовите соседей этого числа. - Назовите разрядные слагаемые этого числа. - Увеличьте это число на 2 десятка. - Уменьшите число 165 на 5 единиц - Уменьшите число 165 на 1 сотню. - Какие цифры используются для записи числа 165? - Давайте запишем число 165 до конца строчки, пропуская между числами одну клеточку. - Те, кто закончил, покажите мне свою готовность. - А теперь давайте составим из цифр 1, 6, 5 другие трехзначные числа без повторений. Проведение интерактивной игры «Деление трёхзначного числа на однозначное» | Открывают тетради, пишут дату и классная работа. - 16 апреля. - 4 клеточки, в 5 ставим точку. - 165 - Оно натуральное, некруглое трехзначное. Состоит из одной сотни, шести десятков и пяти единиц. - 164, 166. - 100, 60, 5 - 185 - 160. - 65. - один, шесть, пять. Пишут число 165 во всю строчку. - 165, 156, 615, 651, 561, 516. | Коммуникативные Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ. |
Актуализация знаний. Целеполагание. | - Ребята, посмотрите на доску и назовите число, которое вы видите. - Как мы можем устно разделить это число на 3? - Как мы это запишем? - Удобна ли такая запись? - А как можно разделить это число на 3 другим способом? - Ребята, вы догадались, какая тема сегодняшнего урока? - Давайте откроем учебник на странице 93 и прочитаем цель нашего урока? | - 369. - Представить в виде суммы разрядных слагаемых и каждое слагаемое поделить на 3. 300:3 60:3 9:3 -369:3=300:3+60:3+9:3=100+20+3=123 - Нет. - Письменно. -Письменные приемы деления трехзначного числа на однозначное - Составим алгоритм письменного деления трёхзначных чисел на однозначное. | Познавательные Умение воспринимать речь учителя. Регулятивные выполнение задания. |
Изучение новой темы. Составление алгоритма деления трёхзначного числа на однозначное | - Ребята, давайте попробуем вместе составить алгоритм деления числа 748 на 2. Как вы думаете, что мы должны сделать сначала? - Как мы будем делить число: целиком или по разрядам? - Как мы это сделаем? - Что будем делить вначале? -Сколько цифр будет в частном, если мы начнем делить с сотен? - Верно, молодцы! Поставьте три точки в частном - Сколько сотен в данном числе? - Что будем делать дальше? - Куда запишем это число? - Сколько сотен мы разделили? - Как узнать остаток? - Остаток меньше делителя? - Что будем делить дальше? - Сколько их? - Что для этого нужно сделать? - Какое число делим теперь? - Разделите самостоятельно. Что запишем в частном? - Сколько десятков мы разделили? - Как узнать остаток? - Что будем делить дальше? - Сколько их? - Разделите самостоятельно. Что запишем в частном? - Сколько единиц мы разделили? - Как узнать остаток? - Прочитайте ответ. - Как вы думаете, правильно ли мы решили пример? - Откройте учебник на стр.93. Рассмотрите пример и прочитайте алгоритм. Сравните наш составленный алгоритм с алгоритмом в учебнике. Верно ли мы поступили? -Читаем первый шаг алгоритма -Что помним про остаток? -Читаем второй шаг алгоритма -Читаем третий шаг алгоритма -Хорошо, продолжим нашу работу - Рассмотрите второй пример деления числа 856 на 4. По алгоритму расскажите, как будем делить это число. - Какое первое неполное делимое? - Сколько точек поставим в частном? (Учитель вызывает ученика, который полностью рассказывает алгоритм на примере) - Что помним про остаток? | - Записать пример столбиком. - По разрядам. - Выделим первое неполное делимое. - Сотни. - Три цифры, то есть результат от деления сотен, десятков и единиц - 7 сотен. - Делим 7 сотен на 2. - В частном будет 3 сотни. - 3*2=6. Разделили 6 сотен. - 7-6=1. Осталось 1 сотня. - Да. - Десятки. - 1 сотня и 4 десятка – это 14 десятков. - Записываем цифру следующего разряда (десятки) рядом с остатком. - 14. - Делим 14 на 2. В частном будет 7. - 7*2=14. Разделили 14 