СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родной (русской)литературе Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»,Ф.И.Тютчев «Русской женщине»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родной (русской)литературе Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»,Ф.И.Тютчев «Русской женщине»»

Конспект урока по родной (русской)литературе

Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»,Ф.И.Тютчев «Русской женщине»


Цели урока:

  • обучение анализу стихотворения; анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны", Ф.И.Тютчев «Русской женщине» ,;

  • обучение сопоставительному анализу лирических произведений разных авторов на одну и ту же тему;

  • развитие навыков выразительного чтения; углубление знаний о художественных средствах выразительности;

  • наблюдение взаимосвязи литературы с другими видами искусств;

  • воспитание бережного отношения к женщине-матери.

Оборудование: компьютерная презентация, демонстрационный материал.


Ход урока.

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы:

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу,

По которой я ушёл когда – то.


Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи…

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу…

2.Определение темы, цели, учебных задач урока.

Итак, темой урока будет стихотворение Н.А.Некрасова, посвященное военным событиям.

- Назовите цель урока

( Обучающиеся: научиться выразительно читать стихотворение, анализировать его)

- Исходя из темы и цели урока, поставьте учебные задачи

(мы должны определить тему стихотворения, идею (главную мысль), выявить художественно-изобразительные средства, символические образы, авторскую позицию). (Учебные задачи записываются на доске в виде плана)Итак, темой урока будет стихотворение Н.А.Некрасова, посвященное военным событиям.

- Назовите цель урока

( Обучающиеся: научиться выразительно читать стихотворение, анализировать его)

- Исходя из темы и цели урока, поставьте учебные задачи

(мы должны определить тему стихотворения, идею (главную мысль), выявить художественно-изобразительные средства, символические образы, авторскую позицию). (Учебные задачи записываются на доске в виде плана)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Об истории написания стихотворения.

До сегодняшнего дня остаётся открытым вопрос, в каком коду было написано произведение. Большинство литераторов склонны относить его к 1855 году. Но многие считают, что это 1856 год, в котором сразу же и увидело оно свет в журнале «Современник».

В это время шла Крымская война и многие представители русского дворянства принимали в ней участие. Так находился на передовой, молодой талантливый автор, Лев Николаевич Толстой. Несмотря на ужасы и тяготы осады, командуя батареей, он находил время для написания своих рассказов.

Во втором номере этого журнала за 1856 г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это — один из «Севастопольских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.В то время шла Крымская война (1853—1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственно участие. В основу «Севастопольских рассказов» положены подлинные факты и события, которые Толстой наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны — на четвертом бастионе.

Николай Алексеевич имел своё мнение о солдатской судьбе. Отец его был военным. Сам он провёл своё детство вблизи с крестьянскими семьями и знал, что из их имения постоянно забирали солдат на службу. Законодательно отдавать долг отечеству мужчины должны были 25 лет. Ведь Россия постоянно принимала участие в военных компаниях. И далеко не все возвращались домой.

В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

Так, под влиянием напряжённой военной обстановки, появилось это стихотворение.

Под впечатлением событий Крымской войны и рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» " А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений — «Внимая ужасам войны...».

Впервые оно было опубликовано в 1856г во 2 номере журнала «Современник».


2. Прочитайте стихотворение

(I)  Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

(II)  Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!

  1.   Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

  1.   Им не забыть своих детей,

                Погибших на кровавой ниве,

                               Как не поднять плакучей иве

               Своих поникнувших ветвей...

Итак, под впечатлением событий Крымской войны и событий, описанных Толстым в «Севастопольских рассказах», Некрасов пишет свое бессмертное стихотворение «Внимая ужасам войны…»

1. Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае говорят: нулевое заглавие.

Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.

История создания – произведение было написано в последние годы Крымской войны под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Исследовали называют разные даты создания стихов: 1855 г. и 1856 г.

1.Итак, какова же тема стихотворения, о чем оно? (о горе матери, потерявшей на войне сына) Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном

2.Что можете сказать о композиционном построении стихотворения? (оно не разделено на части)Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр – элегия.

ЭЛЕГИЯ — стихотворение с характером задумчивой грусти. В этом смысле можно сказать, что бопылая часть русской поэзии настроена на элегический лад, — по крайней мере, исключая поэзию новейшего времени.

В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать

О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.

Прочитайте 1 строфу вслух. О чем в ней говорится? (что поэту не жаль друга и не жаль жены, и самого героя тоже не жаль).

