СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Конспект урока по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тема урока: Онегин в деревне (2 глава).


«Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень... »


Цели урока:

  1. обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образом Онегина; начать работать над художественным своеобразием романа;

  2. развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

  3. воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви.


План урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация.

3. Целеполагание.

4. Коммуникация.

5. Рефлексия.

6. Подведение итогов. Домашнее задание.



















Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности

 – Здравствуйте, ребята. Откройте тетради и запишите число, тему урока и эпиграф. Итак, мы продолжаем изучать роман «Евгений Онегин». Давайте с вами вспомним историю создания романа.

2. Актуализация.

– Сколько времени писал Пушкин свой роман?(Почти восемь лет создавал Пушкин свой роман).

– Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором? (В романе 8 глав, задумано было 10+отрывки из путешествия Онегина).

– Сразу ли он был напечатан? (Он был напечатан не сразу в завершенном виде, а выходил отдельными главами).

– Как отнеслись читатели и критики к роману, не зная целого произведения? (Читатели, и критики судили о романе по частям, не зная целого. Отсюда – отрицательные, категоричные отзывы современников о романе, как неудавшемся произведении поэта).

– Как вы думаете, ребята, еще почему так восприняли роман Пушкина? Какое направление господствовало в литературе того времени? (Романтизм, Пушкина знали как автора замечательных романтических произведений: «Кавказский пленник», «Цыганы» и др. А «Евгений Онегин» – это первый реалистический роман мировой литературы).

– А что такое реализм? (Это изображение типичного человека в типических обстоятельствах).

– В чем еще жанровое своеобразие романа? (Это был не просто роман, а роман в стихах. Не случайно Пушкин в письме к Вяземскому указал на эту «дьявольскую разницу»).

– Назовите художественные особенности романа (по цепочке).

– Назовите основные сюжетные линии (Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна).

– Расскажите о жизни Онегина в Петербурге (Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о пустой, бездельной, бессодержательной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Воспитание, полученное Онегиным, было самое губительное. Он рос без матери; отец легкомысленный петербургский барин-чиновник, видимо, не обращал на него никакого внимания, поручив его наемным «убогим» гувернерам. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку).

3.Целеполагание

На прошлом уроке мы с вами познакомились с Евгением Онегиным, как он жил в Петербурге, чем занимался, что его волновало, а что печалило.

Сегодня мы продолжаем работу над романом. Как вы думаете, каких целей мы будем придерживаться?

4.Коммуникация

– Как вы помните, мы простились с Онегиным на прошлом уроке, когда он переехал жить в деревню. Для чего Пушкин вводит Онегина в иную среду?

– Чтобы показать героя шире, в разной обстановке. Здесь, в деревне, Онегин нашел себе занятие, он решил учредить новый порядок.

– С чего начинается 2 глава?

– С описания деревни.

– О ком идет речь в 3 строфе?

– Рассказывается о жизни дяди Евгения, который

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

– В двух строчках – целая жизнь, и какой невыразимой скукой повеяло от этой жизни: сорок лет без дела в глухой деревне! О дяде Онегина не случайно рассказано именно здесь: попав в деревню, Евгений имеет полную возможность повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.

Чтение 4 строфы.

Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?

– Заменил непосильную для крестьян барщину (принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве помещика) «легким» оброком (одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами). В декабристских кругах оброк считался не только более легкой формой крепостной зависимости, но и путем к освобождению крестьян. Переведение крестьянина на оброк означало автоматическое уничтожение заводов крепостных мануфактур, обслуживающихся барщинным трудом – одной из наиболее тяжелой для крестьянина и доходной для помещика. Онегин, который был «хозяином заводов», переведя крестьян на оброк, не только облегчил их труд, но и значительно уменьшил свои доходы.

Это было не единичным явлением, Онегин в Петербурге вращался в кругах довольно умных, передовых людей, поэтому знал, что такие новшества вводят в деревне.

– Но как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите в тексте (4 строфа).

– Онегин опять остается в полном одиночестве, его новшества никто не принял (5 строфа). И здесь Пушкин вводит новое лицо в свой роман, в деревню приезжает некий Владимир Ленский.

– Найдите портрет Ленского, каким он предстает перед нами?

– Чтение 6,7,8 строф. Ленский еще не видел света, он сразу из-за границы приехал в деревню. Русское провинциальное дворянство было совершенно чуждо ему. И в этой «пустыне, где один Евгений мог оценить его дары...» Ленский сближается с ним: «Они сошлись...».

– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина?

– «От делать нечего друзья». То есть дружба их была случайной, два совершенно разных человека, противоположности: поэт-романтик и уже во многом разочаровавшийся скептик.

– Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.

– Чтение 15 строфы. Он смотрит на Ленского как человек, умудренный опытом, который через все это уже прошел, но как человек циничный. Ленский – это душа чистая, восторженная, нетронутая разъедающим влиянием света, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.

Пушкин, сопоставляя Онегина и Ленского, одновременно подчеркивает и ущербность каждого в отдельности, и духовную ценность каждого из них.

– Что же сближало Онегина и Ленского?

– Онегина привлекали в Ленском ум, эрудиция, стремление узнать что-то новое. И хотя он «слушал Ленского с улыбкой», все, чем жил его новый приятель, чем дорожил, восторгался, - все это было дорого Онегину, было для него как очищение, ведь он сам когда-то был таким. Все это сблизило Онегина и Ленского, они стали неразлучны. Ленский, впервые полюбив, открывает Онегину тайну своего сердца.

Чтение 19 строфы.

– Мы узнаем, что Ленский влюблен в Ольгу. Кто же была Ольга? Какой она предстает перед нами?

Чтение 21,23.

– Как выглядит Онегин? Какие у него глаза, волосы, какого он роста? Пушкин не нарисовал его портрета, да и о Ленском мы знаем одну только деталь: «кудри черные до плеч». В них важно другое: их духовный облик, мечты, страдания, мысли. А Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня. У нас возникает сомнение: да знает ли Ленский свою избранницу? И если знает – как же любит? Пушкин дает Ольге только внешний портрет.

А Татьяна? Какой была Татьяна?

– Чтение 24,25. Пушкин рассказывает не столько о том, какой была Татьяна, сколько о том, какой она не была: обычной. Если «все в Ольге...но любой роман возьмите...», то в Татьяне все свое, все необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг.

Чтение 26-28 строф.

– Вот представьте, такой была Татьяна, особенной, не похожей на других, хотя воспитывалась в семье провинциального поместного дворянства.

– Что мы узнаем о семействе Лариных?

Чтение 29-35 строф.

– Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных?

– Чтобы показать, в какой среде росла Татьяна. Ведь здесь было все исконно русское (35 строфа).

– А Онегину это все было чуждо. И вот в такой семье две совершенно разные девушки.

– Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу?

– Портрета Татьяны нет, потому что Пушкина интересует прежде всего ее внутренний мир.

– Что привлекает Ленского в Ольге?

– Веселость, красота, жизнерадостность.

– А что может привлечь Онегина в Татьяне?

– Онегин одинок, в деревне ему чуждо все русское, он воспитывался на французских образцах, светский щеголь, но все ушло, оставив в его душе лишь разочарование. В душе они были близки.

5.Рефлексия

 – Что мы узнали нового об Онегине?

6. Домашнее задание. Подведение итогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!