СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по рассказу А.Платонова "Юшка""Любите друг друга"( с использованием технологии проблемного обучения)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу А.Платонова "Юшка""Любите друг друга"( с использованием технологии проблемного обучения)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ясенецкая средняя школа

Павловского района Нижегородской области





Тема урока:

Урок по рассказу А. Платонова «Юшка»

«Любите друг друга»



(урок с применением технологии проблемного обучения)

Урок разработала:

учитель русского языка и литературы

Раннева Лариса Борисовна

2019 год







Пояснительная записка

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является для России главной, так как давно известно: «что посеешь, то и пожнешь». В русской педагогической традиции всегда особое место в воспитании отводилось художественной литературе.

В Примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе указывается: «Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом».

Многие поколения русских людей воспитывались на идеалах добра, милосердия, любви, чести, патриотизма, совести. С первых лет жизни ребенок, во многом благодаря литературе, получил прививку от влияния негативных впечатлений, и это впоследствии не позволяло ему уклониться ко злу. Русские писатели донесли до нас, людей 21 века, «глаголы жизни вечной». В творчестве писателей и поэтов можно найти богатый материал для анализа духовно-нравственных состояний человека, следовательно, для раскрытия и осмысления важнейших духовных понятий.

Цель деятельности педагога на уроке литературы – подвести ребят к пониманию того, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, бессердечием, равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается.

Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность. Оно направлено на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. Исследовательская атмосфера урока проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс.

Проблемная ситуация на данном уроке создается с учётом возраста ребят, построена с опорой на событийную основу произведения и направлена на развитие определённых качеств личности читателя: воссоздающего воображения, точности осознания авторского голоса в произведении, способности к сопереживанию и всего того, о чём было сказано выше. Вопрос, ведущий к созданию проблемной ситуации, находится в области читательских впечатлений, прямо связан с эмоциональной оценкой текста.



Учителю в разрешении проблемной ситуации нужно уточнить выводы, продолжить русло разговора, предлагая классу вопросы, помогая сформулировать точку зрения, прийти к общему истолкованию художественного текста. Хотя учитель остается руководителем учебного процесса, но выходит из роли человека, сообщающего знания, как это было в традиционной школе, и становится тем, кто будит, развивает, наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.

Литература

1. А.Платонов А.П.. Юшка: рассказ

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное – М.: ООО «А ТЕМП», 2010.

3.Н.М.Мищенко. Уроки литературы – уроки нравственности: Методическое пособие/ Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров.- Сыктывкар, 2006.



Технологическая карта урока

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности(2мин)

- Добрый день, ребята. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? Посмотрите, какая погода за окном? А какое настроение она навевает?


Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем- то и просто, и мудро
При встрече здороваться и говорить:
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учителя

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.


2. Актуализация необходимых знаний и проблемное учебное действие

-Ребята, вы познакомились с рассказом Андрея Платонова «Юшка».

- Почему редакторы, взахлеб хвалившие рассказ, не осмеливались его печатать?

- Молодцы, ребята, действительно, этот маленький незатейливый рассказ Платонова заключает в себе великую идею: автор понял и показал, что выше Христа быть ничего не может.

Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в содержании рассказа и извлечь из него важные и нужные каждому из нас нравственные уроки. Но прежде, чем начать разговор, мне хотелось бы, чтобы вы послушали стихотворение Андрея Дементьева (читает ученик) .


























Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3.Выявление места и причины затруднения

Поработайте в группах и скажите, что объединяет стихотворение Дементьева с рассказом Платонова?


-Что же будет сегодня темой нашего разговора? Как назовём сегодняшний наш урок?






Не раз вы произнесли слово «милосердие», значение его нам знакомо, давайте вспомним его.


- Стихотворение Дементьева с рассказом Платонова объединяют поднятые авторами проблемы, а самая важная – проблема милосердия.

Варианты названий: «О любви и милосердии», «Любите друг друга», «Трагедия любви»)

(Лексическая работа)


Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердный – проявляющий милосердие.


Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи,

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

4. Целеполагание

Формулирует цель учебной деятельности(проблему) вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

-А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Я взяла слова Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Опираясь на ключевые слова, посоветуйтесь в группах и попробуйте сформулировать цель нашего урока.




-О чем же сегодня пойдет речь на нашем уроке?

- Приступая к разговору, мы попытаемся уяснить, что стало причиной трагедии в жизни человека? Сформулируйте своё предположение одним предложением. Итак, каковы ваши версии? (На доске записываю версии (гипотезы) учащихся).



Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем: воспитывать в себе любовь к людям, милосердие, работать над собой, задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек, какие поступки можно назвать достойнейшими, какой путь выбрать в жизни.


- Речь пойдёт о Юшке и о том, что с ним произошло.













