СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по рассказу А.Платонова "Возвращение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по рассказу А.Платонова "Возвращение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу А.Платонова "Возвращение"»

Тема урока: Проблемы в рассказе А.П. Платонова «Возвращение»

Цель урока:

Развитие умения понимать и анализировать литературное произведение

Задачи урока:

Учить вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы и находить на них ответы

Учить самостоятельно делать выводы

Развивать творческие способности учеников

Оборудование: рассказ А.П. Платонова «Возвращение»; кадр из фильма «Домой», созданного по рассказу; мелодия «Встреча»; карточки на каждого ученика; эпиграф на доске «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» - А.П. Платонов. Портрет А.П. Платонова.

1. Сообщение темы, целей и задач урока: Сегодня наш урок посвящен рассказу А.П. Платонова «Возвращение». Мы постараемся понять идею рассказа, анализируя чувства и состояние героев, их поступки, а также причины, по которым герои так поступают.

Вы знакомы с содержанием рассказа. Что вам показалось непонятным? На какой вопрос вы хотели бы получить ответ в течение урока? Запишите эти вопросы в тетради. У меня тоже есть вопрос по этому произведению, но о нем я скажу в конце урока.


- Обратите внимание на эпиграф к уроку, прочитайте, подумайте над его значением. «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» - А.П. Платонов.

- На прошлом уроке мы сказали, что этот рассказ о войне.

- С чем ассоциируется у нас слово «война»? Зачитайте с предыдущего урока.

Ответы учеников

- Все ли из того, что вы перечислили, есть в рассказе? (нет) Да это рассказ о войне, хотя в нем нет военных действий. Многие годы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Мы многое знаем о важнейших сражениях, героях фронта и тыла… Реже мы задумываемся о том, какие незаживающие раны нанесла война душам людей, воевавших и находившихся в тылу, взрослым и детям, мужчинам и женщинам… А помнить об этом надо! Чтобы не допустить разрухи, голода, потерь, одиночества. Произведения Платонова в этом смысле незаменимы. Для него важен человек, его мысли, переживания, поступки. Он заглядывает в такие потаенные уголки души, о которых не каждый человек догадывается. Об обгорелых на поле боя и в тылу человеческих душах рассказ А.П. Платонова «Возвращение». Но многие из вас правы: в этом рассказе есть страдание. Какое оно: душевное

или физическое? Опять нам в этом надо разобраться и постараться научится на примере литературных героев поступать правильно.


- Рассказ называется «Возвращение». Что имел в виду автор:

Вывешиваю на доску

Возвращение

к кому? (к детям, жене

куда? (домой, на малую родину, в родной город

к чему? (человечности, состраданию, пониманию, мирной жизни


- Послушайте музыкальную пьесу «Встреча». Как вам кажется, может ли она служить музыкальной иллюстрацией к рассказу? Почему? - 2 мин, ответы учеников. (за встречей разлука)


- Почему встреча так быстро закончилась разлукой? В этом вопросе нам поможет разобраться осмысление душевного (внутреннего) мира каждого из героев.

- Вспомним героев рассказа.

- Расскажите о каждом из них очень кратко. Для этого поработайте в парах. О ком вы будете рассказывать? Пары у нас давно сформировались. Отвечать будет один из вас. (Маша – Оля, Наташа – Настя, Регина – Аня). Соберитесь с мыслями, посовещайтесь, затем ответьте (ответы учеников)


Алексей Алексеевич, гвардии капитан, убыл из армии по демобилизации, совестливый, чувствовал себя осиротевшим без армии, лет 35, темное грубое лицо, глухой хриплый голос, откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей, хотел погулять еще немного на воле. Вернувшись, почувствовал тихую радость в сердце. Он дышал родным устоявшимся запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Он смотрел на жену, сына, дочь, вновь знакомясь с каждым, и не узнавал их. Странен и еще не совсем понятен был Иванову его родной дом. А более других удивлял его Петрушка. Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану,

влечение к нему как к сыну, недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания от того, что Петрушка нуждался

в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть.

