СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Тема урока: Именительный падеж имен существительных

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.

Задачи урока: 

  • развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;

  • знать особенности  именительного падежа;

  • формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

  • формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

                   Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу;

                   Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

                   Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы;

                   Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию

Оборудование:

Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», контрольно измерительные материалы О.Н.Крылова «Русский язык», раздаточный материал (индивидуальные карточки)

























Ход урока

  1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок. Настроились на урок, мысленно  пожелали успеха товарищам, поприветствовали гостей и произнести вместе волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

-Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к урокам, я прочла очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ. Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ, МАТЬ.

 -Как вы думаете?( дети высказывают свои мнения)

-На этот вопрос мы ответим позже, когда проведем наше исследование.

-Скажите мне, какое сейчас у нас время года? ( зима)

А чего нам не хватает зимою? (солнышка, тепла)

- Сегодня в гости к нам пришло зимнее солнышко, чтобы еще порадовать нас и согреть своим теплом. А чего не хватает у нашего солнышка? Каждый лучик будет волшебный - это пожелание для успешного путешествия по стране знаний.  За каждое правильно выполненное задание-лучик пожелание. И так в путь!

- Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?

- Скажите, а что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы).

- Сегодня на уроке вы будете исследователями.

 2. Чистописание

- Откройте свои тетради. Сегодня мы с вами прописываем заглавную и строчную букву Мм


     3.   Актуализация знаний.

-Для того, чтобы провести исследование, нам нужно подготовиться к нему. Вспомним некоторые понятия.

-Что такое подлежащее?

-Что оно обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Какой частью речи чаще всего оно выражено?

-Далее работа в парах по карточкам. У вас на столах лежат карточки № 1. Вы с соседом по парте их заполняете самостоятельно. Вставить пропущенные (недостающие слова)

А затем мы все вместе себя проверим.

(Работа по карточкам (в парах)).

-Кто допустил ошибку?

 

Карточка №1

Вставить пропущенные (недостающие слова)

 

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода,

 ______________________ рода и __________________________ рода.

4. Имена существительные изменяются по ____________________ .

(Самопроверка)

-С первым заданием мы с вами справились. И у нас появляется лучик хорошее настроение!

(Лучик - хорошее настроение)

-Как иначе называется изменение по падежам? (склонением)

-Как узнать падеж имён существительных? (Памятка на доске )


4. Повторение.

- Далее мы с вами работаем индивидуально по карточка № 2.

-Возьмите карточки. Что необходимо сделать? Приступайте!

Карточка № 2

Определить падеж имени существительного  труд (записать только падежи)

  • Человек трудом красен. (Т.п.)

  • Терпенье и труд всё перетрут. . (И.п.)

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

  • По труду о человеке судят. (Д.п.)

  • Человек воспевает труд. (В.п.)

  •  Есть много пословиц о труде. (П.п.)

(один человек у доски)

-А теперь давайте проверим себя!

-Мы с вами заслужили еще один лучик!

(лучик- желание учиться)


5. Актуализация знаний.

-На доске записаны 3 предложения.

Наступила весна.

Ребята пришли.

Солнце светит.


-Что вы можете сказать об этих предложениях? (простые нераспространенные предложения)

-Сравните имена существительные в предложениях. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже)

-Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? ( в предложении они являются подлежащими)


2) Определение темы урока

-Определите тему урока.

-Откройте свои учебнике на 42 странице и прочитайте тему рока.

Именительный падеж имен существительных

-А кто-нибудь знает, почему именительный падеж называется именительным падежом?

-Сейчас я вам расскажу его историю.

 История его названия восходит к древним временам Греции и Рима. Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское  одинаково значили «имя». На русский язык это слово перевели как именительный.  Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.

-Какие задачи вы ставите перед собой на уроке?

( узнать и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. Падеж)

- Давайте познакомимся с правилом на 42 странице (кто-то читает)

-На какие вопросы отвечают имена существительные в И. п.? (кто? Что?)

-Каким членом предложения являются сущ в И. п.? ( Подлежащим)

- Есть ли предлоги перед  сущ. в И. п.? ( Нет)

-Послушайте стихотворение про И. падеж

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

- Еще один лучик есть у нашего солнышка. ( лучик-дружба)


Физминутка

-Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте все из-за парт и повторяйте движения.


   4)Работа по учебнику.

-Присели на свои места.

- Чтобы закрепить, наши знания выполним 74 упражнение на странице 42.

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

(Один человек у доски, а остальные в тетрадях)

-Назовите имена существительные с орфограммами, объясните их написание.

- Назовите имена существительные, которые стоят в именительном падеже.

-Назовите синонимы в этом предложении. ( буран, вьюга, ветер, вихрь)

-Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже?

( в предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)

-Мы с вами заслужили еще один лучик!

лучик-терпение)


- А теперь я предлагаю вам вернуться к нашему первому вопросу к предложению: ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ.

работа с предложением

-Когда сущ ДОЧЬ будет в И.п? (когда оно будет подлеж)

-От чего это зависит? (от порядка слов в предложении)

-составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в И п.(запись) (аналогично со словом МАТЬ)

- Ну вот и еще один лучик у нас!

 (лучик – ответственность)


Закрепление

- Чтобы закрепить наши знания выполним 75 упражнение.

-Что необходимо сделать?

-Приступайте к работе самостоятельно. А затем мы все вместе проверим.

- И еще один лучик мы получили для нашего солнышка!

 ( лучик-дисциплинированность)


7. Итог урока.

Какую тему мы изучали?

Какую цель ставили перед собой? Достигли цели?

Дополни предложения:

Существительное в именительном падеже  отвечает на вопросы (Кто? Что?)

Существительное в именительном падеже является в предложении ( подлежащим)

У именительного падежа нет ( предлогов)

- Сегодня мы хорошо работали и получили еще один лучик пожелание.

(  лучик-здоровье)

8. Рефлексия

-А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.

-На столах у вас лежат солнышки. Раскрасьте их в нужный цвет.

- Красный – ответ полный и уверенный

-Зелёный – ответ требовал небольших дополнений

-Синий - ответ требовал исправлений.

-Поднимите, кто раскрасил в красный цвет? И т.д.


9. Домашнее задание. Выучить правило на с. 42, р.т. с. 30-31











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!