СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ (мальчики) 8 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «БЮДЖЕТ СЕМЬИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ (мальчики) 8 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «БЮДЖЕТ СЕМЬИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ.»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

ТЕХНОЛОГИЯ (мальчики)

8 КЛАСС


ТЕМА УРОКА: «БЮДЖЕТ СЕМЬИ.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ.»









Урок разработан учителем

технологии

МБОУ СОШ №4 г.Армянска

Чикаловой Ириной Ивановной












2022г.




Класс: 8.

Тема: Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

-рассмотреть различные виды бюджета;

- сформировать понятия бюджет, доход, расход;

- ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;

- сформировать представление о структуре бюджета семьи;

- познакомить с основами домашней бухгалтерии.

Развивающие:

- сформировать качества рачительного хозяина;

- сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

Воспитательные: сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала ( получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний, применение знаний на практике).

Методы : проблемный.

Форма урока: рассказ с применением презентации, беседа, практическая работа с применением ИКТ

Средства обучения: Электронная презентация (приложение 1, 2), инструкционная карта (приложение 3), практическая работа (приложение 4).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.



Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- осознание ответственности за настоящее и будущее собственного финансового благополучия, благополучия своей семьи;

- умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативных;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив;

- планирование и прогнозирование будущих доходов, планирование личного бюджета, навыков самоанализа.

познавательные:

- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы на примере материалов данного курса.

коммуникативные:

- осуществление деловой коммуникации;

- формирование и развитие навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

- координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия.

Предметные УУД:

- ученик научится: анализировать несложные ситуации в области личных финансов, в частности, формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

-ученик получит возможность научиться: применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа;

- оценивать и принимать ответственность за разные финансовые решения.

Использованные технологии: технологии проблемного обучения, технологии игрового обучения, личностно-ориентированной технологии, здоровьесберегающей технологии, технологии уровневой дифференциации проблемно-диалогической технологии (работы в группах).

Ход урока


Организационный момент.

Сл.1

1.Определить учащимися тему и цель урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

Сл.2

Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс.

Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.)

Сл.

Цель: Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность.

Проблемный вопрос:

Для чего нужно планировать бюджет семьи? (учащиеся отвечают)

Сл.4

Учитель.

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

3.Формирование новых знаний.

Сл.5 - Что такое бюджет семьи? (учащиеся отвечают)

Учитель:

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.

Сл.6 - Что такое доход? Совокупный доход? (учащиеся отвечают)

Учитель:

Доход - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.

Сл.7 - Что такое расход (учащиеся отвечают)

Учитель:

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.

1.Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.

Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный.

Сл.8

Сл.9

Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит.

Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

Сл.10

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.

- Что входит в семейный бюджет? (дети отвечают)

Учитель:

Сл.11

В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей: дохода и расхода.

Используя интерактивную доску распределить основные источники по статьям дохода и расхода (приложение 2)

- Что входит в статью дохода? (учащиеся отвечают)

- Что входит в статью расхода? (учащиеся отвечают)

Сл.11

Проверка выполненного задания


Семейные доходы
(в % к общему доходу семьи)

%

Семейные расходы
(в % к общим расходам семьи)

%

1. Заработная плата членов семьи

2. Пенсии, стипендии, пособия

3. Доход от личного подсобного хозяйства

4. Доход от других источников

(– ценных бумаг;

от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

выплат и льгот от общественных организаций;

от предпринимательской деятельности)

80

9

4

7

1.Обязательные платежи

2. Питание

3. На непродовольственные товары

4. На культурно-бытовые услуги

5. Накопления, сбережения

25

40

20


10


5



Основные  источники дохода семьи могут быть следующие:

- заработная плата

-пенсии, стипендии, пособия

- от личного подсобного хозяйства

- от предпринимательской деятельности

- от других источников (ценные бумаги, подарки, выигрыши).


Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Основные статьи расходования семейного бюджета:

- потребительские (плата за жильё, питание, непродовольственные товары, услуги,

- культурно-бытовые нужды, транспорт).

- налоги, платежи по кредитам.

- накопления

Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих Сл.12 доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции.

Сл.13

Основные принципы составления плана расходов:

- подсчитать общую сумму доходов;

- вычесть обязательные платежи;

- определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, кино, театр…);

- учесть сезонные расходы ( подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму…);

- учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения);

- рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы.

Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.


3.Первичная проверка усвоения знаний.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

Сл.14


  1. Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?

  2. Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?

  3. Перечислите источники доходов вашей семьи?

  4. На какие виды расходов распределяется  доход семьи?

  5. Что включают в себя обязательные платежи?

Сл.15

Учитель:

- налоги;

- взносы в общественные организации,

- погашение ссуд в банке, кредитов;

- оплата коммунальных услуг(квартплата, топление, газа, вода, электроэнергии,

телефона, радио и т.д.);

- транспортные расходы;

- оплата детского сада;

- дополнительные услуги образования.

  1. Как следует поступать, если расходы больше, чем реальные доходы?

  2. Кто в вашей семье является “домашним бухгалтером”? Почему?

