Конспект урока родной русской литературы в 8 классе
Выполнила: учитель русского языка и литературы Фаизова Люция Рафитовна
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: С. Есенин «Письмо матери»
Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Письмо матери» С. Есенина.
Задачи урока:
Обучающие: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта;
Развивающие: развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина; развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности; совершенствование навыков самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитание почтения и уважения к матери, творчеству С. Есенина.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Слово учителя
Воспевают все, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове — сущего душа
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем — исток всего…………
(Р. Гамзатов)
О каком слове я говорю?
Прочитайте высказывание Н. Островского, вставьте на место пропуска подходящее по смыслу слово:
Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это ….
Н. Островский
Мама, мамочка…
- Если мы говорим о маме, какие слова вспоминаются первыми? (Красота, Доброта, Женственность, Забота, Вежливость, Любовь, Сердечность…)
- Сколько тепла и нежности таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека.
Тема нашего урока – стихотворение С. Есенина «Письмо матери».
Основная часть.
Выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери»
ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
1924
История создания
Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта. « Письмо матери» написано в 1924г, а в 1925 году (что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз.
После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и поэт, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение
Анализ стихотворения
1) Это стихотворение – одно из самых любимых у С. Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? (Это стихотворение о матери, которая ждёт своего сына)
2) Как начинается это стихотворение? Докажите примерами из текста.
(Стихотворение начинается как письмо сына к матери. В нём есть приветствие, спрашивает о состоянии здоровья у матери, звучит пожелание «пусть струится над твоей избушкой … свет»); пишут мне…
3) О чём он знал? («загрустила шибко обо мне»; «часто ходишь на дорогу»; что ей видится во сне «будто кто-то …в кабацкой драке саданул по сердце финский нож»).
4) Какой у матери сын? (не такой уж пропойца, нежный)
5) От чего он пытается уйти? (Попытка уйти «от тоски мятежной», и лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом»).
6) Когда он обещает вернуться? (когда расцветёт белый сад)
7) О чём он просит свою мать? (не будить его, как 8 лет назад)
8) Что мы узнаём о жизни лирического героя? (он рассказывает о ранней утрате, об усталости, всё это он пережил в столь юном возрасте, что даже молиться не хочет)
9) Как заканчивается письмо сына? (пожеланиями о том, чтобы она забыла про тревогу, не грустила много, не ходила на дорогу и не встречала его)
10) На какие части можно разделить стихотворение? (на 3 части)
I часть (первая – третья строфы). Обращение к матери, воссоздание ее образа. Мать тревожится о сыне и выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне».
II часть. Рассказ о лирическом герое, о его жизни. Например: («горький пропойца»), о жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий).
11) Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя?
( «Над избушкой…свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни. А в настоящем есть- кабак, финский нож и тоска)
12) В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что …», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «Не надо!» стоит в конце строки. И выделен восклицательным знаком)
13) Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет?
(К матери. Он пишет: «ты одна мне … помощь … отрада… свет». Стремится к родному дому: «я вернусь…», т.е. надежду на помощь, на понимание лирический герой сохранил)
14) Как сын обращается к матери? («моя старушка», «ты», «тебе», «родная», «ты одна мне помощь и отрада», «ты одна мне несказанный свет»).
Итоги урока
Таким образом, завершая наш урок, давайте ответим на вопрос: «О чем заставил задуматься нас С. Есенин?» ( Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе своей жизни, своего рода подведение итогов).
5. Домашнее задание.
Написать письмо своей матери, признаться в любви, сказать какая она красивая, заботливая и любимая, попросить прощения.
6.Выставление оценок.
7. Используемая литература
1. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/08/08/otkrytyy-urok-literatury-v-9-klasse-nezhnostyu-propitannoe
2. https://infourok.ru/razrabotka-po-literature-na-temu-sa-esenin-pismo-materi-848015.html
3. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-s-iesienin-pis-mo-k-matieri
4. https://multiurok.ru/files/urok-litieratury-v-11-klassie-po-trkmchp-na-tiemu.html
5. https://gigabaza.ru/doc/66309.html
6. http://parnasse.ru/klassika/esenin-sergei-aleksandrovich-1895-1925/pismo-materi.html
7. https://esenin.ru/