десятков. - 14-14=0. Остатка нет. Десятки разделили все. - Единицы. - Их 8. - Делим 8 на 2. В частном будет 4 единицы. - 4*2=8. Разделили 8 единиц. - 8-8=0. Остатка нет. Десятки разделили все. - 374. - Да, правильно. - Да, верно. Ученик читает -Остаток всегда меньше делителя Ученик читает Ученик читает - Разделим 856 на 4. - Первое неполное делимое 8 сотен. - Три точки Делю сотни – сотен 8. Делю 8 на 4. В частном будет 2. Умножаю 2 на 4 равно 8. Разделили 8 сотен. Вычитаю: 8-8=0. Остатка нет. Сотни разделились все. Делю десятки – 5 десятков. Делю 5 на 4. В частном будет 1. Умножаю 1 на 4 = 4. Разделили 4 десятка. Вычитаю: 5-4=1. Остаток 1. Осталось разделить 1 десяток. - Остаток всегда меньше делителя Делю единицы – 1 десяток и 6 единиц – 16 единиц. Делю 16 на 4. В частном будет 4. Умножаю 4 на 4 = 16. Разделили 16 единиц. Вычитаю 16-16=0. Остатка нет. Единицы разделились все. Читаю ответ: 214. | Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные выполнение задания. |
Физминутка | -Ребята, давайте немного отдохнём.(слайд 19) Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три - прижмем к плечам, на 4- к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я (семья) | Повторяют за учителем. | Регулятивные Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные Умение слушать; |
Работа с примером и задачей | - Прочитайте задание №2. - Что нужно сделать в этом номере? - Чем мы воспользуемся при решении примеров? - Прочитайте первый пример. (Учитель вызывает ученика к доске). - Сейчас (имя ученика) будет решать пример на доске, а остальные пишут в тетрадях. - Как будем решать этот пример? - Что будет первым неполным делимым? - Сколько поставим точек в частном? - Ребята, проверьте свой ответ с ответом на доске. Правильно ли (имя ученика) решил пример? Есть ли ошибки? - (имя ученика) решил все правильно. У вас получилось также? - Где вы ошиблись? Что сделали неправильно? - Прочитайте второй пример. (Учитель вызывает ученика к доске). - Как будем решать этот пример? - Назови первое неполное делимое? - Сколько цифр будет в частном? - Сколько поставим точек? - Верно, продолжаем работу по алгоритму - Что помним про остаток? - Ребята, проверьте свой ответ с ответом на доске. Правильно ли (имя ученика) решил пример? Есть ли ошибки? - (имя ученика) решил все правильно. У вас получилось также? - Где вы ошиблись? Что сделали неправильно? - Прочитайте третий пример. (Учитель вызывает ученика к доске). - Как будем решать этот пример? - Назови первое неполное делимое? - Сколько цифр будет в частном? - Сколько поставим точек? - Верно, продолжаем работу по алгоритму - Что помним про остаток? - Ребята, проверьте свой ответ с ответом на доске. Правильно ли (имя ученика) решил пример? Есть ли ошибки? - (имя ученика) решил все правильно. У вас получилось также? - Где вы ошиблись? Что сделали неправильно? - Ребята, прочитайте задачу №3. Читает учитель Найди длину стороны квадрата, периметр которого 76 см. - О чем говорится в задаче? Какая фигура называется квадратом? - Чему равен периметр квадрата? Что такое периметр? - Что нам необходимо найти? - Запишите на доске условие задачи. - Сколько сторон у квадрата. - Что мы знаем о сторонах квадрата? - Что нам это дает? - Какую формулу мы используем для нахождения периметра? - Можем ли мы найти сторону квадрата? - Как? - Запишите решение на доске. - Запишите ответ. | - Решить пример письменно и объяснить. - Алгоритмом, который мы составили в начале урока. - 968:4 Ученик комментирует - Записываем 968:4 столбиком. - Первым неполным делимым будут 9 сотен - Три точки, так как в частном будут сотни, десятки, единицы Разделим 968 на 4. Делю сотни – сотен 9. Делю 9 на 4. В частном будет 2. Умножаю 2 на 4 будет 8. Разделили 8 сотен. Вычитаю: 