Литературное чтение 2 класс.
Тема: Плохие и хорошие поступки человека в рассказе М. М. Пришвина «Ребята и утята»
Цель: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; воспитывать любовь к природе, к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: Обучаюшиеся познакомятся с творчеством М. М. Пришвина, будут прогнозировать содержания текста по его заглавию.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: соблюдать речевой этикет, работать в парах, аргументированно отвечать.
Познавательные: анализировать с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Ход урока:
Орг. момент.
-С каким настроением вы будете работать на уроке? (желтая полоска – отличное настроение, зелёная полоска – хорошее настроение, красная полоска - плохое настроение)
Давайте вспомним правила делового сотрудничества на уроке. (Слайд 1)
- Уважать чужое мнение;
- быть внимательными;
- соблюдать тишину (работать вполголоса);
- слушать и слышать друг друга.
Мотивация учебной деятельности.
-Какой раздел мы с вами изучаем?
Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)
- Какие сказки, рассказы, стихи о животных вы знаете?
- Вспомните, какие писатели писали про животных?
Ожидаемые результаты. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? На доске висит вывеска «На уроке хочу»
(Выходите к доске, выбираете карточку и читаете)
Познакомимся с новым текстом.
Будем учиться читать правильно, быстро, осознанно.
Узнать о жизни и творчестве писателя
Познакомиться с новым произведением
Изучение нового материала.
Знакомство с автором. (Слайд 2-7)
-Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек любил путешествовать с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой, любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (к М. Пришвину)
- А сейчас внимание на экран. (Видеоролик об уточке) Отгадайте, о ком будет произведение?
Чирок – свистунок (рассказывает Горинов Илья)
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется «Ребята и утята».
Для знакомства с текстом предлагаю посмотреть мультфильм
2.Словарная работа.
- Как вы понимаете значение этого слова?
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Прочитайте внимательно рассказа про себя.
Разберем прочитанное.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?(Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты это чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Когда вы смотрели видеоролик и читали вам её было жалко?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый? (Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Какой плохой поступок совершили ребята?
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)
– Почему мальчики засмеялись?
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
Работа в парах. (3 мин)
Игра «Собери пословицу».
Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходят эти пословицы? (на отдельных листах)
Умел ошибиться – умей и поправиться
Один за всех, все за одного.
Дитя плачет, а у матери сердце болит.
Сначала думай – потом делай.
Добрый пример, лучше ста слов
За правое дело, стой смело
Кто скоро помог, тот дважды помог
- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?
У вас на партах лежат листочки. Вы выбираете и подчёркиваете положительные качества человека и рисуете портрет доброго человека.
Давайте подведём итог:
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! Вспомните правила друзей природы.
Урок подходит к концу. Продолжите, пожалуйста фразу, «Сегодня я узнал…, я понял…»
Оцените свою работу на уроке:
желтая полоска – отлично работал на уроке, зелёная полоска – хорошо работал, красная полоска – плохо работал на уроке