Учитель:

Домашний бухгалтер – это член семьи, который занимается семейной бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу в которой записывает все суммы доходов и расходов за определенный период времени.

Сл.16

Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться. Об этом мы поговорим на 2 уроке.

4.Рефлексия. Вывод по уроку:

Сл.17

1.Давайте вспомним вопрос, поставленный в начале урока. (Для чего нужно планировать бюджет семьи?

2.Так как же надо планировать семейный бюджет?

Учитель подводит итог:

Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.


А чтобы посмотреть, действительно ли вы поняли, зачем нужно рассчитывать семейный бюджет, проведем небольшой тест: «Умеете ли вы считать деньги».

Сл.18

5.Закрепление знаний.

Задание: Проверьте свои способности в управлении се­мейной экономикой с помощью шуточного теста.

Тестирование.


Вопросы тестирования

да

нет

Сведения приблизительные, мнение неопределенное

  1. Знаете ли вы, сколько денег осталось до зарплаты?

20

5

7

  1. Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее денег у родителей?

7

20

6

  1. Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музы­кальный центр?

25

2

11

  1. Покупаете ли про запас постельное белье?

1

18

8

  1. Заказываете ли такси, когда вам не­обходимо ехать далеко, а на улице дождь?

4

16

6

  1. Верите ли вы, что свое материальное
    положение можно улучшить, участвуя в

различных лотереях, розыгрышах?

2

24

12

  1. Помогают ли вашей семье дедушка и
    бабушка средствами для покупки вещей?

11

14

3

  1. Берете ли вы ссуды?

17

5

6

  1. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?

9

15

3

  1. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

14

3

5

  1. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?

9

9

0


Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?


Сл.19 Проверь себя!

30-40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квали­фицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения це­ли. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «пол­ная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».








































Приложение 1


Карточка – задание

Деловая игра «Бюджет семьи»

Оборудование: калькуляторы, карандаши, резинки.


Последовательность проведения игры


1этап 4-5 мин. Характеристика семьи

Объединиться в группы-семьи по 4-5 человек, придумать фамилию, распределить роли, составить характеристику семьи.

2 этап 5-7 мин. Планирование доходной части бюджета

Семья___________________________(Фамилия)

Бланк №1

Статус семьи

Ф.И.О.

Возраст

Место работы, учебы

Размер зарплаты

Муж





Жена





Сын





Дочь





Бабушка





Свекор





Дополнительные источники доходов семьи:

  1. Приусадебный участок____________________

  2. Ценные бумаги__________________________

  3. Сдача в аренду___________________________

Общая сумма ежемесячного дохода семьи_______________________


3 этап 5 мин. Планирование предстоящих расходов

Семья приступает к планированию предстоящих расходов в расчете на месяц. Исходя из суммы доходов, расходы заносятся в столбец 2. Обратите особое внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов. Кроме того, следует учесть, что при распределение денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов. Рассчитать долю расходов по каждой статье от общей суммы расходов и занести в столбец 3

Бланк №2

Наименование статей расходов

Семейный бюджет

Потреби-тельский

бюджет

Разница

Расход (руб.)

Расход

(%)

1

2

3

4

5

1. Питание





1.1. Хлеб и крупы





1.2. Мясопродукты





1.3. Жиры (включая масло)





1.4. Овощи





1.5. Фрукты





1.6. Сахар





1.7. Молочные продукты





1.8. Напитки, вода





2. Одежда





2.1. Верхняя одежда





2.2. Белье





2.3. Головные уборы





2.4. Чулочно-носочные изделия





2.5.Обувь





3. Мебель и предметы домашнего обихода





4. Культурно-бытовые нужды





6. Оплата квартиры (коммунальные услуги)





7. Платежи, сборы, налоги.





8. Накопления, сбережения





Итого:


100%



Примечание: Процент по отношению ко всей сумме расходов меняется в зависимости от экономической ситуации в стране и вводится учителем исходя из реальной ситуации.


Расходная часть «Рационального потребительского бюджета» Бланк №3

Наименование статьи расходов

Процент по отношению ко всей сумме расходов

1. Питание

40

2. Одежда

20

3. Мебель и предметы домашнего обихода

6

4. Культурно-бытовые нужды

12

6. Оплата квартиры (коммунальные услуги)

10

7. Платежи, сборы, налоги.

5

8. Накопления, сбережения

4

Итого:

100


Подвести итоги игры. Используя сравнительную таблицу «Структура расходов семей горожан» и закон Энгеля, дать характеристику благосостояния семьи и экономического состояния страны. Предложить свои пути экономии денежных средств, варианты понижения расходной части.

Критерии оценивания:

  1. Реальное оценивание составленного бюджета.

  2. Степень участия в формировании доходов и расходов. Как часто предлагал свою точку зрения.

  3. Степень участия в устной защите полученных результатов (активное выступление, дополнения к ответам других, молчаливое участие).

  4. Степень участия в обсуждении ответов других групп.

  5. Предложение вариантов понижения расходной части бюджета.



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!