Тема: «Изменение глаголов по временам».
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.
Задачи: развивать умения обучающихся определять время глаголов и изменять глаголы по временам, используя элементы исследования; воспитывать у обучающихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Формируемые УУД.
Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
Предметные: изменять глаголы по временам, правильно образовывать временные формы; распределять глаголы по временным формам; умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы.
Формы организации деятельности детей: групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями для работы на уроке.
Ход урока:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 1
- Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!
Пожелаем всем удачи и успешности в придачу!
2. Актуализация знаний.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Словарная работа.
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
3) Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (Горох ).
5) Любит воду и тенёк,
Носит жёлтенький цветок,
Усы зелёные растит,
И на зубах всегда хрустит! (Огурец.)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.) Слайд 2
- Поставьте в словах ударения, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
- А теперь прочитайте первые буквы в словах, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.) Слайд 3
- Что мы уже знаем о глаголе? Слайд 4
3.Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.
– Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?
– Прочитайте текст на экране. Слайд 5
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.
– Почему вам было смешно, читая строчки?
– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно? Измените форму глаголов, прочитайте.
Это наша тема. (Изменение глаголов по временам). Слайд 6
Цель: научиться изменять глаголы по временам. Слайд 7
4.Открытие новых знаний. Исследование (работа в группах).
1. Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.
План работы: Слайд 8
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи (сейчас) глагол стоит в …… времени.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи (вчера) глагол стоит в …….. времени.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи (завтра) глагол стоит в …….. времени.
2) Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
3) Отчет групп с места. К доске выходят по 1 человеку из группы и заполняют таблицу.
(записывают на доске вопросы к глаголам, озаглавливают)
I столбик “В момент речи” (настоящее)
II столбик “До момента речи”(прошедшее)
III столбик “После момента речи” (будущее)
4) Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.
– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени
(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени
(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени
(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).
2. Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.
– Что мы сейчас делаем?
(– Работаем)
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).
– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.
(– Окончание –ем).
– Что мы делали вчера?
(– Работали).
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).
– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.
(– Окончание – и).
– Что мы будем делать завтра?
(– Будем работать).
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В будущем).
– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.
(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).
– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.
(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).
– На какой вопрос мы ответили? (Глаголы изменяются по временам)
- А все ли глаголы имеют три временные формы? Слайд 9
Чтобы узнать, возьмём глаголы неопределённой формы и попробуем образовать временные формы.
что делать? Рисовать – рисует, рисовал, будет рисовать;
что сделать? Нарисовать – нарисовал, нарисует (записываем в тетради)
– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать? Слайд 10
– Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?
– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.
– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)
3.Выполним письменно в тетради упр. 694 (выписать глаголы, поставить к ним вопросы, определить их вид и время).
5. Физкультминутка
6. Самостоятельная работа в парах.
Задание к карточке:
1. Прочитать текст выразительно.
2. Определить основную мысль текста.
3. Выписать из текста глаголы, определить вид и время глаголов.
4. Устно объяснить правописание слов с пропущенными буквами.
Весенняя уборка
Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа будет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно см…треть, как природа заботливо уб…рает два раза в год свой желтый, сухой и мертвый мусор. Один раз весной она закрыва…т его от нашего глаза цветами, другой раз осенью – снегом.
Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымят(?)ся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело, они живут, но их время прошло. Сейчас уд…вляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветники звездочки. Изредка попадает(?)ся, но тоже удивля…т волчье лыко.
Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.
М.М.Пришвин
Проверка.
7.Применение новых знаний.
-А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим, как вы усвоили тему урока.
Игра называется «Аккуратный почтальон».
3 группы – это 3 команды. Для игры необходимы:
Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».
Магниты.
Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):
Игроки-почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.
8.Подведение итогов. Составление кластера.
Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему: КЛАСТЕР
- Мы с вами сегодня научились изменять глаголы по временам? Цель урока достигнута? Слайд 11
- Что важно помнить, чтобы правильно образовать временные формы глагола?
(Правильно задавать вопросы)
9. Рефлексия «Весна» Слайд 12
- На уроке вы очень хорошо поработали, и наше солнышко засветило ещё ярче, травка на нашей весенней поляне зазеленела, не хватает цветочков. А какие весенние цветы вы знаете?
Если вы поняли тему урока, то украсьте поляну жёлтыми цветами (мать-и-мачеха). Если не очень – синие цветы (пролеска). Ну а если совсем ничего не поняли, нужна помощь, то белые цветы (подснежники).
10. Домашнее задание на образовательной платформе Скайсмарт