СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по развитию связной речи для детей с ОВЗ "Волшебной краской Грабарь наполнил прекрасный месяц февраль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для детей с ОНР III уровня. Подготовительная группа. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию связной речи для детей с ОВЗ "Волшебной краской Грабарь наполнил прекрасный месяц февраль"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 245 Советского района Волгограда"












Конспект урока по развитию связной речи для детей с ОВЗ

ОНР III уровня

Волшебной краской Грабарь

наполнил прекрасный месяц февраль






Волошенко Марина Владимировна

Учитель-логопед








Подготовительная группа

Волгоград 2023

Конспект урока по развитию связной речи для детей ОНР III уровня, подготовительная группа.

Волшебной краской Грабарь

наполнил прекрасный месяц февраль


Цель: Учить детей составлять связное описание пейзажной картины по опор­ному картинному плану.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.  
- Учить детей составлять описательный рассказ по картине по опорному картинному плану.  
- Продолжать обогащать знания детей о различных жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж)

Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей наблюдательность, логическое мышление, зрительное внимание.

- Развивать зрительный гнозис и цветовосприятие.
- Развивать связною речь.

Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Формирование доброжелательного отношения друг к другу.  
- Воспитывать любовь и интерес к искусству.  

Оборудование: проектор (либо мультимедийная доска), репродукция картины И. Грабарь «Февральская лазурь» 1904 года; портрет художника и его репродукция «Иней» 1906, на выбор педагога 6 репродукций из жанров живописи (натюрморт, портрет, пейзаж), опорный кар­тинный план для составления описательного рассказа по картине, фетровые снежинки (около 40 штук), магнитофон, запись произведения П.И. Чай­ковского «Зимние грезы» или А. Вивальди «Зима» из цикла «Вре­мена года», опорный кар­тинный план № 2 из книги Н.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР», фетровая ёлочка для украшения снежинками.



















Ход занятия


  1. Организационный момент. Интеллектуальная разминка.


Перед детьми на проекторе (или мультимедийной доске) во весь экран картина И. Грабарь «Иней»

Логопед. Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в сказочный волшебный снежный мир удивительного художника, но для начала нам надо хорошенько размяться. Ведь нас ждут настоящие приключения. Вы готовы? Тогда приготовьте свои ушки что бы слушать и фантазировать, а ротики, чтобы правильно говорить. И наше первое испытание по дороге в снежную сказку это загадки. За каждый ответ вы будете получать волшебную снежинку.

Если где-то на картине есть река,

И лес, и мост, облака, цветы, равнины

То художник нам принес, вовсе не фотомонтаж,

А краской нарисованный … (ПЕЙЗАЖ)



Если видишь, дивный стол,

Блюдо с фруктами, цветок,

Даже если вкусный торт!

То картина… (НАТЮРМОРТ)



Если где-то на листе рыцаря увидел,

Балерину на холсте, иль боярина в плаще,

Знай мой друг перед тобой, жанр очень не простой

Это я, твой логопед, рассказала про … (ПОРТРЕТ)

На проекторе в произвольном порядке выставляется по 2 репродук­ции каждого жанра. Допустимо использование обычной доски, либо мультимедийной.

Логопед. А теперь посмотрите внимательно на доску, попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет? Будьте внимательны, ответы должны быть полными и не забудьте объяснить почему был сделан выбор в пользу того или иного жанра живописи. За каждый полный ответ и объяснение вы будете получать волшебную снежинку.

При затруднении ребенка логопед дает подсказку или образец речи «Я думаю, что на картине, находящейся вверху изображен натюрморт, так как там присутствует посуда и фрукты».

II. Основная часть занятия



1. Знакомство с творчеством И. Грабаря (на проекторе работы художника на выбор логопеда)



Логопед. Вы все справились с заданием, поэтому я хочу познакомить вас с творчеством известного советского художника Грабаря Игоря Эммануиловича.

Родился художник 25 марта 1871 года в Будапеште.  Через пять лет семья переезжает в Россию. С детства у Игоря была тяга к живописи, он часто ходил в Третьяковскую галерею, изучая полотна мастеров, посещал различные выставки художников.

Грабаря выделялась с первых его работ. Игоря относят к художникам-реалистам, так как он специализировался на пейзажах и натюрмортах. Но это не все, особенностью его работ являлась правдоподобность в изображении света и воздуха. На своих картинах ему удавалось передать даже измененные воздухом окраски предметов. Он играл с красками стараясь передать свежесть окружающего его воздуха, и ему это удавалось.

Все его картины образованы густой сетью мелких мазков разного оттенка, таким образом, если смотреть на них с расстояния они смешивались в удивительно-реалистичные изображения окутывающего предметы света. Большую роль в написании шедевров Грабаря сыграла его любовь к зиме и морозным пейзажам. Даже сам художник говорил, что когда приходила весна, и снег сменялся зеленью, природа переставала его привлекать. 

В теплые времена года он писал натюрморты. В 1905-1908 годах Игорь занял некую устойчивую позицию по отношению к зимним пейзажам. На большинстве холстов изображается природа в инее. Игорь Грабарев утверждал, что именно такая природа для него играет красками. Он утверждал: «Порой у меня на палитре не хватало оттенков, чтобы изобразить все красоту морозного солнечного дня». Из набросков картин с инеем, а их было около сотни, у автора образовалась целая сюита «День инея».