Его удивили дети, удивила жена. Семья жила дружно, без хозяина вырос другой хозяин – Петька. Люба его обидела, в сердце ранила.


Люба, Любовь Васильевна Обмирала по мужу, руки от горя тряслись, но работала с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов была.

Сделать все ради спасения детей – вот главное предназначение женщины.


Петька Идет ему 12-ый год, серьезный подросток, казался старше своего возраста, малорослый и худощавый мальчуган, головастый, лобастый со спокойным, словно привыкшим к житейским заботам, глаза смотрели на белый свет сумрачно и недовольно. Одет опрятно. По дому давал указания сестре и матери. Заботится о матери и сестре, купил ей тетрадь, хочет купить матери пальто. Защищает мать, поучает отца. Нуждается в любви и ласке. Но все же ребенок: спрашивает отца, сколько у него медалей, удивляется, что мало и что у него все вещи поместились в одну сумку.

Настя покорная, послушная, все делает молча, заботливая. Хочет быть нужной и полезной в свои 5 лет.


- Как вы определите в нескольких словах главные черты каждого героя?

Алексей (запись в тетрадь)

Не мог долго пребывать в уныло-печальном состоянии; находил себе какое-либо занятие или утешение, подручную радость, и тем выходил из уныния

Люба, Любовь Васильевна Простосердечная, тихая, милая, застенчивая, стеснительная, послушная, терпеливая, хочет любит и быть любимой.

Она - мать

Петька Все делает по правде и всерьез, во всем должна быть прежде всего польза, про отца: он нам родня, про Семена Евсеича: Для Петрушки надо, чтобы все было «с пользой», «по делу», иначе он считает все баловством: «у нас дело

есть, жить надо», - так он говорит, о Семене Евсеевиче он говорит: «Он нам пользу приносит, пусть живет!»

Настя Как мать


Вывод: Герои Платонова – настоящие живые люди с натуральными чувствами, невыдуманным поведением.


-Почему Иванов решил уйти из дома? (дети выросли без него, Люба обидела, самолюбие и собственный интерес)


- Почему семья выжила без отца? (трудолюбие матери и детей, забота друг о друге, сплоченность, понимание. Герои понимают, что только вместе, сообша, можно пережить тяжелую годину. Сочувствие, сострадание одного вызывает ответную доброту другого, поддерживают в жизни, дают силы)


Посмотрите фрагмент фильма «Домой», 3 мин, эпизод «Хлопоты по хозяйств 35.30. – 38.17.

- Нет ли между этими мужскими характерами противостояния, недовольства друг другом? Алексей наблюдает за всем как бы со стороны, а в доме хозяйничает его первенец Петрушка. Давайте проследим чувства и состояние каждого из них по рассказу и от чего это происходит.


Назовите чувства, которые испытывают они оба в разное время. В каком состоянии они находятся?


Алексей, отец Петька, сын

Неудобство (от двукратного) спокойствие (от привычки к

возвращения в часть) житейским заботам)

Скука (в ожидании поезда) недовольство (от отцовского

опоздания, от долгого ожидания

Осиротевший (без армии)

Удивление (от встречи с взрослым равнодушие (к еде)

сыном, сердится (на мать, сестру)

его разумом) жалость (к матери)

Радость (от возвращения домой) заплакал (от ссоры родителей,

Странное непонимание (родного дома) от их нежелания понять друг друга)

Стыд равнодушия (к сыну)

Робость (перед сыном)

Сердится (на жену)

Ожесточенный (на жену)

Почувствовал жизнь

обнаженным сердцем (в поезде, когда увидел бегущих за ним детей)


- Когда же произошло понимание Ивановым нужности его семье? (когда он почувствовал жизнь обнаженным сердцем. Платонов пишет: «Утешить сердце человека может только сердце другого человека» (вывеш. на доску)

Обратимся к эпиграфу. О каком таланте человека можно говорить, имея в виду рассказ «Возвращение»? Детский талант любить отца исправляет эгоизм, самолюбие, слепоту взрослых. В рассказах Платонова 30-40-ых годов часто эгоизм, самолюбие, слепоту взрослых исправляют дети.

