Технологическая карта.
Тема урока: «Христианская вера и образование в Древней Руси» |
Тип урока: комбинированный урок |
Материально-дидактическое оснащение урока: Мультемедийная презентация к уроку: Раздаточный материал: тексты, иллюстрации , репродукции. Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. |
План урока 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Цели урока Деятельностная: умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним; выявить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси. Содержательная: Формирование чувства патриотизма и сопричастности к родной истории; формирование христианской веры; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий; развитие творческого мышления учащихся и самостоятельной практической работы в художественном материале. |
Формы и методы обучения частично-поисковые, практические индивидуальные, коллективные. |
Основные термины и понятия имена исторических личностей, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. |
Планируемые образовательные результаты: Предметные: иметь представления о преобразованиях на Руси после принятия христианства, о культуре X-XI в., знать имена деятелей повлиявших на образование после принятия христианства. Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Постановка цели и задач урока | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор? Послушаем небольшой музыкальный фрагмент и постараемся угадать какие звуки мы услышим. Шелест дождя, щебетание птиц, а затем зазвучал перезвон церковных колоколов… Вспоминая колокольный звон мы говорим о духовной музыке, которой принадлежит значительное место в православной культуре | Включаются в учебную деятельность. Учащиеся активно участвуют в беседе: отвечают на вопросы учителя, вспоминают о духовной музыке, о колокольном перезвоне на котором закончили прошлый урок. |
Актуализация знаний | Принятие христианства положительно повлияло на распространение образования, тема нашего урока «Христианская вера и образование в Древней Руси» После крещения на Руси активно начали развиваться письменность и "учение книжное". Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель. | |
Изучение нового материала | Просмотр презентации на CD ROM, диалог по ходу Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди. | Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства? Учащиеся отвечают на вопросы, читают исторические свидетельства на странице учебника 87-88 (слайд 2) «Что такое берестяные грамоты? И где впервые они были обнаружены?» (Слушаем сообщение ученика) |
Первичное осмысление и закрепление | Во времена правления великого князя Владимира входит в употребление славянская письменность, которую веком раньше создали веком раньше братья монах Кирилл и Мефодий(слайд 3, 4). С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Анна, основательница женского монастыря, создала в нём школу для обучения девочек. ( слайд 5, 6) Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги ,кому могла принадлежать вот эта? (Слайд 7, 8) Слайд 9 «Слова Ярослава Мудрого о книжном учении») В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости». Знакомство с просветителем Перми -Стефаном(слайд 10,11) Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный (подвижный) круг, все события которого определяются по дню празднования Пасхи. (презентация) | Просмотр презентаций учащихся о Кирилле и Мефодии Отвечаем на вопросы какова польза от «учения книжного»? Можно ли книги заменить другими средствами обучения? (Слайд 12) Просмотр презентаций учащихся о книгопечатанье Просмотр презентаций учащихся о Ярославе Мудром Читаем о просветителе со слайда (слайд 10,11) просмотр презентации о православных праздниках |
Итоги урока. Рефлексия | Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового узнали? Чему научились? О чём хотелось рассказать родителям? | |
Домашнее задание | Создать презентацию или проект по темам: Особенности православного календаря Царь-колокол Нарисовать открытки к христианским праздникам | |