СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному (русскому) языку "Можно ли об одном и том же сказать по-разному" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному (русскому) языку "Можно ли об одном и том же сказать по-разному" 4 класс»

Конспект урока №9 по родному (русскому) языку

Учитель Л. С. Малеванова класс 4-А 05.03.2022


Тема урока: Можно ли об одном и том же сказать по разному? 05.03.2022

Цель: Создание условия для знакомства с понятием «синонимические выражения и предложения», учить употреблять их в речи.

Задачи:

В сфере личностных УУД:

    • формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

    • развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

    • формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку.

В сфере регулятивных УУД:

    • формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    • развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

    • развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.

    • искать, получать и использовать информацию

В сфере коммуникативных УУД:

    • развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

    • воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Оборудование. учебник «Русский родной язык» О. М. Александрова 4 класс, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Тихо все за парту сели

На меня все посмотрели.

- Предлагаю вам в начале урока подарить друг другу хорошее настроение. Сегодня на уроке каждый из вас сможет получить хорошую оценку, а для это нужно постараться.

- Итак, ребята, настроились на работу?

2. Проверка д/з.

- Самопроверка со слайда презентации:

- Какая есть особенность у слова класть?

- Какая особенность есть у слова положить?

Вывод-напоминание: слово «класть» не используется с приставкой, кроме единственного устойчивого сочетания «работать не покладая рук»; слово «положить» не используется без приставки, слова «ложить» не существует.

3. Актуализация знаний.

а) образование формы 1-го лица единственного числа от глаголов победить, галдеть;

б) закрепление знаний об употреблении глаголов кушать, есть:

- Идите … !

- Я … суп.

- Ты уже … ?

- …, пожалуйста.

4. Формулирование темы урока. Целеполагание.

а) закрепление знаний о синонимах:

- Как можно называть глаголы кушать и есть? (синонимы).

- Что такое синонимы?

- Какую роль играют синонимы в речи?

б) Упражнение в подборе синонимов (работа в группах):

1-я группа - врач (лекарь, доктор, знахарь, эскулап)

2-я группа - пища (еда, яства, жратва, корм)

3-я группа - старый (ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый)

4-я группа - разговаривать (болтать, беседовать, молвить, трепаться).

5-я группа - идти (брести, плестись, шагать, шкандыбать)

6-я группа – плохо (ужасно, кошмарно, безобразно, возмутительно)

7-я группа - чудесный (замечательный, восхитительный, великолепный, изумительный)


в) создание проблемной ситуации

- А могут ли быть синонимами словосочетания или целые предложения? А как вы думаете?

- Какова тема сегодняшнего урока? Цель?

5. Открытие новых знаний.

-Чтобы ответить на вопрос урока, проведем исследование: упр.1 в парах

- Какой вывод можно сделать?

- Правильно, но синонимы в русском языке – это слова близкие по значению. А про предложения и словосочетания принято говорить СИНОНИМИЧЕСКИЕ (работа с правилом)

6. Осмысление нового материала.

- А как вы думаете, получится у Вас соотнести синонимические словосочетания?

-Установите соответствие (работа в парах).

- Взаимопроверка.

- Давайте сделаем вывод. Так как называются такие словосочетания? (синонимическими)

Физминутка

7. Закрепление материала урока.

а) комментированное выполнение упр. 2 (стр. 64);

Запись в тетради:

Дупло белки - беличье дупло, берлога медведя - медвежья берлога, след зайца – заячий след, рычание льва - львиное рычание, хвост крокодила- крокодилий хвост, семейство крокодила - крокодилово семейство.

б) работа со словарём фразеологизмов (медвежья услуга, крокодиловы слёзы, львиная доля), введение фразеологизмов в предложение;

в) повторение правил этикета:

- Игра «Этикетные синонимы» упр. 5 (стр. 66)

- Как по-другому называются эти слова? «Волшебные слова»

- А почему их так называют? Зачем они нам нужны?

г) развитие речи:

- Составление ложных предложений из простых с помощью союзов потому что, так как, поэтому

Упр. 6 (стр. 67)

Запись в тетради:

Загорелся красный свет, поэтому все остановились. Нельзя пользоваться лифтом во время пожара, так как это опасно. На нас посыпались хлопья снега, потому что порыв ветра качнул верхушки елей.

- Беседа по ОБЖ.

8. Домашнее задание: стр. 65, упр. 3.

9.Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Для чего в русском языке нужны синонимические словосочетания и предложения?

- Что понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднения?

- Оцените свою работу на уроке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!