СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родной литературе в 5 классе по теме " Русские народные сказки. Сказка "Лиса и Медведь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет учителю в подготовке урока по родной литературе в 5 классе по теме "Русские народные сказки.Сказка "Лиса и Медведь"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родной литературе в 5 классе по теме " Русские народные сказки. Сказка "Лиса и Медведь"»

Русская народная сказка «Лиса и Медведь»

Цели: развивать представления об особенностях жанра сказки; закрепить понятия о систематизации сказок, об основных сказочных элементах, об особенностях сказках о животных; показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных;

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…) 2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой...) 3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)

О чем пойдет речь на нашем уроке?

Мы продолжаем изучать произведения фольклора, и сегодня наш урок посвящён одному из самых интересных и любимых всеми фольклорных жанров – сказке. В курсе литературы мы тоже изучаем русские народные сказки. Вспомните, что вы знаете о сказках.

– Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

Уч-ся: Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно.

Уч-ся: Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. (Запись в тетрадях)

-Чем различается сказка литературная и фольклорная?

Уч-ся: Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.

-Из каких частей состоит сказка?

Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).

Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.

Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.

Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

– Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)

– Чем различаются сказки разных жанров, а что между ними общего?

- Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.

1. Ребята, какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?

2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?

Медведь доверчивый. В этом причина. Подберите синонимы к этому слову.

Уч-ся: открытый, наивный, простодушный, бесхитростный, простоватый, легковерный, неопытный, несмышлёный, недогадливый.

3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?

Уч-ся: выборочный пересказ.

Лиса хитрая, коварная, себе на уме, не промах, палец в рот не клади, коварная, на мякине не проведешь, голыми руками не возьмешь, изобретательная, своего не упустит, пальца в рот не клади, оборотистая, голой рукой не возьмешь, сухой из воды выйдет.

4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула? Аргументируйте свой ответ.

5. В этой сказке используются многие традиционные сказочные элементы. Назовите их и приведите примеры.

6. Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?

О медведях мы знаем с раннего детства. С одной стороны медведь нам кажется сильным, могучим, заботливым, добрым, трудолюбивым, с другой неуклюжим, косолапым, агрессивным и даже порой глупым. Какой же медведь на самом деле, каким его видят люди?

Ребята высказываются, устно описывают медведя, в результате обсуждения приходят к выводу, что характер медведя олицетворяет характер России.

6. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать русскую народную сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!