- Это не совсем так. Попытаемся разобраться. Будем предельно внимательны к слову. Попробуем немного изменить построение предложения: переставим частицу «не»: мне не жаль друга, мне не жаль жены, мне не жаль самого героя (такое построение означает отсутствие чувства жалости вообще), а у поэта другое построение: «мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя». Сравните смысл высказывания, что же хотел сказать поэт? (т.е. кого-то все-таки жаль)

- Почему поэту жаль кого-то другого? Найдите ответ на вопрос, прочитав из 2 строфы следующие строки (указать):

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Каким видится поэту современный мир?( лицемерным, пошлым, прозаичным)

- Неужели все в мире неискренне и лживо? Есть ли у поэта ответ?(Да, есть. Искренними, честными являются слезы матерей).

- Подтвердите ответ словами текста («Одни я в мире подсмотрел святые, искренние слезы…) - Искренние слезы напоказ не выставляются, их не каждому дано видеть, их можно заметить, внимательно наблюдая, поэт использует слово «подсмотрел».

- Какие средства художественной выразительности помогли поэту раскрыть тему, идею и свою позицию?

Метафоры – «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива».

Эпитеты – «лицемерные дела», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива».

Сравнения – «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Обобщение: написанное более 150 лет назад, стихотворение Некрасова звучит и сегодня злободневно, современно. Оно как привет поэта из века ушедшего веку идущему и напоминание о том, что война- это ужас, это горе, это то, что не должно повториться!

Своим глубоким содержанием стихотворение привлекло внимание композиторов. Оно 8 раз положено на музыку.

Ф.Тютчев

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои…


И жизнь твоя пройдет незрима,

В краю безлюдном, безымянном,

На незамеченной земле, –

Как исчезает облак дыма

На небе тусклом и туманном,

В осенней беспредельной мгле…

Год написания стихотворения "Русской женщине" точно не установлен, предполагается, что это 1848 или 1849, ведь свет оно увидело практически сразу - в 1850 году, будучи напечатанным в «Киевлянине».

Оно относится к высокому стилю и по жанру является элегией.

Темой произведения является собирательный образ русской женщины. Автор пытается донести до нас всю тяжесть жизни простой крестьянки. У русских женщин в те времена была трудная судьба. Вся их жизнь состояла из отсутствия возможностей, радостей и положительных эмоций.

Тема сопряжена с идеей жертвенности, самоотречения – пренебрегая собственными интересами, положив личную свободу на алтарь семьи, «вдали от света и искусства» не живет она, а влачит жалкое существование.

Композицию произведения можно назвать упрощенной – кульминационный блок опущен, и экспозиция плавно перетекает в развязку .

Лирическим героем стихотворения является крестьянка с тяжелой судьбой.
Ее жизнь проходит незаметно и бесполезно. Также присутствует тайный герой – лирическое «я». Он не критикует образ жизни русской женщины, а выражает сострадание и сожаление.

В произведении присутствует аллюзия на биографию автора. Ф.И. Тютчев любил и уважал женщин, считал их «божественными созданиями», поэтому он использовал представительницу прекрасного пола в качестве лирического героя своего творения.

Художественных средств: ассонанс (повторение «а» в первой срофе, «е» во второй) и аллитерации (повторение «д», «т» на протяжении всего стихотворения).

В произведении преобладают существительные («от солнца и природы», «мечты»). Автор использует их для подробного описания жизни русской женщины. Также в стихотворении присутствуют тропы: эпитеты («живые чувства», «на незамеченной земле»), сравнение («как исчезает облак дыма»), метафора («исчезает … в осенней беспредельной мгле»).

Автор использует стилистические фигуры языка:

анафору («Вдали от солнца и природы,/ Вдали от света и искусства,/ Вдали от жизни и любви»), оксюморон («живые помертвеют чувства»),

градацию («в краю безлюдном, безымянном»).

Размер стихотворения – четырехстопный ямб.

Рифма –женская чередуется с мужской.

Рифмовка – кольцевая.

Финал этой незримой ничтожной жизни поэт подчеркивает при помощи эпитетов (безлюдный, безымянный, тусклый, туманный), сравнения («как исчезает облак дыма»), оксюморона («живые помертвеют чувства»),

В финале образ осенней беспредельной мглы усиливает ощущение бесцельности существования человека вообще и незавидный характер женской доли в России в частности.

4.Рефлексия.

- Вернемся к нашему плану. Проверим, все ли намеченное мы выполнили на уроке? Что вам особенно удалось сегодня? Какой момент урока был для вас наиболее интересным? Когда вы чувствовали себя эмоционально взволнованным? Почему?

Оцените по листу самооценки свою работу на уроке.


5.Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть (по выбору)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!