Гипотезы учащихся: взрослые и дети его обижали, смеялись над ним, презирали его, унижали. Они были жестокими, несправедливыми по отношению к Юшке.



Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.



5.Творческая практическая деятельность

- Для того чтобы проверить ваши версии, понять насколько вы правы, обратимся к произведению. Откроем первую страницу. (Работа с текстом). Обратите внимание на зачин рассказа. Что он напоминает?

- Но зачин и концовка противопоставлены. Начало истории главного героя не увязывается с концом?


Работа с текстом, анализ текста

- Он напоминает начало сказки. Течет ровно, спокойно и предполагает хороший конец.



- Наверное, это говорит об отсутствии гармонии, добра, любви, без чего жизнь невозможна



Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы.


6.Физкультминутка

(2мин)





Личностные: осознают необходимость заботы о своем здоровье.


7. Первичное закрепление с комментированием


- Каким представляется герой и как его изображает автор? Посмотрите, как талантливо, сжато, мастерски передается облик главного героя – через образ жизни его. Что такое образ жизни?


- Значит, автору важно дать понятие об образе жизни человека. Ефим, Юшка – для Платонова «сокровенный человек».

- Что же главное в его жизни? Что же определяет его образ жизни?

















- Ребята, знакомство с образом жизни представляет некую загадку. Обратите внимание, что имя Ефим почти не звучит, все (и он сам себя) зовут его Юшкой. Уважительное Ефим Дмитриевич произносит посторонний для жителей поселка человек. Юшка – это прозвище. Когда дают людям прозвища?

- Что же за прозвище у Ефима?

- Были ли какие-то основания называть его уродом? Да, он хуже оде, слабее физически. Но не любят его за другое. Об этом поговорим попозже.

- О чем говорят детали портрета?

- Он, действительно плохо видел. Но эта деталь указывает на другое: слепые всегда вызывали сострадание.

- Влага в глазах – неостывающие слезы. Почему слезы? Что такое неостывающие слезы? Почему автор не использовал другого слова, например, невысыхающие?

- Что вы можете сказать о возрасте Юшки?

- Как одним словом можно выразить впечатление от образа главного героя по его поведению? Кто он?



- Молодцы, ребята, правильно. Посмотрите, образ жизни Юшки дает нам представление о человеке, который никому не сделал зла. Юшка больше своей судьбы. Если мы обратимся к Священному писанию, то , что жил он по заповедям Божиим: не стяжал богатства, в поте лица добывал хлеб свой, но люди не видели в нем человека. Для них он выполнял роль неодушевленного предмета. Какого?

- Но за эту свою праведную жизнь Юшка получил благодать от Бога.






- Образ жизни героя – это его занятия, окружающая обстановка.





- Автор обращает наше внимание на следующие детали: имя, портрет, возраст, занятие, жилье, вещи, еда.

(предполагается небольшая дискуссия)

-Мы не знаем, почему так, но материальное не было главным для него, за материальными благами явно он не гнался. Жилья своего у него не было, одежда та, что на нем, полушубок достался в наследство от отца, валенки подшивал каждый год и носил одни и те же. Работа в кузнице ухудшала и без того плохое здоровье. Питался он тоже не очень хорошо, чаю и сахару не покупал, равно как и других продуктов тем более. (работа с текстом)








Когда не уважают человека.

-Презирают.

- Стараются унизить

- Юшка-юрод, урод, юродивый

- Нет, он не урод. Он просто не такой как все.

- Глаза белые, как у слепого.

- Но Юшка вызывает сострадание лишь у автора.

- У него душа плакала. Постоянная боль жгла сердце. Слезы были горячие.


- Чудак, чудик, блаженный, юродивый. Но это не чудик. Он с духовной точки зрения душевный, благочестивый человек. Лексическая работа




Блаженный осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.
Сокровенный – нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.
- О возрасте написано тоже необычно: «старый на вид» в начале рассказа – намек на то, что на самом деле старым он не был. Далее, в середине рассказа узнаем, что ему всего сорок лет.

- Мы знакомились с такими героя. Читали рассказы В.М.Шукшина. Окружающие их люди не понимали, считали их чудиками. А они были очень добрыми и чуткими людьми.

- Часов. Шел на работу – старики вставали и будили молодых. Шел с работы – все знали, что пора ложиться спать.


Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.




Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической точки зрения.


8.Практическая творческая деятельность(10мин)

- Трагедия главного героя раскрывается в трех подтемах рассказа: «Юшка и дети», «Юшка и взрослые», «Юшка и веселый прохожий». Каждая группа внимательно проанализирует свою подтему. Помогут вам в этом вопросы и задания, текст рассказа.

