Русская народная сказка «Лиса и Медведь»
Цели: развивать представления об особенностях жанра сказки; закрепить понятия о систематизации сказок, об основных сказочных элементах, об особенностях сказках о животных; показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных;
Ход урока
1. Организационный момент.
1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…) 2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой...) 3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)
О чем пойдет речь на нашем уроке?
Мы продолжаем изучать произведения фольклора, и сегодня наш урок посвящён одному из самых интересных и любимых всеми фольклорных жанров – сказке. В курсе литературы мы тоже изучаем русские народные сказки. Вспомните, что вы знаете о сказках.
– Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?
Уч-ся: Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно.
Уч-ся: Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. (Запись в тетрадях)
-Чем различается сказка литературная и фольклорная?
Уч-ся: Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.
-Из каких частей состоит сказка?
Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).
Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.
Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.
Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.
– Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)
– Чем различаются сказки разных жанров, а что между ними общего?
- Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.
1. Ребята, какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?
2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?
Медведь доверчивый. В этом причина. Подберите синонимы к этому слову.
Уч-ся: открытый, наивный, простодушный, бесхитростный, простоватый, легковерный, неопытный, несмышлёный, недогадливый.
3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?
Уч-ся: выборочный пересказ.
Лиса хитрая, коварная, себе на уме, не промах, палец в рот не клади, коварная, на мякине не проведешь, голыми руками не возьмешь, изобретательная, своего не упустит, пальца в рот не клади, оборотистая, голой рукой не возьмешь, сухой из воды выйдет.
4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула? Аргументируйте свой ответ.
5. В этой сказке используются многие традиционные сказочные элементы. Назовите их и приведите примеры.
6. Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?
О медведях мы знаем с раннего детства. С одной стороны медведь нам кажется сильным, могучим, заботливым, добрым, трудолюбивым, с другой неуклюжим, косолапым, агрессивным и даже порой глупым. Какой же медведь на самом деле, каким его видят люди?
Ребята высказываются, устно описывают медведя, в результате обсуждения приходят к выводу, что характер медведя олицетворяет характер России.
6. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать русскую народную сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».