- Кого еще из героев мы можем сравнить, чтобы лучше понять? (Отец-мать, дочь-мать, сын-дочь, встреча-разлука) Какие события в рассказе противопоставлены друг другу?

- Сравните. Сделайте это парами.


(Оформление при помощи приема «Диаманта»):

Встреча (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Разлука (Ответы детей)

- Кого вы считаете главным героем произведения и почему?

ответы

- В чем, по-вашему, главная жизненная мудрость рассказа?

ответы

- Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для вашей будущей жизни?

- Остались ли теперь у вас какие-то непонятные вопросы? Задайте их. Кто ответит на прозвучавший вопрос? А мой вопрос будет вашим домашним заданием. Какие картины войны и мира мы увидели в рассказе А.П. Платонова «Возвращение. Запишем в тетради: Картины войны и мира в рассказе Платонова «Возвращение». Письменный ответ.

- Заканчивая сегодня говорить о рассказе «Возвращение», я только хочу еще сказать, что основой его является человечность и правда. Читая рассказ, думаешь о самом главном – о мире, о ценности человеческой жизни, о богатстве человеческой души.


На память приходит стихотворение «Мальчикам» Михаила Матусовского:

Пусть достанутся мальчикам двери, открытые настежь,

Путеводные звезды, зажженные нами во мгле.

И мечта о всеобщем, большом человеческом счастье

На еще неуютной, еще предрассветной земле.


И пусть по жизни их теперь сопровождает такая светлая мелодия (Мелодия «Встреча»)


Урок окончен. Всех благодарю за работу!














































__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________



_________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

________________



__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________



__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________



__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________



__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________





__________________ (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

_________________



Встреча (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Разлука



Любовь (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Ненависть


Счастье (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Несчастье


Счастье (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Несчастье


Счастье (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Несчастье








Неудача (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Успех















































Анализ урока

М.М. Бахтин (известный мыслитель 20 века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, статья в газете, доклад на собрании, заявление о приеме на работу, школьное сочинение, даже СМС-сообщение. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов;

- характеристика литературного героя;

- написание отзыва о произведении;

- написание сочинения.

Большинство из этих видов деятельности присутствовало на уроке.

По мнению В.Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить на них ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Вот какие активные формы обучения присутствовали на уроке:

-интерпретационные вопросы (объясняющие). Обычно начинаются они со слова «почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, то он из интерпретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Такое в уроке тоже было.

-толстые и тонкие вопросы: тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, толстые это проблемные вопросы

-«Три предложения»

-прием «Диаманта»

-прием «Мудрые совы»

-думаю, что оживили урок фрагменты из фильма, а также красивая музыка

Сегодня я много цитирую. Поэтому хочу привести еще одну цитату: «П лохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить». Хочется быть хорошим учителем или попытаться им стать. Попыталась настроить учеников на поиск истины, развивать умение сопоставлять, анализировать, аргументировать свою точку зрения.

8 класс – читающий программные произведения, думающий, есть хороший творческий потенциал, они откликаются на предложение участвовать в чем-то необычном. С ними мы выполняли много творческих работ, в том числе работали по проекту на районный конкурс, участвовали они в конкурсах чтецов, рисунков, писали лингвистические сказки. Во всех этих конкурсах есть призовые места. На олимпиадах по русскому языку и литературе они тоже занимали призовые места, показывали неплохие результаты. Думаю, что этот урок является моим итогом работы с классом. На следующий год этот класс – выпускной, поэтому особенно тревожить я их не буду.

Урок достиг своей цели. Ребята анализировали, отвечали, высказывали свое мнение, т.е. думали, а это, я считаю, основная цель уроков литературы – побуждать думать.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!