Тема: Права и обязанности работника.
Цель урока:
способствовать созданию представлений обучающихся о труде, об основных правах и обязанностях работника
Задачи: формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности; формирование познавательной активности и творческого мышления; развить умения и навыки делать выводы, обобщать и систематизировать информацию; развитие умения работать в группе, команде; воспитывать правовую культуру и позитивную правовую социализацию, толерантность.
Используемые технологии: Технология уровневой дифференциации, технология деятельностного подхода.
Словарь: Трудовой договор.
Методическое оснащение: раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Работа с деформированным текстом пословицы "Труд человека кормит, а лень портит" (составить пословицу из разрозненного текста)
Дифференцированное задание - работа парами за партой.
Индивидуально - у доски.
- Что получилось?
- Какое здесь ключевое слово? (труд)
- Что делает труд? (кормит)
- Как вы это понимаете? (ответы уч-ся о важности труда для достижения благополучия).
- Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
- Какой можно сделать вывод? (Чтобы достойно жить, надо много трудиться)
- Знаете ли вы, где работают ваши родители?
-Для чего они трудятся?
- Что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).
- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе?
- Какими специальностями вы овладели на уроках производительного труда?
- Нравятся ли вам эти специальности, или вы хотите получить другие профессии по окончании школы?
- Какие вы знаете профессии, не требующие высокой квалификации, где вы могли бы работать без профессиональной подготовки? (уборщики, дворники, санитарки, на благоустройстве города).
- Знаете ли вы выпускников, которые благополучно устроились в жизни?
- Как и где можно искать работу?
III. Сообщение темы урока.
Кто из вас уже определился с выбором профессии?
Пройдет время, вы выучитесь, получите определенную специальность и вам предстоит процесс трудоустройства и работы в организации или на предприятии. Поэтому я предлагаю вам познакомиться с правами и обязанностями работника.
IV. Изложение материала.
Рассказ учителя.
Источники трудового права и обязанностей:
Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);
Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);
Федеральные законы («Закон о занятости»);
Указы президента РФ;
Постановления правительства РФ;
Нормативно-правовые акты субъектов РФ;
Распоряжения органов местного самоуправления.
Работа с таблицей бригадным методом.
- Разделитесь на 2 группы. Первая группа выбирает права работника, а вторая - обязанности.
Самопроверка по эталону.
Первая группа зачитает права работника, а вторая - обязанности.
И сразу будем пояснять каждый критерий.
Работник имеет право | Работник обязан |
На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение, за равный труд не ниже установленного законом минимального размера; на отдых, на предоставление еженедельных выходных, а также на ежегодный оплачиваемый отпуск; на пенсию по возрасту или при утрате трудоспособности; на судебную защиту своих прав. | Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда; бережно относиться к имуществу предприятия, организации; выполнять установленные нормы труда; работать честно и добросовестно; |
3. Мозговой штурм.
- Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)
- Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)
- Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).
- Как вы думаете, в каком документе будут прописаны права и обязанности работника, который устраивается на работу (в трудовом договоре)
4. Словарная работа.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить соответствующие условия труда, предусмотренные нормами трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом.
-Даны критерии вразброс. Вам надо для своей группы отобрать подходящие критерии и зачитать их.
На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;
на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой;
бережно относиться к имуществу предприятия, организации;
на равное вознаграждение, за равный труд не ниже установленного законом минимального размера;
на отдых, на предоставление еженедельных выходных, а также на ежегодный оплачиваемый отпуск;
выполнять установленные нормы труда;
работать честно и добросовестно;
на пенсию по возрасту или при утрате трудоспособности;
на судебную защиту своих прав.
Индивидуальная работа по карточкам.
- Выберите из списка терминов один, не связанный с понятием «прием на работу»: работник; трудовой договор; работодатель; правила; права и обязанности. (Ответ: правила)
3. Вывод. Рекомендации.
- Работа есть всегда, но бывает, что не по специальности. Тогда можно дополнительно обучиться или окончить курсы, например, от биржи труда, и работать по вновь полученной специальности. Успеха можно добиться в любой работе, если выполнять её на все 100%. А по работе и награда. При выборе соотносите свои потребности со своими возможностями, не переоценивайте себя, т.к. работать придется самостоятельно, без помощи учителей и воспитателей.
Желаю вам всем в дальнейшем самоопределиться и добиться высоких результатов в работе.
VI. Итог урока. Оценки.