9-8=1. Остаток 1. Осталось разделить 1 сотню. Делю десятки – 1 сотня и 6 десятков – 16 десятков. Делю 16 на 4. В частном будет 4. Умножаю 4 на 4 равно 16. Разделили 16 десятков. Вычитаю: 16-16=0. Остатка нет. Десятки разделились все. Делю единицы – 8 единиц. Делю 8 на 4. В частном будет 2. Умножаю 2 на 4 равно 8. Разделили 8 единиц. Вычитаю 8-8=0. Остатка нет. Единицы разделились все. Читаю ответ: 242. Дети проверяют работу. - Да/нет. Ученики высказывают свое мнение. - 496:2 Ученик комментирует - Записываем 496:2 столбиком. Разделим 496 на 2. - Первым неполным делимым будут 4 сотни. - Три цифры - Три точки, так как в частном будут сотни, десятки, единицы Делю сотни – сотен 4. Делю 4 на 2. В частном будет 2. Умножаю 2 на 2 равно 4. Разделили 4 сотен. Вычитаю: 4-4=0. Остатка нет. Сотни разделились все. Делю десятки – 9 десятков. Делю 9 на 2. В частном будет 4. Умножаю 4 на 2 равно 8. Разделили 8 десятков. Вычитаю: 9-8=1. Остаток 1. - Остаток всегда меньше делителя. Осталось разделить 1 десяток. Делю единицы – 1 десяток и 6 единиц - 16 единиц. Делю 16 на 2. В частном будет 8. Умножаю 8 на 2 равно 16. Разделили 16 единиц. Вычитаю 16-16=0. Остатка нет. Единицы разделились все. Читаю ответ: 248. Дети проверяют работу. - Да/нет. Ученики высказывают свое мнение. - 655:5 Ученик комментирует - Записываем 655:5 столбиком. Разделим 655 на 5. - Первым неполным делимым будут 6 сотен. - Три цифры - Три точки, так как в частном будут сотни, десятки, единицы - Записываем 655:5 столбиком. Разделим 655 на 5. Делю сотни – сотен 6. Делю 6 на 5. В частном будет 1. Умножаю 1 на 5 равно 5. Разделили 5 сотен. Вычитаю: 6-5=1. Остаток 1. Осталось разделить 1 сотню. - Остаток всегда меньше делителя. Делю десятки – 1 сотня и 5 десятков – 15 десятков. Делю 15 на 5. В частном будет 3. Умножаю 3 на 5 равно 15. Разделили 15 десятков. Вычитаю: 15-15=0. Остатка нет. Десятки разделились все. Делю единицы – 5 единиц. Делю 5 на 5. В частном будет 1. Умножаю 1 на 5 равно 5. Разделили 5 единиц. Вычитаю: 5-5=0. Остатка нет. Единицы разделились все. Читаю ответ: 131. Дети проверяют работу. - Да/нет. Ученики высказывают свое мнение. - Найди длину стороны квадрата, периметр которого 76 см. - О квадрате. Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны - Его периметр равен 76 см. - Периметр – это сумма длин всех сторон фигуры - Найти длину стороны квадрата. Ученик записывает условие: Р=76 см а-?см - 4 стороны. - Все стороны квадрата равны. - Значит, каждая сторона квадрата будет равна одинаковому количеству см. - Р=4*а - Да. - Нужно значение периметра разделить на количество сторон квадрата. а=Р:4 а=76:4 а= 19 (см) - Ответ: 19 см - сторона квадрата. | Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные выполнение задания. |
Итог урока Рефлексия | -Ребята, вот наш урок и подошёл к концу. Вспомните, какая была тема урока. - Какая была цель урока? - Достигли ли мы цели урока? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Посмотрите на слайд: на ней изображены смайлики. Возьмите в руки карандаши зелёного и красного цвета. Зелёный смайлик означает, что вы все поняли, со всем справились. Красный смайлик означает, что у вас возникли трудности, вам было тяжело и непонятно. - У кого сегодня красный смайлик? Какие у вас были трудности? - А у кого зелёный? -Урок окончен, спасибо за урок, до свидания! | - Письменное деление трехзначного числа на однозначное - Составление алгоритма письменного деления трёхзначного числа на однозначное - Да. Высказывают свое мнение. Высказывают свое мнение. | Регулятивные Выделение и осознание материала, усвоенного на уроке. Актуализация усвоенных знаний. Анализирование и самоанализирование проделанной работы. Коммуникативные Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ. |