СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по рассказу Михаила Пришвина "Ребята и утята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по рассказу Михаила Пришвина "Ребята и утята" предназначен для урока литературного чтени во 2 классе УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу Михаила Пришвина "Ребята и утята"»

Литературное чтение 2 класс.

Тема: Плохие и хорошие поступки человека в рассказе М. М. Пришвина «Ребята и утята»

Цель: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; воспитывать любовь к природе, к животным.

Планируемые результаты:

Предметные: Обучаюшиеся познакомятся с творчеством М. М. Пришвина, будут прогнозировать содержания текста по его заглавию.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: соблюдать речевой этикет, работать в парах, аргументированно отвечать.

Познавательные: анализировать с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. -С каким настроением вы будете работать на уроке? (желтая полоска – отличное настроение, зелёная полоска – хорошее настроение, красная полоска - плохое настроение)

Давайте вспомним правила делового сотрудничества на уроке. (Слайд 1)

- Уважать чужое мнение;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

Мотивация учебной деятельности.

-Какой раздел мы с вами изучаем?

Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)

- Какие сказки, рассказы, стихи о животных вы знаете?

- Вспомните, какие писатели писали про животных?

  1. Ожидаемые результаты. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? На доске висит вывеска «На уроке хочу»

(Выходите к доске, выбираете карточку и читаете)

Познакомимся с новым текстом.

Будем учиться читать правильно, быстро, осознанно.

Узнать о жизни и творчестве писателя

Познакомиться с новым произведением

Изучение нового материала.

  1. Знакомство с автором. (Слайд 2-7)

-Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек любил путешествовать с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой, любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (к М. Пришвину)

- А сейчас внимание на экран. (Видеоролик об уточке) Отгадайте, о ком будет произведение?

Чирок – свистунок  (рассказывает Горинов Илья)

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

-  Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется «Ребята и утята».

Для знакомства с текстом предлагаю посмотреть мультфильм

2.Словарная работа.

- Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Прочитайте внимательно рассказа про себя.

Разберем прочитанное.

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?(Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
Сколько надо было идти до озера? (3 версты это чуть больше 3 километров.)
Это много или мало для человека? А для маленькой уточки? (Много.)
Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
Какие враги были у уток? (Люди.)
Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
Когда вы смотрели видеоролик и читали вам её было жалко?

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным.
Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый? (Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)

Что можно сказать о ребятах? Какие они?
Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Какой плохой поступок совершили ребята?

– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)

Почему мальчики засмеялись?
– Что приказал им сделать автор? (
Тоже снять шапки и кричать до свидания!)

Работа в парах. (3 мин)

Игра «Собери пословицу».

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходят эти пословицы? (на отдельных листах)

Умел ошибиться – умей и поправиться

Один за всех, все за одного.

Дитя плачет, а у матери сердце болит.

Сначала думай – потом делай.

Добрый пример, лучше ста слов

За правое дело, стой смело

Кто скоро помог, тот дважды помог

- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

У вас на партах лежат листочки. Вы выбираете и подчёркиваете положительные качества человека и рисуете портрет доброго человека.

Давайте подведём итог:

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! Вспомните правила друзей природы.

Урок подходит к концу. Продолжите, пожалуйста фразу, «Сегодня я узнал…, я понял…»

Оцените свою работу на уроке:

желтая полоска – отлично работал на уроке, зелёная полоска – хорошо работал, красная полоска – плохо работал на уроке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!