СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родной русской литературе на тему "С. Есенин "Письмо матери" (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по родной русской литературе на тему "С. Есенин "Письмо матери" (8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родной русской литературе на тему "С. Есенин "Письмо матери" (8 класс)»

Конспект урока родной русской литературы в 8 классе

Выполнила: учитель русского языка и литературы Фаизова Люция Рафитовна

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: С. Есенин «Письмо матери»

Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Письмо матери» С. Есенина.


Задачи урока:


Обучающие: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта;

Развивающие: развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина; развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности; совершенствование навыков самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитание почтения и уважения к матери, творчеству С. Есенина.

Тип урока: изучение нового материала.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.


  1. Слово учителя


Воспевают все, что вечно ново,

И хотя  совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове — сущего душа

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем — исток всего…………

(Р. Гамзатов)

О каком слове я говорю?

Прочитайте высказывание Н. Островского, вставьте на место пропуска подходящее по смыслу слово:

Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это ….

Н. Островский

Мама, мамочка…


- Если мы говорим о маме, какие слова вспоминаются первыми? (Красота, Доброта, Женственность, Забота, Вежливость, Любовь, Сердечность…)

- Сколько тепла и нежности таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. 

Тема нашего урока – стихотворение С. Есенина «Письмо матери».



  1. Основная часть.

Выразительное чтение  стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери»


ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

1924


История создания

Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта. « Письмо матери» написано в 1924г, а в 1925 году (что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз.

После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и поэт, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение


Анализ стихотворения

1) Это стихотворение – одно из самых любимых у С. Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? (Это стихотворение о матери, которая ждёт своего сына)
2) Как начинается это стихотворение? Докажите примерами из текста.

(Стихотворение начинается как письмо сына к матери. В нём есть приветствие, спрашивает о состоянии здоровья у матери, звучит пожелание «пусть струится над твоей избушкой … свет»); пишут мне…

3) О чём он знал? («загрустила шибко обо мне»; «часто ходишь на дорогу»; что ей видится во сне «будто кто-то …в кабацкой драке саданул по сердце финский нож»).

4) Какой у матери сын? (не такой уж пропойца, нежный)

5) От чего он пытается уйти? (Попытка уйти «от тоски мятежной», и лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом»).

6) Когда он обещает вернуться? (когда расцветёт белый сад)
7) О чём он просит свою мать? (не будить его, как 8 лет назад)

8) Что мы узнаём о жизни лирического героя? (он рассказывает о ранней утрате, об усталости, всё это он пережил в столь юном возрасте, что даже молиться не хочет)

9) Как заканчивается письмо сына? (пожеланиями о том, чтобы она забыла про тревогу, не грустила много, не ходила на дорогу и не встречала его)

10) На какие части можно разделить стихотворение? (на 3 части)

I часть (первая – третья строфы). Обращение к матери, воссоздание ее образа. Мать тревожится о сыне и выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне».

II часть. Рассказ о лирическом герое, о его жизни. Например: («горький пропойца»), о жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий).
11) Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя?

( «Над избушкой…свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни. А в настоящем есть- кабак, финский нож и тоска)
12) В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что …», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «Не надо!» стоит в конце строки. И выделен восклицательным знаком)
13) Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет?

(К матери. Он пишет: «ты одна мне … помощь … отрада… свет». Стремится к родному дому: «я вернусь…», т.е. надежду на помощь, на понимание лирический герой сохранил)
14) Как сын обращается к матери? («моя старушка», «ты», «тебе», «родная», «ты одна мне помощь и отрада», «ты одна мне несказанный свет»).



  1. Итоги урока


Таким образом, завершая наш урок, давайте ответим на вопрос: «О чем заставил задуматься нас С. Есенин?» ( Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе своей жизни, своего рода подведение итогов).

5. Домашнее задание.

Написать письмо своей матери, признаться в любви, сказать какая она красивая, заботливая и любимая, попросить прощения.

6.Выставление оценок.


7. Используемая литература

1. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/08/08/otkrytyy-urok-literatury-v-9-klasse-nezhnostyu-propitannoe

2. https://infourok.ru/razrabotka-po-literature-na-temu-sa-esenin-pismo-materi-848015.html

3. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-s-iesienin-pis-mo-k-matieri

4. https://multiurok.ru/files/urok-litieratury-v-11-klassie-po-trkmchp-na-tiemu.html

5. https://gigabaza.ru/doc/66309.html

6. http://parnasse.ru/klassika/esenin-sergei-aleksandrovich-1895-1925/pismo-materi.html

7. https://esenin.ru/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!