2. Знакомство с репродукцией картины И. Грабаря «Февральская лазурь»


На проекторе крупно изображена данная картина И. Грабаря «Февральская лазурь»


Логопед. Вот ребята мы и приблизились к настоящей зимней сказке. Сегодня на занятии мы познакомимся с репро­дукцией картины И.Грабаря «Февральская лазурь» и составим рассказ о том, что на ней изображено. Посмотрите на картину внимательно. Известный советский художник. Художник изображает февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовую рощу в февральский утренник и глубокие сугробы снега. На переднем плане стоит большая белая берёза. Она величественная и красивая. Берёза жемчужина этой картины. Она красива в своём бело-коричневом наряде, с длинными ветками. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег вокруг светло-голубой, а около берёз снег начал подтаивать. На снегу от стволов берёз лежат тёмно-синеватые тени. Небо синего цвета над берёзами плавно переходит в голубой, над полоской леса. На заднем плане картины изображены маленькие берёзки. Их стволы тоже окрашены голубоватым оттенком. На горизонте виднеется единая полоска леса.


Вместо физкультурной минутки рекомендуется использование релаксации. Развитие образного восприятия, понимания речи, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Для создания соответствующего настроения детей можно исполь­зовать музыкальное запись произведения П.И. Чай­ковского «Зимние грезы» или А. Вивальди «Зима» из цикла «Вре­мена года».


Логопед: ребята, а давайте попробуем оказаться в этой картине.


Текст релаксации.

«Сядьте в наиболее удобном для вас положении, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в сказочном зимнем лесу. Это утро. Сейчас Вы тепло одеты и комфортно себя чувствуете. При входе в лес Вы увидели скамейку, Вы садитесь на нее.

Сидя на скамейке, Вы почувствовали, как сквозь деревья на Вас упал лучик солнца. Он очень нежный и светлый. Почувствуйте, как он заряжает Вас теплом и энергией.

Впереди себя Вы видите сугробы и лес. Вдали видно, как на одной из елей сидит красногрудый снегирь.

Посмотрите на этот чудесный лес. Как он прекрасен!

Вдруг Вам захотелось погулять по нему. Вы встаете со скамейки и отправляетесь к елям. Чувствуете, как Ваши легкие наполняет свежий воздух. Ваше дыхание ровное, спокойное, глубокое, свободное.

Вы идете по пушистому снегу. Ваши ноги легкие. и, кажется, что Вы плывете по снегу. Если хотите, потрогайте этот снег, посмотрите, из скольких красивых снежинок он состоит. Поиграйте со снегом. Возьмите его в руки. Подкиньте его. Если Вам хочется, поваляйтесь в нем. Наслаждайтесь этой легкостью, теплом и свободой. Сейчас есть только Вы и природа.

Поиграв со снегом, Вы вдруг заметили березу, всю в снегу. Вы подходите к веточкам березы. Вы стряхиваете с веточки снег, снимаете варежку и медленно прикасаетесь к ветке. Вы заметили замершие пожелтевшие листики. Веточки березы холодные, но податливые, слушаются Ваших прикосновений. Вы чувствуете аромат леса. Он очень свеж и приятен. Вам здесь хорошо. Вы гуляете и наслаждаетесь природой.

Побудьте в этом здесь еще немного. Дышите медленно и глубоко. Вдох. Выдох.

Вы чувствуете, как вы заряжаетесь энергией от этого уголка природы. Он дарит Вам легкость, ощущение свободы, уверенности, радости, восторга. Запомните эти ощущения и чувства. Постарайтесь взять их с собой на весь день. Можете потихоньку возвращаться и открывать глаза.

Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Расскажите, где вы очутились? Похож ли это лес на картину И. Грабаря «Февральская лазурь». А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы. За каждый полный ответ и объяснение вы будете получать волшебную снежинку.

- Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?

- Где происходит действие картины?

- Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?

- Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

- Почему художник назвал картину «Февральская лазурь»?

- Какие краски использует художник для изображе­ния зимней природы и морозного утра?



А теперь, глядя на картину, подберите подходящие об­разные выражения и признаки к словам:

береза — снежная, холодные, с высоким крепким стволом, на ее веточкая остатки прошлогодней листвы…

сугробы — белые, высокие, снежные, глубокие…

небо — холодное, утреннее, голубое, лазурное, чистое, февральское…

3. Составление рассказа по картине с опорой на картинный план.

Логопед. Теперь вам нужно разделиться на две коман­ды. Посмотрите на опорный картинный план и по цепоч­ке составьте рассказ по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». За каждое полное «кра­сивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить волшебную снежинку.

Детям даются схемы опорного кар­тинного плана из книги Н.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» или на проектор выводится таблица в которой отображена картина и схема. Логопед проводит пояснения зачем нужны условные обозначения опорного картинного плана. После этого дети каждой ко­манды по очереди составляют свои рассказы.






III. Подведение итогов занятия

Логопед: Вы все молодцы, справились с этим сложным заданием, а теперь давайте посчитаем сколько снежинок нам удалось собрать. (Считаем снежинки). Дети, давайте поздравим друг друга, ведь вы так старались. Скажите, вам понравилось? Вы бы хотели еще побывать в снежном лесу? Что было самое сложное? А что самое легкое? А теперь давайте возьмем снежинки и украсим эту зеленую фетровую ёлочку. Каждый раз когда вы будете вешать снежинку на ёлочку – загадывайте добрые желания и они обязательно сбудутся, ведь зима – это время чудес.

Дети украшают ёлочку, делятся впечатлениями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!