Вопросы и задания для 1 группы «Юшка и дети»:

  1. Внимательно прочтите часть рассказа и выпишите глаголы, обозначающие действие детей по отношению к Юшке, и Юшки по отношению к детям.

  2. Что кажется странным в поведении детей?

  3. Какую правду жизни утверждает Юшка своим поведением?

  4. Как Юшка относится к детям? Что он говорит?

  5. Почему дети радовались, что с Юшкой можно все делать?

  6. Чему радовался Юшка?

  7. Что значит любить человека? Нужно ли его любить?

  8. В каких поступках и душевных состояниях проявляется любовь Юшки?

Как вы думаете, обладали ли такой

  1. любовью дети? Любили ли они Юшку?

Вопросы и задания для 2 группы «Юшка и взрослые»

  1. Как ведут себя взрослые по отношению к Юшке?

  2. Как объясняет писатель такое отношение? Почему они обижали беззащитного человека? В чем взрослый человек видит вину Юшки?

  3. В каких словах Даши выражены беспросветность, трагизм положения Юшки в человеческом обществе?

  4. Как Юшка относился к людям, которые так обижали его?

  5. Что такое слепое сердце?

Вопросы и задания для 3 группы «Юшка и веселый прохожий»

  1. Почему у прохожего нет имени? Случайно ли это?

  2. Почему автор называет его веселым? Разве веселый человек может ударить, убить другого?

  3. Чем отличается эта сцена от предыдущей?

  4. Почему всегдашнее смирение изменило ему?

  5. Как вы понимаете выражение «сила злобы»?

  6. Встреча Юшки с веселым прохожим – случайность или закономерность?

  7. Почему вся деревня пришла прощаться с умершим?
















Учащиеся работают в группах.

Выступления учащихся.




9.Самостоятельная работа с последующей проверкой(4мин)

Ребята обрати внимание на финал рассказа. Сколько абзацев в финале рассказа? Прочитаем последние строчки произведения.

- Какова их роль?



- Молодцы, ребята. Я хочу дополнить ваш ответ. Роль финала рассказа двойственная. Он имеет особое назначение и в сюжетной, и в смысловой интриге. Здесь раскрывается еще одна подытоживающая весь рассказ философская тема духовного наследия. Мы узнаем, что добро, оставленное человеком в мире, после его смерти (как и зло) никуда не пропадает. Добро как бы преумножается, точно так, как из одного зерна, брошенного в добрую землю, вырастает много.

- Как решает эту тему автор?

- Расскажите о ней?

- Как Юшка идет эта юная женщина-врач к больным, нуждающимся в ней, понимает, милосердствует, лечит. Так любовь, осветившая жизнь одного человека, светит сейчас многим.







- Почему так горько плакала на могиле Ефима Дмитриевича эта девушка?




- 5 абзацев.








- В конце рассказа раскрывается тайна Юшки и загадки его кажущегося чудачества. Юшка претерпевал голод, холод, болезнь ради девочки – сироты. Он делал великое дело, не ожидая для себя никакой награды.













Появляется новая героиня. Автор рисует образ ее жизни.

- (работа с текстом) Это юная девушка, врач, она выжила, воспиталась и выучилась на деньги Юшки. Именно ради нее, не родной, но сироты, Юшка терпел тяжелый труд, плохо питался, не мог купить добротной одежды, терпел побои и унижения.


- Она приехала лечить его, помочь, отблагодарить. Но было уже поздно. В ее душе осталось чувство

вины.



Познавательные: закрепляют умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, оценивают работу своих одноклассников.


Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

10.Включение в систему знаний и повторение

Подведем итоги. - Вернёмся к эпиграфу к словам Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

- О ком из героев произведения Платонова можно сказать этими словами? (слайд с эпиграфом слов Тютчева).





-Чему же учит нас книга?





Что хотел автор сказать своим произведением, в чём убедить нас?


- Возвращаюсь к формулировке темы урока. Ребята назвали его «Любите друг друга».






- О Юшке, о юной девушке








- Книга учит нас не быть жестокими. В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы.

- Книга учит быть милосердным.

- Книга учит любить людей.

-Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми


Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


11. Домашнее задание (2мин)

Д.з. дать письменный ответ на вопрос:

«Что я понял для себя из рассказа А.Платонова «Юшка»?

Или

Хотел ли бы я, чтобы на моем пути встретился такой человек, как Юшка?


Личностные: осознают необходимость закрепления знаний

12.Рефлексия учебной деятельности . Итог урока, выставление отметок.(3мин)


Продолжите предложение:

Этот урок научил меня…

Этот урок заставил меня задуматься…

Мне захотелось…


- Закончить урок мне хочется пожеланием:


Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.


-Сам Платонов писал:
Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.

Известная русская писательница Мария Прилежаева как-то заметила: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.



Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания.






Скачать

© 2020, 195 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!