СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение глаголов по временам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение глаголов по временам"»

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.

Задачи: развивать умения обучающихся определять время глаголов и изменять глаголы по временам, используя элементы исследования; воспитывать у обучающихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Формируемые УУД.

Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;

Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,

Предметные: изменять глаголы по временам, правильно образовывать временные формы; распределять глаголы по временным формам; умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы.

Формы организации деятельности детей: групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование:  доска, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями для работы на уроке.

Ход урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 1

- Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!

Пожелаем всем удачи и успешности в придачу!

2. Актуализация знаний.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей(Газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)

3) Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)

4) На жарком солнышке подсох 
И рвётся из стручков … (Горох ).

5) Любит воду и тенёк,

Носит жёлтенький цветок,

Усы зелёные растит,

И на зубах всегда хрустит! (Огурец.)

6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.) Слайд 2

- Поставьте в словах ударения, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

- А теперь прочитайте первые буквы в словах, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.) Слайд 3

- Что мы уже знаем о глаголе? Слайд 4

3.Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.

– Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?

– Прочитайте текст на экране. Слайд 5

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.

– Почему вам было смешно, читая строчки?

– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно? Измените форму глаголов, прочитайте.

Это наша тема. (Изменение глаголов по временам). Слайд 6

Цель: научиться изменять глаголы по временам. Слайд 7

4.Открытие новых знаний. Исследование (работа в группах).

1. Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.

План работы: Слайд 8

    1. Прочитайте предложения.

    2. В скобках запишите вопрос к глаголу.

    3. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

    4. Запишите вывод.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи (сейчас) глагол стоит в …… времени.

Рабочий лист (группа №2)

(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи (вчера) глагол стоит в …….. времени.

Рабочий лист (группа №3)

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи (завтра) глагол стоит в …….. времени.

2) Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

3) Отчет групп с места. К доске выходят по 1 человеку из группы и заполняют таблицу.

(записывают на доске вопросы к глаголам, озаглавливают)

I столбик “В момент речи” (настоящее)

II столбик “До момента речи”(прошедшее)

III столбик “После момента речи” (будущее)

4) Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени

(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени

(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени

(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).

2. Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

– Что мы сейчас делаем?

(– Работаем)

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).

– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.

(– Окончание –ем).

– Что мы делали вчера?

(– Работали).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).

– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.

(– Окончание – и).

– Что мы будем делать завтра?

(– Будем работать).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В будущем).

– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.

(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

– На какой вопрос мы ответили? (Глаголы изменяются по временам) 

- А все ли глаголы имеют три временные формы? Слайд 9

Чтобы узнать, возьмём глаголы неопределённой формы и попробуем образовать временные формы.

что делать? Рисовать – рисует, рисовал, будет рисовать;

что сделать? Нарисовать – нарисовал, нарисует (записываем в тетради)

– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать? Слайд 10

– Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)

– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?

– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.

– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)

3.Выполним письменно в тетради упр. 694 (выписать глаголы, поставить к ним вопросы, определить их вид и время).

5. Физкультминутка

6. Самостоятельная работа в парах. 

Задание к карточке: 

1. Прочитать текст выразительно.

2. Определить основную мысль текста.

3. Выписать из текста глаголы, определить вид и время глаголов.

4. Устно объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

Весенняя уборка

    Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа будет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно см…треть, как природа заботливо уб…рает два раза в год свой желтый, сухой и мертвый мусор. Один раз весной она закрыва…т его от нашего глаза цветами, другой раз осенью – снегом.

    Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымят(?)ся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело, они живут, но их время прошло. Сейчас уд…вляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветники звездочки. Изредка попадает(?)ся, но тоже удивля…т волчье лыко.

    Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.

М.М.Пришвин

Проверка.

7.Применение новых знаний.

-А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим, как вы усвоили тему урока.

Игра называется «Аккуратный почтальон».

3 группы – это 3 команды. Для игры необходимы:

    1. Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

    2. Магниты.

    3. Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):

Игроки-почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

8.Подведение итогов. Составление кластера.

Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему: КЛАСТЕР

- Мы с вами сегодня научились изменять глаголы по временам? Цель урока достигнута? Слайд 11

- Что важно помнить, чтобы правильно образовать временные формы глагола?

(Правильно задавать вопросы)

9. Рефлексия «Весна» Слайд 12

- На уроке вы очень хорошо поработали, и наше солнышко засветило ещё ярче, травка на нашей весенней поляне зазеленела, не хватает цветочков. А какие весенние цветы вы знаете?

Если вы поняли тему урока, то украсьте поляну жёлтыми цветами (мать-и-мачеха). Если не очень – синие цветы (пролеска). Ну а если совсем ничего не поняли, нужна помощь, то белые цветы (подснежники).

10. Домашнее задание на образовательной платформе Скайсмарт

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!